МКДОУ Детский сад компенсирующего вида № 32 «БЕРЕЗКА» Муниципальное образование Туапсинский район ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мы и наше дерево»
Руководитель проекта Т.А.Тепулян |
Пояснительная записка.
Работа в рамках экологического проекта «Мы и наше дерево» подразумевает экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, активно внедряемых в жизнь дошкольных учреждений. Формирование предоставлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии, единства организма и среды, взаимосвязи и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.
У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию интереса ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях и на воспитание бережного отношения к ней, способности любоваться ее красотой. Во время экскурсии и занятий у детей формируются элементарные обобщенные представления о растениях ближайшего окружения, о животных, птицах и насекомых.
Таким образом, мы воспитываем бережное, доброжелательное отношение к растениям и животным, умение предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства в природу.
Данная форма экологического воспитания выбрана потому, что она позволяет решить в процессе реализации несколько задач:
- знания, которые дети получают на занятиях и во время наблюдений, помогают им самостоятельно понять происходящие в природе процессы и явления, провести собственные исследования, обобщить материал;
- способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Важно, что проект в целом способствует не только экологическому образованию, но и развитию ребенка как личности (мышление, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетическое развитие), оказывает оздоровительное влияние, так как большая часть работы проводится на воздухе.
Методика работы с детьми в рамках данного проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, создают пластические этюды, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки и рассказы.
Результаты наблюдений, исследований и творчество детей заносятся в дневник экологического проекта «Мы и наше дерево».
1. Содержание проекта:
1. Подготовительный этап
2. Исследовательский этап
3. Заключительный
2. Рекомендации:
- Каждый ребенок участвует с желанием.
- Свобода выбора у детей.
- Серьезные отношения к наблюдениям детей.
- Доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям.
- Поддержка естественного интереса ребенка к природе, его любознательность.
- Задействовать все органы чувств: зрение, обоняние, слух, осязание.
- Помочь увидеть необычное в повседневном.
- Регулярная работа.
- Использовать индивидуальный подход, личностную ориентацию.
- Сотрудничество ребенка и педагога.
- Развивать детскую
- фантазию
- Творческое развитие идей.
- Привлечение к участию в проекте семью ребенка.
3. Задачи на подготовительном этапе проекта
- -Выбрать дерево, которое нравиться больше всего. Узнать, как оно называется.
- -Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.
- -Узнать, кто посадил дерево. Может быть, с ним связана какая-нибудь интересная история?
- -Выяснить, растут ли такие деревья в ваших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина?
- -Задание детям: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя. Сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что она прошелестит в ответ.
- -Сделать кормушку и повесить на свое дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.
- -Подготовить тетрадь (альбом) в котором будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева. Нарисовать на ее обложке что-нибудь связанное с жизнью растения, написать название «Наше дерево».
4.Исследовательский этап
- Сближение ребенка со своим деревом.
( погладить кору и поговорить с ним, обращаться с ним бережно)
- Сравнить дерево с человеком.
Кора – это кожа дерева( она может быть шершавая, гладкая, теплая, холодная, твердая, мягкая); ранка у дерева- трещина ( ему тоже бывает больно); дерево имеет корни – ноги ( а от гибели корней может умереть все дерево; корни держат дерево в земле, по ним получает пищу).
- Обсуждение настроения дерева
( Как оно меняется ? От чего зависит ?)
- Найти родственников своего дерева
Почему это бабушка, не сестра дерева.
( отметить возрастные особенности, признаки растений).
- Ухаживание ребят за деревом
( полив, рыхление земли, посадка рядом другого растения ,
чтобы дереву было весело).
- Распределение обязанностей между детьми
( один ребенок наблюдает за листьями, другой за плодами..)
- Высказывания детей, художественные зарисовки.
Рассматривание и сравнение рисунков, изменение дерева в течении года. Когда ему было лучше всего?
- Обыгрывание и олицетворение образа дерева детьми, сочинение разных историй, сказок, случаев.
- Рассказ – описание дерева.
( использовать план описание).
5.Составь рассказ-описание с опорой на план
- Как называется дерево?
- Какое дерево - лиственное или хвойное?
- Как выглядит дерево (ствол, листья, цветы, плоды...)?
- Дополнительные сведения:
- Где чаще всего растет?
- Сколько лет живет?
- Какую пользу приносит людям?
6. Работа с детьми
1. Беседа
Цель: выяснить представление детей об этих растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой (вопросы).
2. Экскурсия
а) Определить настроение дерева, представить, о чем оно думает.
б) Кто помогает этим деревьям?
в) Есть ли у них друзья?
г) Погладить кору, понюхать ее, прижаться к ней щекой, обнять дерево.
3. Игра
(работа с силуэтами дерева)
- Выбор объекта исследований (дерево на участке, даче, парке)
- Выбор дереву имени
а) «человеческие имена»
б) Придуманные слова, отражающие определенное качество дерева, «Среднекан».
