Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Наши деревья»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект по экологическому
воспитанию дошкольников
«Наши деревья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_derevya_proekt.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологическому
воспитанию дошкольников
«Наши деревья»
вторая младшая группа
Подготовила воспитатель
МКОУ «Шварцевский центр образования»
Муравьёва Ольга Васильевна
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Люди сейчас все отчетливо осознают, что их благополучие во многом зависит от состояния природной среды. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чувствует и любит ее, дышит одним с ней воздухом. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
За основу в работе по экологическому воспитанию была выбрана проектная деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, применять полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Переживаемые при этом положительные эмоции, такие как удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых, порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Наши деревья». В качестве объектов исследования выбраны деревья, что обусловлено рядом причин:
а) деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание;
б) дерево – прекрасный объект экологических наблюдений;
в) с деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить себя другом.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Экологическое образование и воспитание осуществляются в неразрывной связи с умственным воспитанием, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности, эстетическим - развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся, нравственным - формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности являются понимание детьми современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранительная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.
2. Проект работы по экологическому воспитанию дошкольников
Цель проекта:
- создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.
Задачи проекта:
а) Пробуждать интерес к природе родного края.
б) Приобщать к процессу познания.
в) Формировать представления о жизни деревьев.
г) Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, аппликации, лепке.
д) Познакомить с деревьями и показать взаимосвязь с окружающим миром.
е) Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Вид проекта: познавательно – информационный.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный
Взаимодействие со специалистами: Проведение осеннего утренника.
Проект адресован детям второй младшей группы.
Задачи:
-заложить первые представления и ориентиры в миры природы.
-дать понятия о том, что растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре.
Механизм реализации проекта:
а) Календарный план
б) Рассматривание иллюстраций
в) Чтение стихов, разучивание
г) Прогулки, наблюдения
д) Изобразительная деятельность
е) Игровая, коммуникативная
ж) Познавательно – исследовательская
Предполагаемые результаты:
а) Уметь чувствовать ответственность за деревья
б) Знать, для чего нужны деревья, листья
в) Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.
План реализации проекта.
Виды деятельности:
-сбор и анализ литературы по данной теме;
- составление плана с воспитателями; наблюдения,
-исследования во время прогулки: «Деревья», «Листопад», «Осенние листочки»;
беседы по содержанию стихотворений: «Осень» К. Бальмонт, А. Плещеев «Осень наступила», «Помогу березке …».
Дидактические игры:
а) «Найди дерево по описанию»; цель – умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.
б) «Найди листок, какой покажу»; цель – учить детей находить листочки по показу.
в) «Такой листок лети ко мне»; цель – упражнять в нахождение листьев по сходству.
г) «Раз, два, три – дерево назови» (береза, рябина, клен);
цель – закрепить название деревьев.
д) «Собери дерево из частей»; цель – учить собирать из частей целое (синтез).
е) «Отгадай мою загадку» (о деревьях); цель – учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
ж) «Какая сегодня погода» (сюжетные картинки); цель – учить по описанию выбирать нужные картинки.
Изобразительная деятельность:
Рисование (раскрашивание осенних листочков); Аппликация «Листопад». Лепка «Дерево»; Аппликация «Рябинка» (плоды); Рисование «Березка».
Цель - создание творческого продукта изобразительной деятельности;
Непосредственно – образовательная деятельность (коммуникация) тема: «Деревья какие они …»
Настольные игры: «Времена года», «Деревья», «Растения и животные».
Цель: Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков.
Подвижные игры: «Беги к дереву», «Мы осенние листочки», «Листопад».
Презентация проекта
1.Фотовыставка видов деятельности с детьми: «Осенние мотивы».
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе
2. Совместное творчество детей с родителями.
3. Анкетирование «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Заключение
-создать благоприятные условия на участке детского сада для экологического воспитания детей;
-пробудить интерес к природе родного края; приобщить к процессу познания;
- сформировать представления о жизни деревьев; познакомить с деревьями и показать взаимосвязь с окружающим миром; --сформировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
сформировать умения у детей передавать свои впечатления от общения с природой в силу возрастных речевых особенностей детей. Дети нуждаются в обогащении словарного запаса.
