Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
проект (средняя группа) по теме
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 208.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 79 « Садко»
Познавательно-исследовательский,
творческий проект
для детей среднего дошкольного возраста на тему:
«Чудо – огород у Матроскина растёт»
Автор: Хаирланамова Флюза Зифиловна, воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 79 « Садко»
г. Сургут 2017г
Информационная карта
Наименование проекта: | «Чудо огород – у Матроскина растет» |
Цель проекта: | Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений. |
Задачи проекта: |
|
Сроки реализации проекта: | Краткосрочный : март-май 2017г. |
Этапы реализации проекта: |
|
Краткое описание проекта: | |
Порядок управления реализацией проекта: | Управление реализацией проекта осуществляется педагогом дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. |
Исполнители проекта: | Воспитанники, педагог и родители. |
Форма проведения: | Дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции). |
Место проведения: | г. Сургут, МБДОУ детский сад №79 |
Разработчик проекта: | Хаирланамова Флюза Зифиловна, воспитатель высшей квалификационной категории г. Сургута. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации проекта: | Отчёт на педагогическом фестивале проектов |
Ожидаемые результаты: | Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике. Активное участие родителей в реализации проекта. |
Актуальность проекта
Девиз проекта: «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать и познавать, что творит и приносит природа»
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создала условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан “огород на окне”, который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне».
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок: от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач. Взаимодействия с родителями (законными представителями)
Участники проекта: дети, педагог, родители
Работая над проектом, дети узнают о роли и значений овощей в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в овощах, познакомятся о значении света тепла воды для роста растений, историей возникновения лука.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети с воспитателем проводят исследовательский эксперимент, выводы представляют их в виде рисунков в дневниках наблюдений.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (март-май)
Тип проекта: смешанный
Предполагаемые результаты: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике и пересадка растений в свой участок, последующим уходом за ними. Активное участие родителей в реализации проекта.
Принципы организации деятельности:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип интеграции – содержание речевых игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
- Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
- Принцип возрастной адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
-Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
-Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
-Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Содержание реализации проекта:
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
-Создание огорода на окне;
-Организация образовательного пространства в группе;
-Обучение воспитанников навыкам трудовой деятельности;
-Формированию у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к созданию мини-огорода в домашних условиях;
Методические продукты:
-Создан проект «Чудо огород – у Матроскина растет», ориентированный на воспитанников среднего дошкольного возраста и их семьи;
-Разработан перспективный план работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах;
-Оформлены методические рекомендации: консультация для родителей «Активизация познавательной активности детей»;
-Организован домашний мини-огород;
-Пересадка выращенных растений на участок группы и детского сада;
Материально - техническое: огород, магнитофон, ИКТ, центр экспериментирования , DVD, кассеты, наглядные иллюстративные материалы
Информационно-практические продукты:
-Папка-передвижка «Витамины для здоровья»;
-Создана презентация «Фрукты и овощи»
Продукты проектной деятельности:
-Выставка детских рисунков «Лук »; «Овощи и фрукы»
- Фото - выставка огорода на окне.
- Альбом «Наш огород” (пословицы, поговорки, загадки об овощах и фруктах);
- Домашний мини-огород на окне;
Продукт детской деятельности:
- Альбом “Овощи и фрукты” (пословицы, поговорки, загадки);
- Альбом “” (правила поведения)
- Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
- Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
- Подготовка совместных мини-огородов детей и родителей:
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный (организационный)
-Изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
-Составление планирования детской деятельности в рамках проекта;
-Подбор основного оборудования и материала к посадке и выращиванию огорода;
IIэтап –основной
-Проведение работы с детьми познавательно- исследовательской деятельности по выращиванию огорода на окне.
-Подведение родителей к выводу о том, что наблюдение за ростом и изменениями имеет огромное значение для всестороннего развития детей;
III этап – итоговый (обобщающий)
-Провести анализ полученных результатов. Определить эффективность проведённой работы;
-Обобщение и презентация результатов проекта на фестивале педагогических проектов;
-Пересадка растений на участок группы и детского сада;
Взаимодействие с семьей:
- Помощь родителей в поисках нужной информации.