в) Имена, отражающие их особенности: красавица, Белянка, Ежик, Великан,
Росинка, Солнышко, Невеста (яблоня).
6. Дневник (альбом) наблюдений
а) Мы и наше дерево
б) Паспорт нашего дерева
в) Что нужно нашему дереву?
г) Высказывания детей, их творчество.
д) Стихи, пословицы, загадки, народные изречения о дереве.
7. Праздник «День дерева»
(с участием детей, педагогов и родителей)
7.Заключительный этап проекта
1-я страница. Портрет дерева его название и имя. Можно нарисовать себя рядом с деревом и написать своё имя.
Можно приклеить коллективную фотографию «Мы и наше дерево».
2-я страница «Что нужно нашему дереву?» Солнце, вода, комочек земли (почва) дождевой червь, ветер, пчела или шмель, воздух (условные обозначения). Предметы ухода за деревом: лопата, лейка, грабли Оформление дневника «Мы и наше дерево»
(рисунки)
3-я страница Паспорт нашего дерева:
возраст (старое, молодое); высота, ширина (диаметр ствола); «соседи», наличие молодых деревьев того же вида или его отростков («деток»); гнезда на дереве
Другие страницы
«Наше дерево под снегом»,
«Земля-почва»;
«Кто с деревом дружит?»;
«Портреты дерева в разное время года»;
«Все о деревьях»:
загадки, пословицы, поговорки, стихи
рассказы, познавательный материал
Народные изречения
- Сломать дерево недолго, вырастить- годы.
- Одно дерево погубил, посади сорок.
- Старые деревья - молодые охраняют.
- Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
- Когда лист с дуба и березы опал чисто, то год будет урожайным.
- Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх - к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме.
- Коли осина в сережках (цветет богато, то будет богатый урожай овса).
- Когда верба зацветет, пора пчел выносить на пасеку.
- Когда лист березы развернется полностью, то можно сеять картошку.
- Взмахнул тополь изумрудным листочком - быть теплу.
- Если дуб раньше ясеня лист развернет, то лето будет сухое.
- Когда дуб цветет, холод живет.
- Много сосновых шишек уродилось к быстрому урожаю ячменя.
- Среди лета появляются на деревьях желтые листья - к ранней осени и зиме.
- Быть зиме суровой, если в середине октября на березах и дубах еще есть листья.
- Если выпадет снег, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает.
Перспективный план наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста по проекту «Мы и наше дерево»
ОСЕНЬ | «Что есть у березы ?»
| Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми. Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее руками, полюбоваться ее стройностью и красотой. Можно задать следующие вопросы: - Чем деревья отличаются от других растений?
- Какие деревья вы знаете?
- Деревья – живые? Почему вы так считаете?
- Много ли деревьев растет около детского сада, около вашего дома, как они называются?
- Кто сажает деревья в городе? Для чего?
- Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?
- Где деревьям лучше – в лесу или в городе? Почему?
- Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
- Помогали вам деревья? А вы им? Приведите примеры.
- Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле, в нашей деревне, возле детского сада, у вашего дома, в вашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет. После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника на людений рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись: «Наша любимая березка Беляночка». |
«Кора березы » | Цель: Учить определять возраст березы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т.е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличии от коры старого дерева! Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? ( нет, и ветки ).По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево белеет? ( листья вянут, кора трескается ). А от чего деревья болеют? ( на коре поселились вредные насекомые).Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями. На Руси всегда любили белостволую красавицу березу. Ее называли деревом счастья. | «Падают-падают листья» | Цель: показать связь деревьев с окружающей средой. Осенью дни становятся короче и холоднее – происходят изменения в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья ( золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез). |
«Чем питается береза? » | Цель: дать представление о том, что в природе все взаимосвязано. Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почву. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят » ее. Листья перегнивают- почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья и т.д. Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например дождевые черви .В группе сделать модель дерева из «трубы», на которую намотан линолеум, и сухих веток.
| «Как береза готовится к зиме?» | Цель: углублять представление о природе как системе, в которой все «продумано до мелочей». Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Кокое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим и скажем: «Не грусти, Беляночка! Мы тебе сказку расскажем». Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, строй подо мной избушку» ( дети по аналогии сочиняют сказку ). | «Из истории использования березы» |
Цель: познакомить с тем, как березу использовали в древности. Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты – туески ( в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали. Ныне березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев – желтую и зеленую краску, из почек – лекарства. | ЗИМА |
«Первый снег!» | Цель: учить видеть красоту в засыпанных снегом березах. Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения – березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных Животных, человечков…Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С. Есенина: Белая береза под моим окном Принакрылась снегом словно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря лениво, обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модель березы.
