Технологическая карта (конструкты уроков, занятий по реализации ФГОС) Приглашение в театр
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Актуальность проведения занятия определяется как необходимостью, так и возможностью изучения педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о театре как об одном из самых демократичных и доступных для детей видов искусства. Он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka2.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Технологическая карта «Конструкт занятия «Приглашение в театр»
- Литература
- Приложение
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Актуальность проведения занятия определяется как необходимостью, так и возможностью изучения педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о театре как об одном из самых демократичных и доступных для детей видов искусства. Он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Цель:
создать условия для развития и поддержания интереса у детей к театру и театрализованной деятельности; обогащение представлений дошкольников о театре, его истории.
Задачи:
- сформировать представления дошкольников о видах театров (драматический, кукольный);
- продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, декорации, костюмер);
- сформировать устойчивый интерес детей к театральной деятельности.
Планируемый результат:
- У детей сформируется интерес к театральной деятельности, расширится их кругозор.
- У детей появится интерес к театрализованной игре, обогатится содержание игр, а также диапазон сюжетов и ролей.
- У детей сформируются представленье о правилах поведения в театре.
- Закреплять умение аргументировать свой ответ, умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы в группе.
Возрастная группа: старшая группа (от 5 до 6 лет)
Форма НОД: познавательно исследовательская деятельность
Условия:
1.Материально-технические:
- Мультимедийные: презентация на тему «Путешествие по театру».
- большой красочный конверт, посылка
- карточки для индивидуальных заданий детям
2. Дидактические и методические:
- Методы: (наглядный, словесный, демонстрационный, практический)
- Приёмы: (разговор, беседа, объяснение, наблюдение, рассматривание, образца, демонстрация картин, иллюстраций)
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Приглашение в театр»
Возрастная группа: старшая группа (от 5 до 6 лет)
Форма НОД: познавательно исследовательская деятельность
Форма организации: групповая
Технология: эмоционально-чувственная
Условия и средства реализации:
1.Материально-технические:
- Мультимедийные: презентация на тему «Путешествие по театру».
- большой красочный конверт, посылка
- карточки для индивидуальных заданий детям
2. Дидактические и методические:
- Методы: (наглядный, словесный, демонстрационный, практический)
- Приёмы: (разговор, беседа, объяснение, наблюдение, рассматривание, образца, демонстрация картин, иллюстраций)
Учебно-методический комплект:
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду; «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» (методическое пособие) Толстикова О. В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Цель: развитие и поддержание интереса у детей к театру и театрализованной деятельности; обогащение представлений дошкольников о театре, его истории. | |
Задачи | |
Образовательные: Развивающие: Воспитательные:
|
|
Интегративное качество | Планируемый результат |
Физически развитый |
|
Любознательный, активный |
|
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
|
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
Этапы совместной деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Действия воспитанников | Планируемый результат |
Вводная часть Мотивация детей Проблемные вопросы Основная часть | Заходит почтальон вносит посылку и большой красочный конверт:- Здравствуйте ребята у меня для вас есть посылка и письмо от Пьеро. Передает все воспитателю. Воспитатель обращается к детям: Ребята вам интересно, что нам прислал Пьеро Открывает и читает письмо: «Вас рад приветствовать, друзья! Меня зовут Пьеро, в театре жизнь моя, И вам письмо сегодня я пишу не зря: Чудесный мир свой я хочу для вас открыть, В волшебный мир театра пригласить. Согласны вы принять такое предложение? Тогда, друзья, нас ждут открытия, приключения! Но прежде чем в театре побывать, Должны вы сами многое узнать. Попробуйте, используя мои подсказки, Ответьте мне: «В театре кто показывает сказки?» «Придумывает кто костюм артиста?» «Зачем нужны афиша и кулисы?» «По разному как показать одну и ту же сказку?» Вам интересно? Вот тогда мои подсказки, - Скорей в мою посылку загляните, ответы там найдите, а потом их покажите хочу увидеть очень ваши представления! Ваш друг Пьеро! Жду с нетерпеньем приглашения! После чтения письма уточнить, насколько дети поняли его содержание. Задать вопросы: -кто прислал нам