конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Баринова Елена Сергеевна

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

     Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №67

          структурное подразделение детский сад «Русалочка»

         Автозаводского района городского округа Тольятти

    Конспект открытого познавательного занятия    для детей 5-6 лет  на тему:                                                                                                   «Зима ,зимушка ,зима»

                                                                  Подготовила: Баринова Е.С.

                                                                                                       

                                   

                                         

                                           13января2015год

                     Тема: « Зима, зимушка, зима»

Цель:      Обобщить знания детей о зиме как времени года.                                                 Задачи:                                                                                                                   Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.                                                                                       Познавательное развитие: закрепление  знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.                         Речевое развитие: учить правильно, согласовывать  существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.                              Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.                                                                                               Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук                                                                                                Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.       Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.    Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.                                    Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч,  листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.                                                                                          Ход занятия:                                                                                                                         На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы»:                                                            Поутру вчера дождь                                                                                                                 В стекла окон стучал,                                                                                                          Над землею туман                                                                                                     Облаками вставал.                                                                                                   Веял холод в лицо                                                                                                          От угрюмых небес,                                                                                                                   И, бог знает о чем,                                                                                                         Плакал сумрачный лес.                                                                                               В полдень дождь перестал,                                                                                                      И, что белый пушок,                                                                                                                 На осеннюю грязь                                                                                                          Начал падать снежок.                                                                                             Ночь прошла. Рассвело.                                                                                          Нет нигде облачка.                                                                                              Воздух легок и чист,                                                                                                              И замерзла рекаю                                                                                                           На дворах и домах                                                                                                                     Снег лежит полотном                                                                                                           И от солнца блестит                                                                                                   Разноцветным огнем.                                                                                                На безлюдный простор                                                                                            Побелевших полей                                                                                                         Смотрит весело лес                                                                                                                Из-под черных кудрей.                                                                                     Словно рад он чему, —                                                                                                        И на ветках берез,                                                                                                               Как алмазы горят                                                                                                           Капли сдержанных слез.                                                                            Здравствуй, гостья-зима!                                                                                  Просим милости к нам                                                                                                  Песни севера петь                                                                                                                                                                                                        По лесам и степям.                                                                                                  Есть раздолье у нас, —                                                                                                      Где угодно гуляй;                                                                                                             Строй мосты по рекам                                                                                                              И ковры расстилай.                                                                                                                                     Нам не стать привыкать,                                                                                                      Пусть мороз твой трещит:                                                                                                Наша русская кровь                                                                                                               На морозе горит!                                                                                                Искони уж таков                                                                                                      Православный народ:                                                                                                        Летом, смотришь, жара —                                                                                                              В полушубке идет;                                                                                                          Жгучий холод пахнул —                                                                                                    Все равно для него:                                                                                                            По колени в снегу,                                                                                                               Говорит: «Ничего!                                                                                                          В чистом поле метель                                                                                                                     И -кутит, и мутит, —                                                                                                         Наш степной мужичок                                                                                                                 Едет в санках, кряхтит:                                                                                                           «Ну, соколики, ну!                                                                                          Выносите, дружки!»                                                                                                                         Сам сидит и поет —                                                                                                  «Не белы-то снежки!..»                                                                                                         Да и нам ли подчас                                                                                                          Смерть не встретить шутя,                                                                                       Если к бурям у нас                                                                                                          Привыкает дитя?                                                                                                              Когда мать в колыбель                                                                                                           На ночь сына кладет,                                                                                                         Под окном для него                                                                                                                        Песни вьюга поет.                                                                                                                   И разгул непогод                                                                                                                         С ранних лет ему люб,                                                                                                           И растет богатырь,                                                                                                                Что под бурями дуб.                                                                                                         Рассыпай же, зима,                                                                                                              До весны золотой                                                                                                        Серебро по полям                                                                                                                       Нашей Руси святой!                                                                                                               И случится ли, к нам                                                                                                      Гость незваный придет                                                                                                                   И за наше добро                                                                                                                         С нами спор заведет —                                                                                                                             Уж прими ты его                                                                                                                     На сторонке чужой,                                                                                                        Хмельный пир приготовь,                                                                                                 Гостю песню пропой;                                                                                                            Для постели ему                                                                                                                  Белый пух припаси                                                                                                                         И метелью засыпь                                                                                                             Его след на Руси!                                                                                                            - Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.                       Кто скажет, сколько месяцев длится зима?                                                          Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль — по одному ребенку.)                   В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом. А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)                                                                                        Воспитатель: Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово» (с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать) Какие ещё  явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.                                                                                                               Тропинки запорошило — это как вы понимаете? — Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» — эти слова дети повторяют хором и индивидуально.                                                                                                     Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.                                                                                    Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».                                            Что такое за окном?                                                                                                 Сразу в доме посветлело!                                                                                          Это снег лежит ковром,                                                                                                   Самый первый, самый белый!                                                                                            А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.                                                                     Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2—3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.                                                                                                                   «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».                                                                                                                         - Какие деревья в лесу зимой? — Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.                                                     Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.                                                                                           - Какой самый веселый праздник зимой? — Новый год. Праздник елки.        Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2—3 рассказа с дополнениями.                                                                                             - Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?                                                   А какие у вас забавы да игры зимой?                                                                      Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.                                                                                                   - Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься — имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)                                                                                                            Каким праздником мы проводим зиму? — Веселой Масленицей.                Вспомните, как это было в прошлом году? (1—2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.                                                           Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.                                                Мороз не велик, да стоять не велит.                                                                    Спасибо, мороз, что снегу нанес.                                                                            Береги нос в большой мороз!                                                                                 Солнце на лето, зима на мороз!                                                                                       - А приметы?                                                                                                             Дым столбом — к морозу.                                                                                                Если ночью был иней, днем снег не выпадет.                                                         Кошка в печурку — стужа во двор.                                                                               - Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.                                  Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)                                                                           Не зверь, а воет. (Ветер)                                                                                                        На дворе горой, а в избе водой. (Снег)                                                                                       - Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор  листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.                                  Итог занятия.                                                                                                            Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы  детей  по своим рисункам. Оцениваются работы детей.                                                                         Выставка детских работ.                                                                            Взаимодействие с родителями:                                                                             Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.                                Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.                        Предложить родителям почитать дома на выбор произведения о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима"

Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия....

Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР

В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....

Конспект занятия "Зимушка-зима Сибирская краса"

интегрированное занятие : художественное творчество, музыка....

Конспект НОД "Зимушка-зима" с использованием здоровьесберегающих технологий

Интегрированное занятие для детей группы компенсирующего назначения по освоению образовательных областей "Музыка" и "Коммуникация". Цель занятия - развитие коммуникативных навыков детей посредством иг...

Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп

Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...

конспект НОД "Зимушка-зима"

Цель: Закрепить знания детей о зиме.Образовательные задачи:Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».Упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активи...

Конспект-занятия "Зимушка-зима"

Конспект в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ...