Конспект непосредственно образовательной деятельности "Эти удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кукарина Лариса Николаевна

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему: "Эти удивительные камни". Для знакомства детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. Учить самостоятельно делать выводы по итогом эксперемента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

КОНСПЕКТ

познавательно – исследовательской деятельности

на тему: «Эти удивительные камни»

( старше – подготовительная группа)

Подготовила воспитатель:

Кукарина Лариса Николаевна

п. Малиновский

2017г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Образовательные задачи:

1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.

2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.

3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять  рассказ по итогам исследовательской работы.

5. Дать представление об областях использования камней; о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

2.Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

3.Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.

Планируемые результаты:

Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Материалы: наборы камней, кусочки дерева, гвозди, молоток, халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований, тематическая мультимедийная презентация.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; цикл бесед «Занимательная минералогия»; чтение сказок П.П.Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце»; Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами»; рассматривание детской энциклопедии «Хочу все знать»; сбор коллекции камней.

Содержание:

1.Организационный момент: Рассказ воспитателя «Гномики в цветочных горшках»

Воспитатель: Помните, вы мне рассказали о игрушках, которые оживают, начинают играть, когда вы спите. И вот однажды вечером, я услышала шум в комнате. Быстро прибежала туда, включила свет и увидела….Гномика, который висел на ветке моего большого комнатного цветка. Он уже из последних сил держался. Я ему конечно помогла. Спуститься с ветки.

Воспитатель: Хотите, я вам его покажу гномика и его друзей гномиков, которые живут у меня в цветочных горшках на подоконнике!? Это такие насадки, на цветочные горшки «10 гномиков» (показываю фотографию).

Воспитатель: За то, что я помогла их другу гномику. Они помогают мне, находить для моей коллекции…..

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое коллекция? Коллекция – это систематизированное собирание, каких либо предметов. А Коллекционирование – это целенаправленное собирание, собирательство каких либо предметов. Что можно коллекционировать?

Дети: фантики, значка, книги, марки, ручки, магнитики, картины, оружие.

Воспитатель: Кого называют коллекционерами? Да людей, которые что – то собирают.

2.Сюрпризный момент «Внесение коллекции камней».

Воспитатель: А, чтобы узнать, что это у меня за коллекция. Нужно разгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

«Не птица, летает, в лоб попадет – шишку оставит».

Воспитатель: Предлагаю рассмотреть коллекцию «Удивительных камней» и заглянуть гости к моему знакомому гномику Изумрудику. (показ презентации от имени гномика)

Гномик: Здравствуйте, ребята! Я гном Изумрудик. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию: «В мир камня». Будьте очень внимательны, и вы узнаете много нового и интересного!

Примерный текст презентации:

3 слайд – Если  посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни.

Ребята, а вы знаете что же такое минерал?

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полоску из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы.

Что такое горная порода?

В природе минералы встречаются и в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами.

Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, следы Бога на земле, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса… Однако правда состоит в том, что как бы ни были красивы драгоценные камни, появились они в нашей жизни вполне земным путем.

4 слайд При извержении из недр Земли раскаленная масса – лава поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает, образуются магматические породы.

5 слайд  Это — гранит, базальт, перидотит и другие.

6 слайд  Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей.

7 слайд  Образуются известняк, кварц, уголь, нефть. Мелкие обломки кварца превращаются в песок.

8 слайд  Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы — метаморфические.

Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор, железная руда, сланцы.

9 слайд  Если  посмотреть по сторонам, то всюду можно  увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их.

10 слайд Ребята, а вы знаете, как человек использует камни?

11 слайд  Распространение камней и минералов по земному шару велико – в каждой стране можно отыскать значимые и интересные месторождения того или иного минерала.

В нашей стране Уральские горы славятся своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.).

12 слайд  самоцветы обладают:

высокой твердостью;

прозрачностью;

красивым цветом или рисунком ;

 блеском;

 способностью принимать огранку;

 хорошо шлифуются и полируются.

А сейчас мы узнаем о некоторых из камней самоцветов.