- Совместное сочинение рассказов об овощах.
- Оформление альбомов – продукта деятельности детей.
1. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – землю, семена для посадки.
2. Домашнее задание – подобрать пословицы, поговорки и загадки об овощах, записать их в дневники наблюдения, просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», расширить представление у детей о применении зелени и овощей в пищу
3.Рекомендация "Посильный труд дошкольников на огороде и цветнике»
4.Консультации: "Доступные виды работ в цветнике, ягоднике, огороде для детей дошкольного возраста";
5.Домашние развивалочки "Умники и умницы знают все про овощи"
6.Выставка детского рисунка "Огородничество пробуждает творчество»
7. Предложить родителям создать мини-огород в домашних условиях;
8. Альбом “” (правила поведения)
Механизм реализации проекта:
Совместная деятельность взрослых и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности;
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– работа с моделями;
– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде;
Самостоятельная деятельность детей:
Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.
-Рассказ воспитателя на тему «Витамины и здоровье»
-Опыты. Исследования;
-Роль воды в жизни растений;
-Свет в жизни растений;
-Роль тепла в жизни растений;
-Семена;
-Труд на огороде;
Дидактические игры: «Что, где растет?»; «Найди, что назову», «Найди, о чем расскажу», «Во саду ли во огороде», «Угадай, что съел», Чудесный мешочек», «Волшебная корзина»
Хороводная игра "Веселый огород", п\и"Огород», «Огуречик»,
Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла»
Социально-коммуникативное развитие: с\р"Овощной базар", Магазин «Овощи»;
Художественно-эстетическое развитие: Аппликация "Заюшкин огород», «Цветочная клумба»;рисование и лепка лука; лепка "Во саду ли, в огороде";
Физическое развитие: Пальчиковая гимнастика, физкультминутка для укрепления здоровья;
Речевое развитие: «Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?»;
Загадки об овощах. Цель: Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи. Заучивание стихотворений наизусть: «Огуречик»; чтение художественной литературы: Н. Носов «Огурцы», «Огородники». В. Сутеева «Мешок яблок».
Диагностико – дидактический инструментарий
Критерии оценивания:
- устойчивый интерес к уходу за растениями;
- умение давать оценку
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
-Овощи растут в огороде
-Огород надо поливать
-Овощи полезны для здоровья
-Надо ухаживать за огородом
-Как ухаживать за растениями?
-Растут ли овощи ночью
-Как они пьют воду
-Как посадить зёрнышки
-Спросим у мамы
-Прочитаем в книжках
-Увидим по телевизору
-Посадим лук и огород
- знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;
- уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений,
- осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
- появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.
Уровни оценивания:
- 3 оптимальный уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания; умеет делать причинно-следственные умозаключения;
- 2 достаточный уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- 1 низкий уровень – не проявляет интерес, не активен, равнодушен, спокойно. Не способен к самостоятельности.
Методы исследования: диагностика, наблюдение, моделирование.
1. Диагностический.
- Входящая диагностика.
- Выявление проблемы
2. Подготовительный.
- Деятельность педагога:
– определение цели;
– определение задач;
– описание конечного результата;
– изучение дополнительной литературы;
– изготовление модели трудового процесса;
– изготовление схем и методических таблиц;
– подбор оборудования для проведения опытов;
– разработка планируемой деятельности;
– обрисовка общей сюжетной канвы. - Деятельность детей:
– вхождение в проблему;
– принятие задач;
– вживание в ситуацию;
– объединение детей в рабочие группы.
3. Практический.
Деятельность педагога:
– направление и контроль за осуществлением проекта;
– проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
– проведение игр экологического содержания;
– словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
– наблюдение в мини-огороде и огороде.
