Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Ребенок и окружающий мир" Тема:Рыбы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Когут Кристина Романовна

Познакомить детей с местом обитания рыб. Формировать знания детей о характерном строение рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_ryb.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИЗЛУЧИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

"Ребенок и окружающий мир"

в средней группе.

Тема: Рыбы.

                                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                                         Когут К.Р.

                                                                                                                         Воспитатель

Излучинск, 2016

Автор: Когут Кристина Романовна, воспитатель МБОУ «Излучинская ОНШ»

Занятие на тему: «Рыбы»

  Форма работа с детьми: Игра-занятие.

Образовательная область: познавательное развитие

Возраст детей: Средняя группа (4-5 лет)

Цель: Познакомить детей с местом обитания рыб. Формировать знания детей о характерном строение рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

Программные задачи:

Образовательные:

  •  Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах.
  •  Формировать интерес к обитателям аквариума.
  •  Уточнить, что средой обитания рыб является вода.
  •  Активизировать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

Развивающие: Развивать внимание, память, познавательную активность.

          Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, инициативность.
  • Воспитывать желание беречь окружающую природу

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы»

4. Знакомство с названием аквариумных, морских и речных рыб.

5. Просмотр презентации "Рыбы"

6. Чтение стихотворения. Нищева Н.

Методы, приемы и технологии: Словесные – беседа, рассказ, комментарии в процессе выполнения; сюрпризный момент; игровой; практический; наглядный – иллюстрации, схемы;

Материалы:

Раздаточный: Корм для рыбок, мел.

Демонстрационный: Аквариум с рыбками, макеты рыб, атлас Мира, показ слайдов "Рыбы".

Оборудование: проектор, ноутбук.

Содержание НОД и распределение времени на каждый этап:

1 этап занятия (организационный момент), 1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности. Эмоциональный настрой. Организация направленного внимания. Воспитатель вызывает интерес у детей к содержанию занятия, неожиданное появление сказочного героя- Емели.

2 этап занятия (мотивационно-побудительный), 3 мин.

Воспитатель побуждает детей помочь сказочному герою сложить разрезанную картинку. Дети выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом.

3 этап занятия (поисковый), 4 мин.

Воспитатель стимулирует любознательность, интерес.

Задает вопросы, наводящие на цель занятия, стимулирующие процесс мышления. Дети интересуются. Выражают собственные мысли.

4 этап (практический), 10 мин.

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и ответить на поставленный вопрос.  Предлагает просмотреть иллюстрации, картинок с изображением, дети внимательно смотрят на новые иллюстрации. Интересуются, выражают собственные мысли.

Воспитатель проводит Физминутку "В понедельник я купался".

Отгадывают загадки по теме "Рыбы".

Изучают строение рыб, рассказывают об отличии от других животных.

Совместно с воспитателем рисуют на доске формы рыб.

Воспитатель способствует предупреждению переутомления детей, проводит пальчиковую игру "Рыбка плавает в водице". Педагог воспитывает доброжелательные отношения к окружающей среде.

5 этап занятия – (рефлексивно-оценочный), 2 мин.

Воспитатель оценивает достижения детей группы через дидактическую игру "Интервью: Что мы знаем о рыбах?"

Высказываются по поводу полученной информации.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Емеля и принес в ведре разрезную картинку, он не знает, как ее сложить, помогите ему. (Дети складывают разрезную картинку).

Что у вас получилось? (Карта, атлас).

Дети садятся на стульчики.

Обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета.

Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

- Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, а теперь послушайте стихотворение:

Смотрите, река у меня на окне.

Там синие рыбки плывут в глубине.

Там красные рыбки, раскинув хвосты

Мохнатой травы раздвигают кусты.

И смотрят, как словно по нитке,

Ползут по травинкам улитки.

Шажок, за шажком продвигаясь вперед,

Но речка моя никуда не течёт.

Она бы плескалась, она бы текла,

Но держат её берега из стекла.

Воспитатель: Так где же еще могут жить рыбы? (Аквариум)

Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением.

Расскажите, как за ним ухаживать? (Менять воду, кормить рыб, сажать водоросли, следить за температурой воды)

Физминутка:

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник- рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался (умываемся)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал(прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (дети садятся на стульчик, руки под щечки, засыпают)

Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предлагаю отгадать загадку:

 «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: А монетки, это что?

Дети: Чешуя, чешуйки.

Воспитатель: Дети, а вы знаете зачем рыбе нужна чешуя?

Ответы детей.

Воспитатель: Я вам об этом сейчас расскажу. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы.

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

- Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

- Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Ответы детей.

- Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Ребята, а хотите я открою вам секрет?

Воспитатель: Рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Пальчиковая игра: Рыбка плавает в водице.

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница (погрозить пальчиками)

Мы хотим тебя поймать (хлопок круглыми ладошами)

Рыбка спинку изогнула (выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла (имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула (сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо и влево)

Рыбка быстро уплыла (спрятать ручки)

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы.

Итог: 

Дидактическая игра «Интервью: Что мы знаем о рыбах?»

Воспитатель: к нам сегодня пришел необычный гость – это журналист, который пишет статью про рыб. Он возьмет у нас интервью, где вы расскажите, что интересного и необычайного вы узнали сегодня на занятии, какие рыбы вам особенно понравились и запомнились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Ознакомление с окружающим с детьми среднего возраста «Туристы»

непосредственно-образовательная деятельность в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Одежда, головные уборы, обувь».Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Ознакомление с окружающим миром Тема: «Дикие животные и их детёныши наших лесов»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.Задачи:Образовательные: Систематизировать знания детей о жизни диких животных, уметь поддерживать беседу об и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию («ознакомление с окружающим миром») на тему: «В мире пластмассы» средняя группа

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.Задачи:Образовательная: Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).Развивающая: Развивать любознательность...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 3-4 лет «Времена года. Осень»

Цель: учить различать происходящие в природе сезонные явления. Задачи:Образовательные:1. Формирование у детей представления о временах года;2. Формирование умения определять погоду по внешним при...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 3-4 лет «Чудо-фрукты»

Содержание:  Организационный момент, приветствиеВоспитатель:(Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть)- Доброе утро, Алёна! (улыбнуться и кивнуть голов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 4-5 лет «Чудо-овощи»

Цель: расширить и закрепить знания детей об овощах. Задачи:Образовательные:обобщение и систематизирование знаний об овощах;закрепление знаний о месте произрастания овощей- огороде;закрепление уме...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром по теме: «Путешествие в мир транспорта».

Цель занятия: закрепить знания детей о первичной классификации транспорта.Задачи: продолжать учить детей классифицировать транспорт по месту передвижения; активизировать в речи слова,обозначающие разн...