письмо-приглашение? - куда приглашает нас Пьеро? - что мы должны сделать, чтобы попасть в волшебный театр? - что нам поможет в этом? - о чем нас спрашивает Пьеро? - как мы должны вести себя в театре? -кто выступает в спектакле? -кто готовит костюмы и декорации? - кто такой гример и что он делает? - чтобы оказаться в театре, мы должны найти ответы на все вопросы Пьеро. Открываем посылку Пьеро и находим в ней диск с презентацией «Путешествие по театру». Во время просмотра слайдов проводиться беседа, в ходе которой обсуждается, что изображено и для чего? Ребята хотите посмотреть, что же прислал нам Пьеро на этом диске? Давайте посмотрим на (2 слайд) с чего начинается поход в театр? Конечно с афиши. Когда мы посмотрели афишу куда мы идем? Конечно, затем мы идем в кассу и покупаем билет (3 слайд). Когда мы приходим в театр на спектакль, Что мы делаем в первую очередь? Мы с начала снимаем верхнюю одежду и сдаем ее в гардероб (4 слайд), нам дают номерок, здесь же нам дают бинокль и программку, в которой прописан регламент и актеры, которые играют роль в данном спектакле (5-6 слайд). Пока спектакль еще не начался, чем мы можем заняться? Мы можем погулять по фойе и рассмотреть выставки и фотографии актеров этого театра (7слайд). Как мы узнаем, что спектакль начинается? Конечно, звенит звонок (8слайд). Куда мы идем когда заходим в зрительный зал? (9 слайд), на свое место, которое указано в билете (10 слайд). Что мы видим перед собой? Сцену (11 слайд), а на сцене закрытый занавес (12 слайд). И вот гаснет свет, открывается занавес (13 слайд) и начинается спектакль (14 слайд). В середине спектакля, объявляется антракт (15 слайд) во время которого мы можем сходить в буфет. Как мы узнаем, что антракт заканчивается? (16 слайд) правильно¸ звенит звонок. Мы заходим в зал и продолжаем смотреть представление. Почему когда заканчивается представление, мы аплодируем артистам? (17 слайд). Что в это время делают артисты? (18 слайд). Что зрители дарят артистам (19 слайд) – цветы. Закрывается занавес (20 слайд). Кто делает грим артистам? (21-22 слайд). Кто готовит для артистов костюмы (23 слайд). Мы идем в гардероб (24 слайд) подаем номерок, сдаем бинокль и получаем свою одежду. (25 слайд) выходим и идем домой. Ребята, но Пьеро просил не только рассказать о том, что узнали, но и показать свое представление. С помощью вопросов необходимо подвести детей к принятию решения о необходимости создания своего театра в группе. И так давайте заглянем в посылку и посмотрим, какое первое задание нам нужно выполнить. Внимание! Конкурс! «Придумывание названия для театра» Воспитатель: перед тем как создать театр, нам надо придумать его название. Есть много детских театров. Какие театры вы знаете? В каких из них были с мамой или папой? Наш театр тоже получит свое имя. Сейчас каждому из вас раздам карточку, на которой вы сможете написать то название, которое придумаете. Сегодня вы возьмете эту карточку домой, а вечером или по дороге из садика, вы сможете посоветоваться с мамой или папой и вместе придумать название для нашего театра. А завтра каждый из вас принесет свою карточку, и мы все вместе выберем самое лучшее имя для театра в нашей группе. Давайте посмотрим следующее задание, которое для нас придумал Пьеро. «Конкурс художников» Ребята, как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы все, кто приходит к нам в группу, смогли увидеть название нашего театра и заглянуть в него? (дети предлагают свои варианты) в случае затруднений, предлагается рассмотреть подсказки Пьеро – фотографии с вывесками названий разных театров. Ребята Пьеро предлагает нам оформить красочную вывеску, для каждого из вас предлагается лист, на котором объемными буквами написано слово ТЕАТР, а вы сами должны будете выбрать цвета, материалы и свое оформление вывески. И последнее задание Пьеро. «Хочу увидеть ваше я творение, пригласите всех детей на ваше представление» Что же за представление мы можем показать всем ребятам нашего детского сада (предложения детей) подвести к тому, чтобы ребята сами захотели представить детям театрализованное представление, и самостоятельно нарисовали афишу. | Встречает почтальона, знакомит детей с почтальоном, стимулирует детей на познавательную деятельность Открывает письмо, читает его. Стимулирует познавательный интерес. Задает вопросы, организует обсуждение, поощряет детей к высказыванию, вовлекает в совместную деятельность. Стимулирует интерес, любознательность детей Показ презентации «Путешествие в театр», рассказывание о театре Открывает посылку и достает следующее задание Зачитывает задание Проводит беседу, стимулирует интерес и любознательность детей. Раздает карточки для выполнения задания с родителями дома Организация взаимодействия в достижении результата Зачитывает следующее задание Проводит беседу, стимулирует интерес и любознательность детей Показ фотографий с вывесками названий театров. Раздает листы на которых большими буквами написано слово Театр и предлагает детям, придумать свое оформление вывески Зачитывает задание, побуждает интерес, инициативу Стимулирует интерес, любознательность детей | Сосредотачивают внимание, слушают, эмоционально проявляют интерес к содержанию письма. Отвечают на вопросы, перечисляют, где можно получить дополнительные знания, вступают в диалог, выражают собственное мнение. Аргументируют ответ Наблюдают, рассматривают Участвуют в обсуждениях, высказывают своё мнение, опираясь на презентацию. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом. Участвуют в беседе Самопроверка, исправление возможных ошибок. Слушают, сосредотачивают внимание Привлекают родителей к оказанию помощи Взаимодействуют с другими детьми и педагогом дети предлагают свои варианты рассматривают, участвуют в беседе, проявляют любознательность самостоятельно выбирают цвета материалы работают слажено Взаимодействуют с другими детьми и педагогом. дети предлагают свои варианты | Проявление познавательного интереса и готовности к предстоящей деятельности. Аргументация своего ответа, выстраивание полного ответа, Умение внимательно слушать сверстника. Обогащение словаря. Сформированные представления. Любознательность, активность Умение делать логический вывод и аргументировать его. Умение работать в коллективе. Аргументация своего ответа, выстраивание полного ответа, Умение внимательно слушать сверстника. Обогащение словаря. Умение проявлять инициативу высказывать свои предположения. Проявление активности в совместной деятельности. Умение оценивать результат своей деятельности. Умение обобщать полученные знания Умение делать выводы |
Динамическая пауза | "Буратино". Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся, Руки в стороны развел, ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. Ключик вдруг упал из рук, наклониться надо, друг! (движения по тексту). | Проведение физкультминутки | Участвуют в динамической паузе и выполняют движения согласно стихотворению | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка |
Рефлексия | Игра «Комплимент» По кругу педагог и дети рассматривают рисунки друг друга и говорят о том, что им понравилось в рисунке другого, причем обращают внимание не только на цвет краски, но и учитывают сопровождающий рассказ ребенка, то, почему он выбрал именно такой способ украшения. Встреча заканчивается коллективным решение оформить афишу и пригласить детей детского сада на свое театральное представление | Знакомит детей с игрой, дает инструкцию, вовлекает их в игру. Задает вопросы. Подводит детей к самостоятельному выводу. | Слушают инструкцию к игре. Сосредотачивают внимание, выражают собственные мысли, узнают новые слова (понятия). Высказываются по поводу полученной информации Делятся впечатлениями | Осознание себя, как участника познавательного процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. |
Список литературы:
- Евдокимова Е. С., Додокина Н.В. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3 - 7 лет. Мозаика - Синтез 2008
- Антипина Е. А. Кукольный театр в детском саду. Сфера 2010
- Маханева М. Д. Занятия по театральной деятельности в детском саду. Сфера 2008
- Маханева М. Д. Театральные занятия в детском саду. Сфера 2004
- Интернет ресурс http://www.maam.ru/blogs/download2583.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка» на основе ФГОС ДО
Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Конструкт НОД на основе ФГОС ДО...
Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Птицы», рисование заваркой
Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленно...
Технологическая карта (конструкт) к интегрированному занятию в старшей группе "Как возник океан?".
НОД интегрированного занятия в старшей группе по познавательному развитию "Мой край родной". Тема: "Как возник океан?"За основу взят интернет-ресурс: http://xn----9sbifqaa6beqekn5j...
Технологическая карта (конструкт) интегративное занятие по ФЭМП и конструктивной деятельности
Цель интегрированного занятия: создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями....
Технологическая карта - Конструкт музыкального занятия для старшего дошкольного возраста "В поисках нот"
Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкального - квеста «В поисках нот»....
Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Приглашение в театр»
Возрастная группа: старшая группа (от 5 до 6 лет)Форма НОД: познавательно исследовательская деятельностьФорма организации: групповаяТехнология: технология эмоционально-чувствен...
Технологическая карта (конструкт) открытого занятия «Возвращение Муравьишки домой»
Группа: дети с 1 до 3 летФорма организации совместной деятельности: подгрупповая (6 человек)Образовательная область: Экологический проект «Дорогою добра»Интеграция образовательных областей...