Деятельность детей:
– формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
– уход и посадка растений;
– экспериментирование;
– разные виды игр;
– стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
– создание проблемных ситуаций;
– задания для самостоятельных наблюдений;
Совместная деятельность взрослых и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– работа с моделями;
– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде.
4. Итоговый.
Сравнение прогнозируемого с полученным.
Презентация проекта.
5. Распространение.
Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Формы и методы реализации проекта:
- Игры экологического содержания;
- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
- трудовой отряд маленьких огородников;
- огородная библиотека; лаборатория юного огородника,
- наблюдения; опыты;
- выставка детских рисунков.
Диагностика
№ п/п | ФИО | Знает строение растений и их многообразие | Освоение трудовых навыков по уходу за культурами | Делает причинно-следственные умозаключения, отображает в рисунках | Умеет давать оценку | Интерес к развитию растений, бережного отношения к растениям | итого | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||||
1 | Ахмед | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | |||
2 | Слава | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |||
3 | Артем | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |||
4 | Надежда | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
5 | Таисия | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
6 | Кирилл | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | |||
7 | Елена | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | |||
8 | Сергей | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
9 | Валя | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |||
10 | Кристина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
11 | Богдан | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |||
12 | Данис | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | |||
13 | Игорь | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |||
14 | Матвей | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
15 | Эвелина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
16 | Антон | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
17 | Кира | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
18 | Валерия | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
19 | Ваня | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | |||
20 | Диана | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | |||
21 | Даниил | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
22 | Руслан | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | |||
23 | Алиса | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
24 | Вика | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |||
25 | Ирма | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
с/б % | 1.6- 53% | 2.5- 85% | 1.5- 52% | 2.6- 86% | 1.4- 48% | 2.3- 77% | 1.6- 53% | 2.7- 90% | 2-66% | 2.9- 96% | 1.6- 53% | 2.5- 85% |
развития интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений
По итогам диагностики выявили: развития интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений вырос на 50%
Вывод: Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, научились подмечать красоту растительного мира и бережно относятся к нему. У детей появились знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети выявили разнообразие посевного материала, сформировалось у детей уважительное отношения к труду. Создали в группе огород на подоконнике, создали дневник наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике и пересадили растения в свой участок и ухаживали за ними. Родители активно участвовали в реализации проекта.
Литература:
Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе
детского сада. – Воронеж, 2005г.
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М., 2005г.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительности. -Москва, 2002г.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятии в средней группе детского сада. -
Воронеж, 2009г.
«Занятия аппликацией в детском саду» З. А. Богатеева. М., «Просвещение»
«Конструирование и ручной труд в детском саду» Л. В. Куцакова. М.,
«Просвещение»
Совместное творчество ребенка и взрослого. // дошкольная педагогика – 5/2008, 10 стр.
Смирнова О. Приобщение к книге: опыт реализации проектной модели. // Дошкольное воспитание – 8/2007, 51стр.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. –Ярославль: Академия развития. 1996, 240с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995.-291с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997, 332с.
Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. –М., 2004г. «Чудесные поделки из бумаги» З. А. Богатеева. М., «Просвещение», 1992 г Фадеева Ю.А.,Жилина И.И. Образ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...
Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Во саду ли в огороде».
Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Во саду ли в огороде».Задачи: образовательные: Формировать представления об овощах и фруктах. Формировать операции сравнения и...
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте».
Данный материал даёт расширенное представление о аппликации ,в среднем дошкольном возрасте...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/03/picture-880328-1585922413.jpg)
Открытое занятие сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».
Цель: Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/04/picture-272298-1372952531.jpg)
Конспект сюжетно-игрового НОД по физкультуре, для детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудо – листок».
Цель: Используя нестандартное оборудование повысить у детей интерес к физкультурным занятиям и физической культуре в целом, сформировать потребность к самостоятельным занятиям. Задачи: Совершенствов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893428-1486912022.jpg)
Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»
Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-527675-1614165435.jpg)
Образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, по теме «Во саду ли. В Огороде»
Задачи:· закрепление в речи оборота «у меня»;· работа над пониманием понятий «большо...