- обогащать словарный запас детей через ознакомление с окружающим миром;
- формировать умения правильно строить простые предложения, формулировать и излагать свои мысли.
План – конспект занятия по экологическому воспитанию для детей второй младшей группы
Тема: Раскрашивание осенних листьев.
Цель: Формирование умений правильно держать кисть в руке, знакомство с желтым цветом; формирование умений вести линию от начала контура до конца;
Развитие мелкой моторики рук, внимания, речи.
Привитие любви к природе.
Задачи: Научить детей правильно держать кисть в руке. Рассказать о назначении кисти для раскрашивания. Показать прием раскрашивания методом «слева на право». Развивать речь произвольное внимание, мелкую моторику рук. Прививать любовь к природе через занимательный материал, задания.
Оборудование: игрушка заяц, макет дерева, кисти для раскрашивания, баночки с водой, клеенки, образцы осенних листьев, контурные листья для раскрашивания, краска желтого цвета
Ход
Организация детей на занятие (дети встают в кружок)
1. Вступление
Ребята, давайте с вами поиграем! Игра называется «Листики осенние». (детям раздаются листья желтого цвета. Педагог обращает внимания детей на цвет листьев).
Мы листики осенние (слова сопровождаются движениями)
На веточках сидели
Дунул ветер и мы полетели
Мы летели
Мы летели
Вокруг ели облетели
И на землю тихо сели
- Какие молодцы, ребята! Так здорово поиграли! Какими мы листочками были? (желтыми осенними)
2. Изучение нового
Ребята, посмотрите какая красивая елочка у нас стоит, а под елочкой кто - то сидит. Кто это, ребята? (зайчик)
Что – то зайка наш грусти. Давайте спросим у него. Почему он такой грустный?
Зайка: я сидел под елочкой и смотрел как вы играли с желтыми листочками. И мне стало грустно. Потому что у вас листочки вон какие желтенькие, красивые, а у меня беленькие. Я тоже хочу чтобы мои листочки пожелтели.
- ребята, а давайте поможем нашему заиньке. Мы возьмем его белые листочки и раскрасим желтой краской!
Воспитатель рассаживает детей за столы и объясняет, как правильно сесть как правильно держать кисть в руке. Каждому ребенку оказывает все виды помощи.
3. Пальчиковая гимнастика
Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде
То сомкнутся, разомкнутся
То зароются в песке.
Вот наши пальчики готовы к работе.
4.Практическая работа: «раскрашивание листочков методом «слева на право»»
- ребята, посмотрите как радуется наш зайка! Давайте вместе с ним полюбуемся на наши желтые листочки!
Вот мы и помогли зайке раскрасить листочки!
Зайка: спасибо, ребята! Вы такие молодцы! Теперь и у меня будут желтые листочки! (педагог делает акцент на слове ЖЕЛТЫЕ. Для обогащения детского словаря)
5. Рефлексия.
- Вы такие молодцы! Мы сегодня играли с листочками, помогали зайке раскрашивать листья, делали гимнастику для пальчиков! Подарили зайке осенние листочки! Вот сколько мы много дел сделали! Давайте погладим себя по головке!
Приложение 2
Интегрированное занятие во второй младшей группе
Тема: «Путешествие в лес»
Цель:
- формирование у детей понятия «дерево», «кустарник»;
- развитие познавательных интересов, связной речи;
- привитие интереса к живой природе.
Задачи: формировать у детей понятия «дерево», «кустарник»; развивать умения выделять общие и существенные признаки деревьев; развивать умения находить различия между деревом и кустарником; развивать связную речь; прививать интерес к окружающему миру через игровые моменты
Оборудование:животные: зайцы, книга с из изображением диких и домашних животных, конфетного, денежного и пуговичного деревьев; макет леса и животных, разрезные деревья и кустарники
Словарная работа: дерево, кустарник, конфетное, пуговичное, денежное.
