Конспект НОД "Поёт зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карпухина Ольга Валерьевна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poyot_zima_aukaet.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»

городского округа город Фролово

Тема: «Поёт зима аукает..»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                                              Составила:

                                                                воспитатель

                                                                                           высшей квалификационной

                                                            категории

                                                              Карпухина

                                                                          Ольга Валерьевна

Фролово 2017

Образовательная область: «Познавательное развитие» 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Вид: интегрированное.

Возраст: старшая группа – 6/7 лет.

Формы организованной образовательной деятельности: игровая, познавательная, речевая, музыкально-художественная, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: группа.

Цель – результат:

- формировать ценностное отношение к объектам живой природы в процессе познавательно-игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию умений воспринимать красоту родной природы в зимнее время года;

- закреплять представление о снеге, о зимнем лесе, его обитателях, представления о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними;

- упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

- формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.

Развивающие:

- способствовать образному восприятию зимней природы, эстетические чувства с помощью воспроизведения художественного слова;

- развивать познавательный интерес к жизни животных,

- способствуют концентрации внимания, развитию мелкой моторики, аккуратности и навыка доведения дела до конца.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и положительное отношение к живой природе, потребность в общении с природой, желание заботиться о ней, уважать и бережно относиться к природе,  стремление помогать животным в трудных условия;

- стремление детей  к достижению результата.

Словарь новых слов: чародейка, «мышкует».

Предварительная работа: Чтение Е. Чарушина «Заяц», сказки «Заяц–хвастун». Беседа «Дикие животные зимой». Отгадывание загадок о животных. Д/игра «Путешествие в зимний лес». Составление рассказа по мнемотаблице. Рассматривание репродукций картин «Время года». Просмотр детских познавательных видеороликов. Наблюдение за погодными явлениями, за птицами во время прогулки.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, презентация, диск с записью музыки П. И. Чайковский «Времена года», мольберт, дидактическая игра «Накорми животное», шапочки животных, сундучок, клубок, листы с изображением животных, цветные карандаши, солнышки и тучки по количеству детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I  Организационный момент. Психогимнастика.

Воспитатель:

(Стоит у окна)

- Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают).

- Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё…

Предполагаемые ответы детей:

- Заморозила.

Воспитатель:

- Метель мела и все тропинки…

Предполагаемые ответы детей:

– Замела.

Воспитатель:

- Зима позвала вьюгу и всё…

Предполагаемые ответы детей:

– Завьюжила.

Воспитатель:

- Снежная пороша дорожки все…

Предполагаемые ответы детей:

– Запорошила.

Воспитатель:

- Как красиво за окном. Давайте порадуемся этой красоте. А я очень рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем радоваться друг другу.

«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами

Погружение в тему.

Воспитатель: Сегодня прекрасный день. Ребята, у вас хорошее настроение?

Предполагаемые ответы детей:

– Да.

Воспитатель:

- Тогда давайте поприветствуем друг друга улыбками. 
Вот волшебный сундучок,
В нем серебряный клубок.
По дорожке Красоты
Побежим и я, и ты.
Пусть клубочек, словно в сказке, поведет нас по дорожке Красоты. А мы ему поможем. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что красивого он видел дома, по дороге в детский сад или на прогулке, а потом передаст клубочек рядом стоящему ребёнку.

Ниточка, тянись, тянись, 
Красотою поделись! (дети передают клубок по кругу)
Как хорошо, что вы, ребята, видите красоту вокруг себя, ведь мир, в котором мы живем – прекрасен!

 - Где сегодня будем гулять, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

- Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес! Называют его …

Предполагаемые ответы детей:

- Лес. (Слайд 2)

Воспитатель:

- Вы готовы отправиться на занятие в зимний лес?

Предполагаемые ответы детей:

- Готовы.

Воспитатель: Сейчас мы попадем в зимний лес, повторяйте за мной волшебные слова.

Если мы глаза закроем, и подсматривать не будем

Мы волшебный зимний лес откроем

О котором не забудем.

II Основная часть.

1. Беседа

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель:

- Сначала мы пойдем по дорожке. Слышите, как скрипит снег под ногами?  (Звук «Скрип снега») (дети идут спокойным шагом, снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).  (Слайд 3)

- Почему так скрипит снег?

Предполагаемые ответы детей:

- В морозную погоду снег скрипит.