13 слайд Янтарь  застывший кусочек солнца. Янтарь действительно образовался из смоляных слёз хвойных деревьев, произраставших на нашей планете сорок миллионов лет назад и видевших еще динозавров. Шли столетия, деревья росли и умирали, покрывались слоями трухи и листьев, а потом и ила, когда море начало наступление на былую сушу. Кусочки смолы постепенно отвердевали под воздействием холодных вод морских глубин, вода шлифовала камень, придавая ему естественные мягкие изгибы, а потом выносила его на берег.

14 слайд Аквамарин – рождённый из пены морской. Цвет этого минерала напоминает о южных морях, где вода прозрачна и светла.

Сегодня аквамарин – один из самых популярных поделочных камней, использующийся в основном в виде вставок в ювелирные украшения – серьги, подвески, ожерелья, кольца, браслеты, запонки и т.п., а также для создания эксклюзивной скульптуры. Аквамарин – истинный камень любви.

Некоторые свойства аквамарина просто не поддаются логическому объяснению – этот камень меняет цвет при изменении погоды или в зависимости от настроения хозяина, подобно морским водам.

15 слайд  Горный хрусталь – «ледяная симфония». Это один из самых известных и распространенных на Земле самоцветов. В Средневековье из хрусталя изготавливали посуду и сосуды для духов, а также ювелирные украшения. Само слово «хрустальный» издавна приравнивается к значению слов чистота: «хрустальная слезинка», «хрустальный звук», «кристально чисто». Сегодня хрусталь не менее популярен, чем раньше – из него делают и украшения, и парадную посуду, и скульптуру

16 слайд  Как ни странно, малахит появился вовсе не в России – в древние времена он считался не декоративным материалом, а ремесленным инструментом: из растертого в порошок малахита, прежде всего, изготавливали яркую зеленую и голубую краску. Ей древние египтяне окрашивали стекло, расписывали ритуальные предметы и стены зданий. В настоящее время на Урале наряду с другими самоцветами источники богатейших залежей «медной зелени». Из малахита начали изготавливать целую гамму великолепных крупномасштабных изделий – торшеров и ваз, чаш и ламп, каминов и колонн, столешниц и мозаик.

17 слайд Много в мире разных камней и минералов, о них мы с вами узнаем в следующий раз. А сегодня наша экскурсия подходит к завершению. Ребята, желаю вам дальнейших успехов в познании окружающего мира!

 - А вы знаете, кто такой геолог?

-  Это человек, который занимается изучением камней.

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка,                         (поднимают руки вверх)

До небес макушка                                 (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает,                                 (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает,                                 (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет         (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые                   должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь.                 (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. «Укатившиеся камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы!         (двумя руками показывают на пустое место).

Воспитатель: Камни есть не только в горах, они есть и под землей и под водой. Морские камни очень гладкие, как вы думаете почему? (ответы детей).

Игра «Найди морской камушек».

- Я мам предлагаю рассмотреть следующие камни. Здесь есть камни морские и камни обыкновенные.

- Как вы думаете, какие из них морские? Почему так думаете?

- Морская волна бьет камни друг об друга и оттачивает края, шлифует и они становятся гладкими.

- А обыкновенные камни, что можно сказать о них? (шершавые не ровные, с углами).

- Если мы такие камни встретим на дорожке. По каким камням пройти приятней?

- Проверим?  (насыпаем с одной стороны морские камни, а с другой обыкновенные).

 - Получилась «Дорожка из камней». Попробуем по ней пройти босиком.

- Ну, что вы скажите. По каким камням пройти приятней? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Давайте мы с вами будем начинающими исследователями – экспериментаторами и поспешим в нашу исследовательскую лабораторию, где проведем опыты с камнями. И в этом нам помогут наши верные помощники. Назовите их.

Дети: Глаза, чтобы смотреть. Пальчики, чтобы трогать, щупать. Уши, чтобы слушать. Нос, чтобы нюхать.

Воспитатель: А рот, как нам будет помогать? (в рот ничего брать нельзя). Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Какие?

Дети: вести себя тихо, ни кому не мешать, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

Предлагаю вам сейчас стать начинающими исследователями – экспериментаторами. Согласны?

 Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель: самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями,  какого цвета у них камни: серый, коричневый, белый, красный, синий и т.д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?

Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму? А камень? Почему? (камень тверже пластилина).

Как вы думаете, камень тверже дерева? Попробуйте поцарапать камни и кусочек дерева небольшим гвоздем. Где остался след?

Так какой можно сделать вывод из этого опыты? Камень твердый, прочный. Он тверже дерева и пластилина.

А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо-плохо».

Игра «Хорошо-плохо» (дети называют положительные и отрицательные характеристики камней).

Ребята, камень это хорошо. Почему? Из него можно строить дома, дороги. Можно с камешками играть, делать мозаику, картины; есть лечебные камни; камни-обереги, талисманы; из камней делают украшения.

Камень-это плохо. Почему? Камнем можно разбить стекло, нос, проколоть колесо, наколоть ногу в воде.

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: «Все камни одинакового размера?» (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

 Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами (дети рассматривают все свои камни).

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Ребята, как вы думаете, про какого человека говорят «У него каменное сердце»?

Дети: про злого, жестокого, безжалостного; человека, лишенного чувства сострадания.

Опыт № 6: Определение температуры.

Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Нашли? А как согреть холодный камень?

 Дети предлагают способы действий: положить в горячую воду, приложить к щеке, зажать в кулачке, погреть горячим дыханием, положить на солнышко. Возьмите холодный камень и согрейте любым способом.

 Воспитатель: Стал камушек теплее?

Дыхательная гимнастика. А сейчас я предлагаю всем вместе согреть холодный камушек своим теплым дыханием.

Дети берут холодный камень, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

 Опыт № 7. Плавучесть.

Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим все камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет (оставьте один камешек сухим).

Каждый ребенок опускает свой камешек в один сосуд. Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.

Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (мокрым). Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом, мокрый камень темнее.) Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (мокрые ярче).

Воспитатель: вот так с помощью опытов мы выяснили свойства камней. А теперь поиграем в игру «Правильно – не правильно». Правило игры: если я говорю правильно, вы поднимаете свой камешек вверх, а если нет, вы стучите, камушек о камушек (в паре с соседом) – как будто камушки возмущаются.

- камень тонет в воде

- камень прозрачен, как стекло

- гвоздь нельзя вбить в камень

- мокрый камень и сухой отличаются поцвету

- камень легкий, как перышко или вата

- камень хрупкий, как стекло и его можно разбить

- камень можно растянуть, как резину

Поверхность морского камушка шершавая

- камень плавает в воде, как дерево

- камень можно порвать, как бумагу.

Спасибо. Молодцы.

Воспитатель: Наша работа в лаборатории на сегодня закончена. Сегодня мы с вами прикоснулись еще к одной тайне природы – камням. И узнали о них много удивительного. Камни служат людям. А люди должны бережно относиться ко всем полезным ископаемым, потому что подземные кладовые могут иссякнуть.

15. Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас? Ребята вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями. Я хочу поблагодарить вас, вы сегодня молодцы! Спасибо вам! Похвалили себя, похлопали.

Гномы в память о нашей встрече передали вам эти камешки. Если они станут началом вашей коллекции, они будут очень рады, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе.

Воспитатель: А коллекцию мы разместим на столе. Чтобы можно было подойти и рассмотреть камни по внимательней.

Список использованной литературы

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
  2. Пособие по экологическому образованию дошкольников. «Наш дом – природа». Рыжова Н.А. Москва. 1998г.
  3. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. Соответствует ФГОС, С.В. Машкова. Издательство Учитель 2015 год.
  4. «Экологические проекты в детском саду». Соответствует ФГОС.
  5. Прогулки в детском саду И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. В контексте ФГОС ДО. ТЦ Сфер

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительная глина"

Подвести детей к пониманию свойств глины и отличием ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая); Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память. Воспитывать же...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Удивительная вода» ( старшая группа)

Конспект  по опытно-экспепементальной деятельности "Живая вода" для детей старшей группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительная страна-Осень"

Интегрированое занятие для подготовительной группы с использованием социоигровых технологий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Удивительный крахмал»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Удивительный крахмал»«Формирование представлений об экологии как средстве развития познавательных интересов детей младшего...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Удивительная соль»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Удивительная соль»...