Ход
1. Вводная часть
- Ребята, сегодня нас пригласили в гости. Мы пойдем в лес. А вы хотите узнать, кто нас пригласил? Тогда давайте составим разрезную картинку и узнаем кто это…
- Правильно, это зайчик.
2. Основная часть
- Ребята, зайчик хочет с нами поиграть, он спрятался. Нам нужно его найти по описанию. Посмотрим, сколько здесь зайчиков. Пойдемте его поищем. Он мягкий, пушистый, у него на шее завязан шарфик, а в лапках у него большая книга.
- вот мы его нашли! А вот его большая книга. Давайте рассмотрим ее?
1 страница: «кто живет в лесу?»
- ребята, кого вы видите на странице?
- да, это животные, а какие животные живут в лесу? (дикие). А здесь есть и домашние животные мы их сейчас уберем, потому что они здесь лишние.
Д. И. «Кто лишний в лесу?»
2 страница. «Бывает – не бывает»
- ой, ребята, посмотрите на эту страницу. Что вы на ней видите? Какие здесь необычные деревья. Обычно на деревьях растут листочки, а здесь, посмотрите (пуговичное дерево, монетное, конфетное) бывает ли такое. Нет, конечно. такое только в сказках бывает.
3 страница «Что растет в лесу?»
- Что вы видите? (лес)
Описание дерева
Описание кустарника. Сравнение.
Д. И «Кто где спрятался?
- где спрятался ежик? (под деревом)
- где спряталась птичка? (на дереве)
- где спряталась белочка? (в дупле)
Ну, вот мы и рассмотрели всю книгу.
- Давайте отдохнем. Физминутка «Зайчик»
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Прыг – скок, прыг – скок
Надо лапочки погреть
- ребята, посмотрите, перед нами дорожка со следами. Она то и приведет нас в лес!
В лесу дети рассматривают деревья и кустарники. Сравнение дерева и куста. (закрепление)
Д. и «Собери дерево»
Рефлексия
- куда мы с вами ходили?
- кто нас пригласил?
- что было у зайчика в руках?
- что мы видели в этой книге?
- что мы с вами собирали?
Приложение 3
Дидактические игры, направленные на экологическое воспитание
1. «Найди дерево по описанию»
Цель: формирование умений учитывать названия признаков предмета; развитие наблюдательности.
2. «Найди листочек»
Цель: формирование умений находить листочки по показу
3. «Такой листок? Лети ко мне!»
Цель: формирование умений находить листья по сходству
4. Раз, два, три – дерево назови
Цель: закрепление знаний о названии деревьев: рябина, береза, клен
5. «Собери дерево из частей»
Цель: формирование умений собирать целое из частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по изобразительной деятельности "Учимся деревья рисовать - будем новый лес сажать"
Данный проект был выполнен с детьми второй младшей группы. Его основная цель - освоение детьми техники изображения деревьев....
Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"
Педагогический проект по теме: "Удивительное свойство дерева"...
Информационно-творческий проект для старших дошкольников "Нашей армии - ура!"
Проект направлен на патриотическое воспитание старших дошкольников и приурочен к празднованию Дня защитников Отечества....
Познавательно – творческий проект «Ёлочка – красавица»Гипотеза проекта: елка является не просто деревом, а символом новогоднего праздника.
Познавательно – творческий проект «Ёлочка – красавица»Гипотеза проекта: елка является не просто деревом, а символом новогоднего праздника....
Презентация к проекту «Влияние авторской сказки на творческие способности и развитие речи дошкольников». «Наши добрые сказки».
Цели проекта: Развитие устойчивого интереса к сказке у детей и взрослых как источнику нравственного воспитания. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. Развитие речи дошк...
Проект с младшими дошкольниками "Наши трудовые тропинки"
Проект «Наши трудовые тропинки» содержит ряд мероприятий по познавательному и практическому развитию младших дошкольников, в результате которых у детей формируются навыки самообслужи...
Педагогический проект для дошкольников "Наша чистая планета"
Педагогический проект...