Экологический проект «Что за чудо – наши деревья?»
проект (младшая группа) на тему
Экологический проект «Что за чудо – наши деревья?» предназначен для занятий с детьми второй младшей группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 9 месяцев (с сентября - июнь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «детский сад № 4»
Экологический проект
«Что за чудо – наши деревья?»
Разработала:
Воспитатель второй квалификационной категории
Садыкова М.Н.
2012г
Экологический проект «Что за чудо – наши деревья?» предназначен для занятий с детьми второй младшей группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 9 месяцев (с сентября - июнь). Автор–воспитатель МБДОУ – «Детский сад № 4 младшая группа Садыкова Марина Николаевна.
Цель проекта: ознакомление детей с деревьями, произрастающими на участке, их строение (ствол, ветки, листья) изменениями их окраски листьев.
Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
Экологический проект «Что за чудо – наши деревья?», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Татарстана.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми. Вместе с родителями создали экологический альбом «Что за чудо – наши деревья?»; спилы разных деревьев; семена деревьев, гербариев. На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Чудо листочки», «Осенние букеты». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка».
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту «Что за чудо – наши деревья?» мы провели с детьми наблюдение и рассматривание деревьев на участке детского сада. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:
- Как зовут тебя дерево?
- Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
- Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
- Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
- Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
- Если у тебя иголки?
- Как называются иголки (хвои)?
- Что происходят зимой с деревьями?
- Живые деревья или нет?
- Как называется «дождик» из листьев (листопад)?
- Почему опадают листья (холодно, нечем питаться)?
- Почему надо беречь деревья?
- Какую пользу приносят деревья человеку?
Исследовательский этап.
Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья на нашем участке.
Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые: друзья, соседи, а есть ли у дерева друзья и враги?
На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать березку, елку, на занятиях по аппликации дополнить вербу «барашками», коллективная работа «Поспели яблоки в саду».
У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.
Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Я старалась раскрыть уникальность и неповторимость родного края.
Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Мой проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу я построили по следующей системе.
Занятие 1. Знакомство с березой
Цель: закрепить знания детей о березе как представителя флоры Земли, ее красоте и пользе, строение, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь и охранять березку ( сентябрь).
Занятие 2. «Занимательная осенняя прогулка»
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев, закрепить знания о листопаде.
Занятие 3. «Елочка, елочка – зеленная иголочка».
Цель: познакомить детей с елкой, ее строением, с хвоей и шишками. Учить сравнивать с другими деревьями, воспитывать любовь к зеленой красавице.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
- «Сравни». Цель: дети рассматривают деревья, и сравнивают их друг с другом.
- «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
- «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
- «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
- «Собери дерево из частей» Цель: учить детей собирать дерево из разрезных деталей.
- «Угадай на вкус» Цель: сравнивать на вкус плоды яблоко, груши, рябины.
- «Чудесный мешочек» Цель: учить на ощупь определять части дерева (кора, плод, семена).
Подвижные игры:
Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по словестному указанию воспитателя, закреплять знания о деревьях, воспитывать дружеские отношения.
- Беги к самому высокому дереву ( к низкому).
- Спрячемся от дождика под деревом к какому я скажу.
- Раз, два, три к дереву беги.
Наблюдения и исследовательская деятельность.
- Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
- Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
- Узнавать дерево живое или нет. Цель: внести зимой веточку березы в группу.
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: «Чудо листочки», «Осенние букеты», «Изделия из дерева», «Осенняя березка», « Елочка, елочка - зеленная иголочка»,– рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», макет «Дерева», оформление участка«Вторая жизнь пенька».
Чтение художественной литературы:
- «Зеленый город» П. Воронько.
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к деревьям.
Мы посадим березы и клены -
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами -
Станут площади наши садами...
Любят зелень советские дети,
Любят наши деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым часом все краше
Молодое отечество наше!
- «Осенние листья» И. Токмакова.
Цель: познакомить детей с листопадом.
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
- «Елочка» О. Высотская.
Цель: познакомить детей с елкой.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
- «Загадки»
Цель: развивать логическое мышление, знания о деревьях.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
Ответ: Береза
* * *
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Ответ: Береза
* * *
Стоят в поле сестрицы:
платьица белёны,
шапочки зелёны.
Ответ: Березы
* * *
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Ответ: Береза
* * *
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
Ответ: Береза
* * *
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Ответ: Береза
* * *
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Ответ: Береза
* * *
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Ответ: Березки
* * *
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ответ: Ель
* * *
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
Ответ: Елки
* * *
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.
Ответ: Елка
* * *
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Ответ: Ель, сосна
* * *
Зимой и летом
Одним цветом.
Ответ: Ель, сосна
* * *
Летом и зимой
В рубахе одной.
Ответ: Ель, сосна
* * *
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
Ответ: Рябины
* * *
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
Ответ: Рябина
* * *
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
Ответ: Рябина
* * *
Белая овечка
Бегает по свечке.
Ответ:Верба
На красненьком кусточке,
На тоненьком пруточке
Пушистые цыплятки
Расселись без матки.
Ответ: плоды вербы
Почки – серебрёные,
Цветки – золочёные,
А кожа на ветке –
Красной расцветки.
Ответ: Верба
Трудовая деятельность
Цель: воспитывать бережное, гуманное отношение к деревьям, желание ухаживать за ними и беречь.
- Уборка осенних листьев и сухих веток,
- Укрывание корней дерева снегом,
- Рыхление почвы у корней весной.
Экологические акции
Цель: сохранять деревья.
- Посади дерево (совместно с родителями),
- Не ломай деревья (конкурс на лучшей плакат (совместно с родителями).
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Про деревья» Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итогом проекта «Что за чудо – наши деревья?» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
- Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
- Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природу!
Используемая литература:
- Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
- Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
- О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
- Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
- "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
- "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
- "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
- "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
- С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "В ожидании чуда"
Экологический проект "В ожидании чуда". Краткосрочный проект о наблюдении за пробуждением природы детьми средней группы....
Литературный досуг «Зима-волшебница» в рамках проекта «Что за чудо наша ёлка» 2 младшая группа «Солнышко» .
Литературный досуг "Зима-волшебница" в рамках проекта "Что за чудо наша елка" " мл.гр.Открытое занятие для родителей....
Литературный досуг «Зима-волшебница» в рамках проекта «Что за чудо наша ёлка» 2 младшая группа «Солнышко»
Литературный досуг"Зима - волшебница" в рамкаъ проекта "Что за чудо наша елка", 2 младшая группаэОткрытое занятие для родителей в рамкаъ проекта....
Экологический проект на тему «Чудо-огород» (младшая группа)
Тема проекта: "Чудо-огород"Тип проекта: познавательныйВид проекта: групповой, информационный, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, ...
Презентация к экологическому проекту на тему «Чудо-огород»(младшая группа)
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котор...
Экологический проект "Что за чудо зверь?!"
Знакомтсво с особенностями лягушки и занимательными фактами о ней....
Экологический проект на тему "Чудо огород на окне" во второй младшей группе
Экологический проект "Чудо огород на окне" Авторы проекта: Беляева А. Н., Дмитриева М. Н. Актуальность проекта: С самого рождения ребёнок являе...