Экологический проект «Что за чудо – наши деревья?»
проект (младшая группа) на тему

Садыкова Марина Николаевна

Экологический проект «Что за чудо – наши деревья?» предназначен для занятий с детьми второй младшей группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 9 месяцев (с сентября - июнь). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «детский сад № 4»

Экологический проект

«Что за чудо – наши деревья?»

Разработала:

Воспитатель второй квалификационной категории

Садыкова М.Н.

2012г

Экологический проект «Что за чудо – наши деревья?» предназначен для занятий с детьми второй младшей группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 9 месяцев (с сентября - июнь). Автор–воспитатель МБДОУ – «Детский сад № 4 младшая группа Садыкова Марина Николаевна.

Цель проекта: ознакомление детей с деревьями, произрастающими на участке, их строение (ствол, ветки, листья) изменениями их окраски листьев.

Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.

Экологический проект «Что за чудо – наши деревья?», развивают интерес к представителям растительного мира- деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Татарстана.

Содержание этапов проекта.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми. Вместе с родителями создали экологический альбом «Что за чудо – наши деревья?»; спилы разных деревьев; семена деревьев, гербариев. На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Чудо листочки», «Осенние букеты». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка».

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Что за чудо – наши деревья?» мы провели с детьми наблюдение и рассматривание деревьев на участке детского сада. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:

  1. Как зовут тебя дерево?
  2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
  3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
  4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
  5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
  6. Если у тебя иголки?
  7. Как называются иголки (хвои)?
  8. Что происходят зимой с деревьями?
  9. Живые деревья или нет?
  10. Как называется «дождик» из листьев (листопад)?
  11. Почему опадают листья (холодно, нечем питаться)?
  12. Почему надо беречь деревья?
  13. Какую пользу приносят деревья человеку?

Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья на нашем участке.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а есть ли у дерева друзья и враги?

На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать березку, елку, на занятиях по аппликации дополнить вербу «барашками», коллективная работа «Поспели яблоки в саду».

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Я старалась раскрыть уникальность и неповторимость родного края.

Для меня было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Мой проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу я построили по следующей системе.

Занятие 1. Знакомство с березой

Цель: закрепить знания детей о березе как представителя флоры Земли, ее красоте и пользе, строение, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь и охранять березку ( сентябрь).

Занятие 2. «Занимательная осенняя прогулка»

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев, закрепить знания о листопаде.

Занятие 3. «Елочка, елочка – зеленная иголочка».

Цель: познакомить детей с елкой, ее строением, с хвоей и шишками. Учить сравнивать с другими деревьями, воспитывать любовь к зеленой красавице.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

  1. «Сравни». Цель:  дети рассматривают деревья, и сравнивают их друг с другом.
  2. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
  3. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).
  4. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
  5. «Собери дерево из частей» Цель: учить детей собирать дерево из разрезных деталей.
  6.  «Угадай на вкус» Цель: сравнивать на вкус плоды яблоко, груши, рябины.
  7. «Чудесный мешочек» Цель: учить на ощупь определять части дерева (кора, плод, семена).

Подвижные игры:

Цель: развивать двигательную активность, умение действовать по словестному указанию воспитателя, закреплять знания о деревьях, воспитывать дружеские отношения.

  1. Беги к самому высокому дереву ( к низкому).
  2. Спрячемся от дождика под деревом к какому я скажу.
  3. Раз, два, три к дереву беги.

Наблюдения и исследовательская деятельность.

  1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
  2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
  3. Узнавать дерево живое или нет. Цель: внести зимой веточку березы в группу.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Чудо листочки», «Осенние букеты», «Изделия из дерева», «Осенняя березка», « Елочка, елочка - зеленная иголочка»,– рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», макет «Дерева», оформление участка«Вторая жизнь пенька».

Чтение художественной литературы:

  1. «Зеленый город» П. Воронько.  

 Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к деревьям.

