Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie-2.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру на тему: «Какой бывает вода?»
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Познание:
- закреплять у детей умение использовать обобщенные способы обследования объектов
- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства воды с помощью опытно-экспериментальной деятельности
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, использовать условные обозначения – символы.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать самостоятельную деятельность у детей в процессе опытов, умение работать в коллективе, общаться со сверстниками во время проведения опытов.
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов.
Материалы и оборудование:
- аквариум с рыбкой,
- карточки-символы, обозначающие свойства воды,
- пластиковые стаканчики (по три штуки на каждого ребенка)
- соломинки (по две штуки на каждого ребенка)
- ложечки (по одной на каждого ребенка)
- блюдца (по одному на каждого ребенка)
- формочки, бутылочки, стаканчики различной формы (2-3 штуки),
- вода,
- молоко,
- сахар,
- кусочки лимона (на каждого ребенка)
Ход занятия:
1 часть. Введение в игровую деятельность.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте подойдем с ними поздороваемся.
У нас сегодня будет ещё один очень интересный гость. Но сначала давайте отгадаем загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)
Правильно. Без воды. И сегодня у нас в гостях тот, кому очень интересно узнать как можно больше о воде. Знакомьтесь, это Лулу. (Открыть ширму с аквариумом).
Эта рыбка живет у меня дома, и вчера она задала мне очень важный вопрос:
«Что такое вода? Я живу в воде, а ничего о ней не знаю».
И я пригласила её к нам.
- Хотите помочь Лулу побольше узнать о воде?
(ответы детей)
Сегодня мы вспомним свойства воды. Но не просто вспомним, но и объясним их Лулу с помощью опытов.
Я хочу пригласить вас в небольшую лабораторию.
- Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно, это место где ученые проводят опыты и эксперименты.
- Хотите стать настоящими учеными?
В лаборатории существуют определенные правила поведения, чтобы эксперименты получились и исследования прошли успешно:
- Нельзя шуметь. Этим мы мешаем себе и другим ученым.
- Нужно аккуратно обращаться с оборудованием.
- Внимательно следить за результатом опыта.
- Закончив наблюдение нужно сделать вывод.
С правилами мы познакомились, поэтому приглашаю вас в лабораторию.
2 часть. Экспериментирование
(На столах стоят пластиковые стаканчики с водой и с молоком. Около стаканчиков лежат по две соломинки на каждого ребенка)
Опыт 1. «Вода прозрачная»
(на столе стаканчик с водой, стаканчик с молоком, соломинка на каждого ребенка)
Воспитатель:
- Перед вами стоят два стаканчика, и лежат две соломинки. Что налито в стаканчиках? (Молоко и вода)
- Опустите соломинки в стаканчики. В каком из стаканчиков видна соломинка?
(В стаканчике с водой)
- Почему она видна? (вода прозрачная)
- А почему в стаканчике с молоком она не видна? (молоко не прозрачное, белое и мутное)
- Какой можно сделать вывод о воде? (вода прозрачная, у неё нет цвета)
Давайте запишем вывод на нашей лабораторной доске.
(Поместить на доску символ прозрачности воды)
Опыт 2. «Вода не имеет вкуса»
(поставить на столы емкости с сахаром и ложечками)
Многие люди говорят, что вода очень вкусная. А есть ли у воды вкус? Давайте проверим.
- Попробуйте то, что у вас в стаканчиках. Чем они отличаются? (вкусом)
- У молока свой вкус, а у воды свой. А теперь давайте добавим в воду сахар. Хорошо размешаем и попробуем.
- Что произошло? (у воды изменился вкус)
- Почему? (потому что мы добавили сахар)
- Скажите, а если мы добавим в воду соль? Какая она будет по вкусу? (солёная)
- Какой можно сделать вывод о вкусе воды? (вода не имеет своего вкуса, её вкус зависит от того, что в неё добавили)
- Давайте запишем этот вывод.
(Поместить на доску символ)
Физминутка:
Работа в лаборатории дело не из легких. Поэтому у ученых бывают перерывы.
(Пригласить детей на ковер)
Давайте немного поиграем:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Один, два, три, четыре.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс;
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
Отдохнули? А теперь давайте вернемся в лабораторию, чтобы продолжить наши опыты и узнать ещё немного о свойствах воды.
Опыт 3. «Вода – жидкость» и «Вода не имеет формы»
(на столе стаканчик с водой, блюдце, формочка на каждого ребенка)
- Для следующего опыта нам понадобится блюдце и вода. Нужно медленно вылить немного воды на блюдце. Посмотрите, как вода льётся, течет и растекается. Почему вода растеклась по блюдцу? (потому что она жидкая)
- Если бы вода не была жидкой, она могла бы течь по рекам, ручейкам, в трубах и из крана? (нет)
- А так как вода жидкая, можно её назвать жидкостью? (Да).
Вывод: вода – это жидкость.
- А теперь давайте подумаем, есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт. Давайте выльем воду из стаканчика в одну из формочек. Что происходит с водой? Какую форму она приняла? (форму той посуды, в которую её наливали)
Какой мы можем сделать вывод о форме воды? (вода не имеет своей формы)
Запишем вывод на доске. (Поместить на доску символ)
Опыт 4. «Вода не имеет запаха».
(на столах стаканчики с водой по два на каждого ребенка, блюдце с кусочками лимонов)
- Скажите, чем пахнет вода? Понюхайте воду в стаканчиках.
- Теперь положите в один стаканчик кусочек лимона. И снова понюхайте воду в стаканчиках. Чем теперь отличаются стаканчики? (в одном стаканчике вода не пахнет, в другом пахнет лимоном).
- А если мы в воду положим варенье? Например, вишнёвое. Какой запах будет у воды? (вишнёвый)
- Какой вывод можно сделать о запахе воды? (у воды нет своего запаха).
- Запишем вывод на доске (поместить на доску картинку с символом).
Ну что же, наша работа в лаборатории подошла к концу. Давайте вернемся к рыбке Лулу и расскажем, что же мы узнали о воде.
Рефлексия.
Дети возвращаются на ковёр.
- Расскажите Лулу, где же вы сегодня побывали? (в лаборатории)
- Чем мы там занимались? (делали опыты)
- Что же мы с помощью опытов узнали о воде? Символы на доске вам помогут рассказать. (Вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет формы и запаха)
- Ребята, вы молодцы! Рыбка очень благодарит вас помощь. И когда она вернётся домой в аквариум, то обязательно расскажет своим друзьям о том, что узнала от вас в детском саду.
Свойства воды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.
1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"
Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....
Открытое занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему "Ставропольский край"
Данный материал позволяет дошкольникам закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае, углубить и сформировать представление о крае, как о части большой страны России, развить логиче...
Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Какая бывает осень?».
Цель: Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:- закрепить знания детей называть приметы осени, изменения в природе.- закреплять навык образов...
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста "День Государственного флага России"
Конспект по окружающему миру для детей старшего возраста "День Государственного флага России"...