|
«Новый год» | Цель: продолжать воспитывать чувство ответственности за «тех, кого приручили», в нашем случае – березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках. Предложите детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» Беляночки зимой. |
«Оттепель» | Цель: продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение. Какое настроение у березка? Она шепчет: «Как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить березка – тяжелой поступью или легким шагом? ( дети изображают и объясняют ).
| «Ясная, солнечная погода» | Цель: показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве. Покажите детям картины И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К. Юона «Мартовское солнце», И Грабаря «Февральская лазурь», И Шишкина «Лесная глушь», А. Рылова «Осень на реке Тесна» и др. Обратите внимание на то, что «героем» многих пейзажей является «наша родная и любимая Беляночка». |
«Почему нет листьев зимой» | Цель: дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами. Зимой деревья не питаются, не растут – они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань – она не пропускает наружу ни воду, ни воздуха. Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. |
«Метель» | Цель: углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц. Дети вместе с взрослыми делают кормушку для птиц и вешают ее на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогают дереву спастись от вредителей. После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель. Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время ветра, урагана? Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения. | Весна |
«Что нужно нашему дереву?» | Цель: углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы. В беседах с детьми уточнить следующее: дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затененном месте? Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли – почвы. Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны. Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред. Ветер переносит семена березы. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. | «Еще в полях белеет снег…» | Цель: учить замечать малейшие изменения в природе и их влияние на состояние березы. Рассказать историю Беляночки и предложить детям сочинить рассказ о ней, о том, какие изменения происходят с ней в начале весны. В альбоме наблюдений целесообразно нарисовать инструменты ухода за деревом: лопаты, лейку, грабли. |
«Березовые почки» | Цель: дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются от других. Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У одних деревьев они круглые, у других – продолговатые; у одних – мелкие, у других – крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые ( сравнить березовые почки с почками других деревьев ). |
«Березовый сок » | Цель: формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения. Углублять бережное отношение к растительному миру. Продолжать учить делать простейшие умозаключения, имитировать характерные движения деревьев. У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови – это сок, он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым. Приходилось ли детям наблюдать весенний сбор сока? Что будет с человеком, сели вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок, оно может погибнуть. Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро- быстро( несколько минут дети активно двигаются – сердцебиение учащается). Также быстро течет и кровь по венам. Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди- одежду. Солнышко греет все меньше и меньше – сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее. Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает ( под спокойную музыку дети 1-2 мин. сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно – сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.
|
«Береза цветет» | Цель: дать представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появляются семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки. В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена .Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы. |
«Лист зеленеет молодой» | Цель: обратить внимание на весенние ароматы ( пахнет корой березы), на яркое солнечное освещение, на свежую зелень молодой листвы. Светло и празднично весной около берез. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые березы – высокие, стволы к них внизу темные, покрытые толстой, грубой, морщинистой корой , а вверху более светлые, серебристо- белые. Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно – зеленым облачком. | лето | «Нагревается ли ствол березы летом?» | Цель: побудить детей найти ответ на вопрос: «Почему ствол березы не нагревается в жаркую погоду?» Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным .В коре березы есть особое вещество – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет, который отражает солнечные лучи. Вот и остается ствол березы прохладным.
| «Животные и насекомые, живущие рядом» | Цель: Обсудить с детьми, кто живет под березой и на березе. Лесные обитатели с удовольствие пьют березовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел – слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий березовый сок муравьи, жуки, бабочки- лимонницы и крапивницы, медведь, глухарь. | «Грибы, растущие под березой» | Цель: дать представление о березовой роще и подберезовике, об их взаимосвязи. Как называется место, где растет много берез? ( Березовая роща). Давайте попробуем поискать здесь грибы. Как вы думаете, как называется гриб с серой ножкой и коричневой шляпкой?( Подберезовик) .Этот гриб можно найти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом. | «Развитие семейных традиций» | Цель: развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей. Поздоровавшись и поговарив с березкой, дети делятся с родителями своими знаниями о березе, о том, что она нуждается в уходе. Родители рассказывают о том, что у них тоже есть деревья, которые имеют большое значение в их жизни ( например, посадили в честь каких – то семейных событий). Можно подготовить семейные альбомы наблюдений за деревом. | «Все о березе» | Цель: рассказать о взаимосвязи всех процессов, происходящих с березой. Обобщить имеющиеся у детей знания о жизненном цикле дерева. Побудить к разговору о березе, используя ласковые слова. | «Листья начинают желтеть» | Цель: полюбоваться красотой березы после дождя; понаблюдать за цветом листьев ( начинают желтеть ). Скоро осень: дни становятся короче, тепла меньше, поэтому листья березы начинают желтеть. Все свои впечатления и образы дерева можно изобразить в художественном стиле, используя нетрадиционные способы рисования.
|
|