Мы посадим березы и клены -

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами -

Станут площади наши садами...

Любят зелень советские дети,

Любят наши деревья в расцвете.

Пусть цветет с каждым часом все краше

Молодое отечество наше!

  1. «Осенние листья» И. Токмакова.

Цель: познакомить детей с листопадом.

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят...

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

  1. «Елочка» О. Высотская.

Цель: познакомить детей с елкой.

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

  1. «Загадки»

 Цель: развивать логическое мышление, знания о деревьях.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

Ответ: Береза

  * * *

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Ответ: Береза

    * * *

Стоят в поле сестрицы:

платьица белёны,

шапочки зелёны.

Ответ: Березы

  * * *

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

      Ответ: Береза

 

  * * *

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

Ответ: Береза

    * * *

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Ответ: Береза

    * * *

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

Ответ: Береза

    * * *

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Ответ: Березки

      * * *

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ответ: Ель

    * * *

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от…

Ответ: Елки

    * * *

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом.

Ответ: Елка

  * * *

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Ответ: Ель, сосна

    * * *

Зимой и летом

Одним цветом.

Ответ: Ель, сосна

    * * *

Летом и зимой

В рубахе одной.

Ответ: Ель, сосна

    * * *

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

Ответ: Рябины

    * * *

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка?

Ответ: Рябина

    * * *

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

Ответ: Рябина

    * * *

Белая овечка

Бегает по свечке.

Ответ:Верба

На красненьком кусточке,

На тоненьком пруточке

Пушистые цыплятки

Расселись без матки.

Ответ: плоды вербы

Почки – серебрёные,

Цветки – золочёные,

А кожа на ветке –

Красной расцветки.

Ответ: Верба

Трудовая деятельность

 Цель: воспитывать бережное, гуманное отношение к деревьям, желание ухаживать за ними и беречь.

  1. Уборка осенних листьев и сухих веток,
  2. Укрывание корней дерева снегом,
  3. Рыхление почвы у корней весной.

Экологические акции

Цель: сохранять деревья.

  1. Посади дерево (совместно с родителями),
  2. Не ломай деревья (конкурс на лучшей плакат (совместно с родителями).

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Про деревья»  Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Что за чудо – наши деревья?» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
    Любить свой край, любить природу!

Используемая литература:

  1. Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
  2. Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
  3. О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
  4. Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
  5. "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
  6. "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
  7. "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
  8. "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
  9. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
  10. С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "В ожидании чуда"

Экологический проект   "В ожидании чуда". Краткосрочный проект о наблюдении за пробуждением природы детьми средней группы....

Литературный досуг «Зима-волшебница» в рамках проекта «Что за чудо наша ёлка» 2 младшая группа «Солнышко» .

Литературный досуг "Зима-волшебница" в рамках проекта "Что за чудо наша елка" " мл.гр.Открытое занятие для родителей....

Литературный досуг «Зима-волшебница» в рамках проекта «Что за чудо наша ёлка» 2 младшая группа «Солнышко»

Литературный досуг"Зима - волшебница" в рамкаъ проекта "Что за чудо наша елка", 2 младшая группаэОткрытое занятие для родителей в рамкаъ проекта....

Экологический проект на тему «Чудо-огород» (младшая группа)

Тема проекта: "Чудо-огород"Тип проекта: познавательныйВид проекта: групповой, информационный, исследовательский, творческий.Участники проекта: дети  младшей группы, воспитатели группы, ...

Презентация к экологическому проекту на тему «Чудо-огород» (младшая группа)  

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котор...

Экологический проект "Что за чудо зверь?!"

Знакомтсво с особенностями лягушки и занимательными фактами о ней....

Экологический проект на тему "Чудо огород на окне" во второй младшей группе

Экологический проект "Чудо огород на окне"  Авторы проекта: Беляева А. Н., Дмитриева М. Н.  Актуальность проекта:      С самого рождения ребёнок являе...