Воспитатель:

- Рассмотрите снежинки. (Слайд 4)

- Снег состоит из множества маленьких кристалликов льда. Эти кристаллы появляются из капель влаги, которая замерзает в облаках. Изначально кристалл образовываются небольшие, их форма – шестиугольник. При движении в облаке снежинки увеличиваются в размерах – к их вершинам примерзают новые кристаллики, а на них – следующие и так далее. В итоге получаются снежинки разнообразных форм (но всегда шестиугольные), каждая из них имеет оригинальный узор. Хруст снега можно услышать только при минусовой температуре, при этом, чем температура окружающий среды ниже, тем громче скрип кристалликов льда. Объясняется это просто – на холоде снежинки становятся хрупче и более твердыми. Таким образом, ломаясь, кристаллы снега издают соответствующий звук. Однако звук этот настолько тихий, что услышать его человек не в состоянии. Но когда ломаются сразу тысячи снежинок, они издают звук, который можно услышать. Но если температура окружающей среды приближена к нулю градусам, снег начинает подтаивать. В результате на кристаллах снежинок образуется влага, кристаллики как бы гнутся, что способствует исчезновению хруста.

- Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро. (Видеоролик)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Слайд 5).

- Как вы думаете, почему зиму называют «чародейка»?

Предполагаемые ответы детей:

- Волшебница.

Воспитатель: 

- Чародейка – колдунья, волшебница. Зима – волшебница околдовала, очаровала лес. Зима – чародейка погружает в сон

- Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. Посмотрите, как красиво, прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадет вдруг с ветки клок снега – и опять звенящая тишина. (Слайд 6)
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель. 
Тишь, безмолвие вокруг!

2. Дыхательная гимнастика

А понюхайте-ка воздух. Чем он пахнет в лесу? Да, морозом, свежим снегом, а ещё к нему примешивается запах обожженной морозом коры деревьев, смолистый аромат леса. Свежо, холодно, морозно!  

Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»

- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех». (Слайд 7)

Я вас превращу  в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Воспитатель раздаёт снежинки). 

- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Предполагаемые ответы детей:

- Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем.

 (Дети дуют на снежинку.)

Воспитатель: 

- А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

- Вот сколько снега в лесу.

3. Беседа

Воспитатель: 

- Ребята, может быть, в лесу никого нет? Ребята, посмотрите на этот лес и расскажите о нем. 
Какой он? (Слайд 8)

Предполагаемые ответы детей:

Большой, дремучий непроходимый.  (Слайд 9)

Воспитатель:
- В лесу огромные ели, ветви у них расположены высоко. А есть и маленькие елочки. (Слайд 10)
Много снега в лесу.

-  Какой он? Какого цвета?

Предполагаемые ответы детей:

- Белый, голубой.

Воспитатель:

Кругом – стена деревьев, поэтому снег слегка даже коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. (Слайд 11)
Мы с вами сидим очень близко к огромным елям, поэтому вершин их не видим. (Слайд 12)

- Перед нами только их огромные коричневые стволы, которые кажутся живыми и теплыми!

- А посмотрите внимательно: есть ли в лесу ещё кто-то живой! Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала. (Слайд 13)

- Что за птицу вы увидели?

Предполагаемые ответы детей:

- Сова.

- С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (Слайд 14)

Предполагаемые ответы детей:

- Заяц.

Воспитатель: 

- Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется? (Слайд 15)

Предполагаемые ответы детей:

Волк, лиса

Воспитатель: 

- Что помогает зайцу заметить опасность?

Предполагаемые ответы детей:

- Большие чуткие уши.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Предполагаемые ответы детей:

- Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. (Слайд 16)

Воспитатель:

-  Ребята, а вы знаете, что заяц не такой уж и слабый, если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

Воспитатель: 

- Почему зимой заяц белый?

Предполагаемые ответы детей:

- Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель: 

- Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.

Предполагаемые ответы детей:

- Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.

Питается зимой заяц корой деревьев, веточками. (Слайд 17)

Воспитатель:

- Ребята! А теперь угадайте, о ком идет речь?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Предполагаемые ответы детей:

- Белка. (Слайд 18).

Воспитатель: 

-Чем питается зимой белка?

Предполагаемые ответы детей:

- Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: - Какого цвета шубка у белочки зимой?

Предполагаемые ответы детей:

- Серая.

