Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему: Какой бывает вода?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черкасова Юлия Игоревна

Занятие построено с упором на эксперементирование. С помощью опытно-эксперементальной деятельности дети сами  увидят и выделят различные свойства воды, а так же самостоятельно сделают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie-2.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру на тему: «Какой бывает вода?»

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Познание:

- закреплять у детей умение использовать обобщенные способы обследования объектов

- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства воды с помощью опытно-экспериментальной деятельности

- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, использовать условные обозначения – символы.

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать самостоятельную деятельность у детей в процессе опытов, умение работать в коллективе, общаться со сверстниками во время проведения опытов.

- соблюдать правила безопасности при проведении опытов.

        

Материалы и оборудование:

- аквариум с рыбкой,

- карточки-символы, обозначающие  свойства воды,

- пластиковые стаканчики (по три штуки на каждого ребенка)

- соломинки (по две штуки на каждого ребенка)

- ложечки (по одной на каждого ребенка)

- блюдца (по одному на каждого ребенка)

- формочки, бутылочки, стаканчики различной формы (2-3 штуки),

- вода,

- молоко,

- сахар,

- кусочки лимона (на каждого ребенка)

Ход занятия:

1 часть. Введение в игровую деятельность.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте подойдем с ними поздороваемся.

У нас сегодня будет ещё один очень интересный гость. Но сначала давайте отгадаем загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

Правильно. Без воды. И сегодня у нас в гостях тот, кому очень интересно узнать как можно больше о воде. Знакомьтесь, это Лулу. (Открыть ширму с аквариумом).

Эта рыбка живет у меня дома, и вчера она задала мне очень важный вопрос:

«Что такое вода? Я живу в воде, а ничего о ней не знаю».

И я пригласила её к нам.

- Хотите помочь Лулу побольше узнать о воде?

(ответы детей)

Сегодня мы вспомним свойства воды. Но не просто вспомним, но и объясним их Лулу с помощью опытов.

Я хочу пригласить вас в небольшую лабораторию.

- Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

- Правильно, это место где ученые проводят опыты и эксперименты.

- Хотите стать настоящими учеными?

В лаборатории существуют определенные правила поведения, чтобы эксперименты получились и исследования прошли успешно:

- Нельзя шуметь. Этим мы мешаем себе и другим ученым.

- Нужно аккуратно обращаться с оборудованием.

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение нужно сделать вывод.

С правилами мы познакомились, поэтому приглашаю вас в лабораторию.

2 часть. Экспериментирование

(На столах стоят пластиковые стаканчики с водой и с молоком. Около стаканчиков лежат по две соломинки на каждого ребенка)

Опыт 1. «Вода прозрачная»

(на столе стаканчик с водой, стаканчик с молоком, соломинка на каждого ребенка)

Воспитатель:

- Перед вами стоят два стаканчика, и лежат две соломинки. Что налито в стаканчиках? (Молоко и вода)

- Опустите соломинки в стаканчики. В каком из стаканчиков видна соломинка?

(В стаканчике с водой)

- Почему она видна? (вода прозрачная)

- А почему в стаканчике с молоком она не видна? (молоко не прозрачное, белое и мутное)

- Какой можно сделать вывод о воде? (вода прозрачная, у неё нет цвета)

Давайте запишем вывод на нашей лабораторной доске.

(Поместить на доску символ прозрачности воды)

Опыт 2. «Вода не имеет вкуса»

(поставить на столы емкости с сахаром и ложечками)

Многие люди говорят, что вода очень вкусная. А есть ли у воды вкус? Давайте проверим.

- Попробуйте то, что у вас в стаканчиках. Чем они отличаются? (вкусом)

- У молока свой вкус, а у воды свой. А теперь  давайте добавим в воду сахар. Хорошо размешаем и попробуем.

- Что произошло? (у воды изменился вкус)

- Почему? (потому что мы добавили сахар)

- Скажите, а если мы добавим в воду соль? Какая она будет по вкусу? (солёная)

- Какой можно сделать вывод о вкусе воды? (вода не имеет своего вкуса, её вкус зависит от того, что в неё добавили)

- Давайте запишем этот вывод.

(Поместить на доску символ)

Физминутка:

Работа в лаборатории дело не из легких. Поэтому у ученых бывают перерывы.

(Пригласить детей на ковер)

Давайте немного поиграем:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс;

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

Отдохнули? А теперь давайте вернемся в лабораторию, чтобы продолжить наши опыты и узнать ещё немного о свойствах воды.

Опыт 3. «Вода – жидкость» и «Вода не имеет формы»

(на столе стаканчик с водой, блюдце, формочка на каждого ребенка)

- Для следующего опыта нам понадобится блюдце и вода. Нужно медленно вылить немного воды на блюдце. Посмотрите, как вода льётся, течет и растекается. Почему вода растеклась по блюдцу? (потому что она жидкая)

- Если бы вода не была жидкой, она могла бы течь по рекам,  ручейкам, в трубах и из крана? (нет)

- А так как вода жидкая, можно её назвать жидкостью? (Да).

Вывод: вода – это жидкость.

- А теперь давайте подумаем, есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт. Давайте выльем воду из стаканчика в одну из формочек. Что происходит с водой? Какую форму она приняла? (форму той посуды, в которую её наливали)

Какой мы можем сделать вывод о форме воды? (вода не имеет своей формы)

Запишем вывод на доске. (Поместить на доску символ)

Опыт 4. «Вода не имеет запаха».

(на столах стаканчики с водой по два на каждого ребенка, блюдце с кусочками лимонов)

- Скажите, чем пахнет вода? Понюхайте воду в стаканчиках.

- Теперь положите в один стаканчик кусочек лимона. И снова понюхайте воду в стаканчиках. Чем теперь отличаются стаканчики? (в одном стаканчике вода не пахнет, в другом пахнет лимоном).

- А если мы в воду положим варенье? Например, вишнёвое. Какой запах будет у воды? (вишнёвый)

- Какой вывод можно сделать о запахе воды? (у воды нет своего запаха).

- Запишем вывод на доске (поместить на доску картинку с символом).

Ну что же, наша работа в лаборатории подошла к концу. Давайте вернемся к рыбке Лулу и расскажем, что же мы узнали о воде.

Рефлексия.

Дети возвращаются на ковёр.

- Расскажите Лулу, где же вы сегодня побывали? (в лаборатории)

- Чем мы там занимались? (делали опыты)

- Что же мы с помощью опытов узнали о воде? Символы на доске вам помогут рассказать. (Вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет формы и запаха)

- Ребята, вы молодцы! Рыбка очень благодарит вас помощь. И когда она вернётся домой в аквариум, то обязательно расскажет своим друзьям о том, что узнала от вас в детском саду.

Свойства воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "О правах - играя!"

Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления....

Открытое занятие по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста на тему "Ставропольский край"

Данный материал позволяет дошкольникам закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае, углубить и сформировать представление о крае, как о части большой страны России, развить логиче...

Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Какая бывает осень?».

Цель: Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:- закрепить знания  детей называть приметы осени, изменения в природе.- закреплять навык образов...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста "День Государственного флага России"

Конспект по окружающему миру для детей старшего возраста "День  Государственного флага России"...