Из опыта работы Чтобы предметная среда по экологии в ДОУ стала развивающей
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в детском саду являются: формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными; воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду; воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; средствами природы воспитание эстетических и патриотических чувств.
Необходимым условием экологического воспитания дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_vitkova.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 комбинированного вида» г. Пикалево.
Из опыта работы
Чтобы предметная среда по экологии в ДОУ
стала развивающей
Воспитатель:
Виткова О.А.
.
2015 год
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в детском саду являются: формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными; воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду; воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; средствами природы воспитание эстетических и патриотических чувств.
Необходимым условием экологического воспитания дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ.
Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью.
В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства "можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс"
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Экологическая среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
- В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды.
Рассмотрим отдельные элементы экологического комплекса.
Уголок природы Главная его особенность и преимущество — непосредственная близость к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы прививает эстетический вкус. уголок природы с разнообразными комнатными растениями предназначен еще и для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.
Следует знать следующие требования к отбору растений уголка природы:
- Уход за растениями должен быть доступен детям дошкольного возраста по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени. Поэтому отбирают растения, неприхотливые к уходу за ними
- Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызывать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольника.
- Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, чтобы видеть и индивидуальные признаки.
- Растения должны быть абсолютно безопасные, не приносить ни малейшего вреда для здоровья для детей.
- Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста, развития в условиях помещения детского сада.
Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. Уголок природы размещают в светлой части группы. Уголок украшают цветущие комнатные растения с ярко выраженными составным частями : фикус, герань, бальзамин, фуксия и т. д. Комнатные растения размещают, таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудится в уголке природы.
Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка.
При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.
Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.
Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.
Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. Гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. Если же учесть состояние гербария (пожелтевшие, пыльные образцы, цветки которых давно утратили свою первоначальную окраску), то можно сделать вывод, что работа с таким материалом в детском саду вряд ли даст хороший результат. Плоские, потерявшие свой цвет, запах и зачастую форму, вырванные из природного окружения растения не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы.
Таким образом, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.
Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка - желания иметь коллекцию красивых бабочек - зависит жизнь насекомых, распространенных в далеких от него странах.
Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка - как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.
Эколого – развивающая среда включает использование большого количества наглядного материала. Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.
- Календарь природы.
- Развивающие и дидактические игры.
- Паспорта растений и животных.
- Карта родного края, глобус.
- Огород на окне.
- Поделки, рисунки детей и взрослых.
- Альбомы типа: «Домашние животные», «Овощи и фрукты», «Времена года».
- Инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования.
Библиотека юного натуралиста. В нее входит подборка книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.
Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.
Не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов. Здесь могут находиться куклы - сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс - телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада).
На стенах вывешиваются физико-географическая карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.
Оформление экологического уголка должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике
Оборудование
Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований.
Материалы для работы
В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).
Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Все это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма.
Таким образом, создавая лаборатории, уголки природы необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".
При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...
Обобщение опыта работы "Организация предметно-развивающей среды"
Создание предметно - развивающей среды в группе развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной деятельности. В определенном смысле ра...
Из опыта работы "Организация предметно – пространственной развивающей среды в «Социально – коммуникативном развитие»"
Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольк...
Дискуссия на тему: Чтобы предметная среда стала развивающей
Дискуссия на тему: Чтобы предметная среда стала развивающей...
Сообщение из опыта работы «Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспитания.»
Сообщение из опыта работы «Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспита...
Сообщение из опыта работы "Организация предметно-пространственной среды как условие успешного формирования математических представлений у старших дошкольников"
Сообщение отражает идеи оформления пространства группы детского сада развивающими панно по формированию математических представлений и сенсорных эталонов....
Из опыта работы. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: ...