Воспитатель:

-  Как вы думаете почему, белка меняет шубку?  (Слайд 19)

Предполагаемые ответы детей:

-  Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев.

Воспитатель: 

- Своё жилище белочка устраивает в дупле, гнезде. (Слайд 20).

- В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель: 

- Как белка от врагов спасается?

Предполагаемые ответы детей:

- Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева. (Слайд 21)

4. Физкультминутка «Звериная зарядка»

(Дети надевают шапочки животных)

Раз – присядка.                                                                               Присесть.
Два – прыжок.                                                                                
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка.                                                             
Ушки на макушке – зайчики
А лисята как проснутся                                                      
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться                                                           
Потянуться.
Обязательно зевнуть                                                                  
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть.                                  
Движения бедрами вправо-    влево.
А волчата спинку выгнуть                                                         
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть.                                                        
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый,                                                          
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы,                                                          
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе                                               
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –                                                          
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Воспитатель: 

- Идём дальше по лесу.

- Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд 22)

По снежку зимой бежала,

И следы все заметала.

Рыжий мех, а хвост – краса!

Подскажите, кто?

Предполагаемые ответы детей:

 - Лиса. Лисья нора. (Слайд 23)

Воспитатель:

-  Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Предполагаемые ответы детей:

- Лисы не меняют окраску. (Слайд 24)

Воспитатель: 

- Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Лису пушистый хвост согревает, а также помогает ей заметать следы. Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.

- Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд 25)

Предполагаемые ответы детей:

- Мышей.

Воспитатель: 

- Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит, охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Ещё питается лиса мелкими зверями, птицами. (Слайд 26, 27)

Что помогает лисе выискивать добычу?

Предполагаемые ответы детей:

 - Хороший слух и нюх.

Воспитатель:

- Идём дальше по лесу. А это чьи следы? (Слайд 28)

- Этот зверь - родня собаке,

Его по вою узнает всякий.

В охоте, серый, знает толк.

Угадали? Это.

Предполагаемые ответы детей:

- Волк (Слайд 29)

Воспитатель: 

- Волка зимой согревает густая, плотная, тёплая шерсть.

Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой. Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: 

- Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Предполагаемые ответы детей:

- Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей. (Слайд 30)

Воспитатель: 

- Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.(Слайд 31)

Воспитатель: 

- Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя, ежа?

Предполагаемые ответы детей:

Медведь зимой спит в берлоге. (Слайд 32)

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Предполагаемые ответы детей:

Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: 

- Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

- Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Воспитатель:

- После сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом животные не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники. (Слайд 33)

Лесники подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. (Слайд 34)

5. Дидактическая игра «Накорми животное»

Воспитатель:

- Трудно живется животным зимой в лесу. Им не хватает корма. Давайте распределим корм для животных.

III Практическая часть

1. Творчество детей.

(Воспитатель приглашает детей в лесную фотомастерскую.  Дети садятся за столы. Звучит музыка А. Вивальди - Зима).

- Ребята, чтобы нам не забыть наших животных мы их сохраним на память. У вас есть картинки с животными. Закончен ли рисунок?

Предполагаемые ответы детей:

- Нет.

Воспитатель:

- Ваша задача: дорисовать лисе, белке – хвост, медведю, волку – лапы, зайцу – уши. Затем заштриховать нарисованную часть тела животного. Каким цветом будем заштриховывать лису? Медведя? Зайца? Белку? Волка?

Предполагаемые ответы детей:

- Оранжевый, коричневый, серый.

-  Заштриховывать нужно равномерно, небольшими штрихами, стараться не выходить за контур изображения, чтобы у вас получилось  цветное фото. (Слайд 35)

IV Заключительная часть.

Итог непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: 

- Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке? (Слайд 36)

Воспитатель: 

- Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес?

 Предполагаемые ответы детей:

- Да.

Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)

Пальчиковая игра «Мальчик пальчик»

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках,

Встретил белочку, лисичку,

Встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(загибаем пальчики при перечислении).

-  Вот сколько животных повстречал мальчик – пальчик в зимнем лесу.

Воспитатель:

- Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны. А теперь нам пора в детский сад.

Снова мы глаза закроем,

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернёмся

Лес волшебный не забудем. (Слайд 37)

- Ребята, а  вам понравилось путешествовать? Если понравилось – возьмите себе солнышко. А если кому то не понравилось – возьмите тучку. (обратная связь, рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...