Сообщение из опыта работы «Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспитания.»
материал (средняя группа)
Сообщение из опыта работы «Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспита
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21»
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
410004, г. Саратов, ул. 2 Садовая 23, тел.(854-2)41-22-90, факс(854-2)41-22-90;
E-mail: oktds21@mail.ru; БИК 046311001, ИНН 6454033456, КПП 645401001, ОГРН 1026403346122
Сообщение из опыта работы
«Насыщение предметно- пространственной среды группы оборудование для осуществления гендерного воспитания.»
Воспитатель:
Краевая Юлия Владимировна
Г.Саратов
Цель – Создание условий для развития гендернерных интересов детей, посредством создания развивающего пространства для организации сюжетных, дидактических полоролевых игр и других видов деятельности.
Задача: 1.Создание позитивного «образа Я» мальчика и девочки в группе
2. Развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
В настоящее время, внимание общества направлено на изучение условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. С момента появления на свет ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной. Ребенку дошкольного возраста сложно понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина.
Организация предметно-развивающей среды в нашем детском саду на основе гендерного подхода осуществляется с учётом психологических особенностей развития девочек и мальчиков, этапов развития гендерной идентичности, гендерного пространства группы. Предполагается наличие в группе разнообразные материалы, игры, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; стимулирующих игровую, коммуникативную, двигательную и познавательно-исследовательскую активность детей.
Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов с учетом полоролевых и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Как же решить эту задачу во время организации развивающей среды?
В нашей группе выделены специально оборудованные зоны для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимного общения.
Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом.
Девочки смогут играть в зоне для мальчиков. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена более «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. А также в зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры.
А мальчики смогли бы играть в уголке для девочек. Для этого, например, в зоне девочек может находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы.
«Кухня» содержит в себе обеденную зону и зону приготовления еды ( стол, разнообразная посуда: кастрюли, тарелочки, ложки, вилки; муляжи продуктов). Девочки имитируют приготовление еды и приглашают мальчиков за стол. Уже в столь раннем возрасте дети знают, что готовить должна девочка, она выступает в роли мамы, а мальчики принимают на себя роль папы, сына.
А также девочки в группе могут поиграть в сюжетно - ролевую игру: «Парикмахерская», в данной зоне имеется все необходимое для создания причесок (расчески, резиночки, заколки, журналы модных причесок, флаконы для волос, фен, ножницы). Мальчики так же с большим удовольствием играют в данной зоне в роле посетителей.
Так же в группе имеются: коляски, куклы разных размеров, шкаф, кроватки, утюги, гладильная доска, одежда для кукол. В достаточном количестве представлена настольная кукольная мебель: кровать, кресла, стулья, столы.
Мальчики сооружают постройки из мягких кубов и обыгрывают их с помощью машинок, фигурок диких и домашних животных. Так же могут заняться игрой в уголке ПДД в парковку с соответствующими по размеру машинками.
Предметно – пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям.
Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики это дидактические уголки – настольно-печатные игры, книжный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, театрализованный, они располагаются в группе по обоюдной договоренности.
Имеется уголок конструирования лего -дупло для девочек и лего дупло для мальчиков.
Содержание зон одинаково оснащено большим количеством материалов, как у девочек, так и у мальчиков.
При подборе этих материалов мы обращаем внимание на следующее:
• на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
• на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;
Маркерами гендерных различий могут быть:
- метки-наклейки для мальчиков и девочек на шкафчиках для одежды.
- подбор полотенец для вытирания рук двух разных цветов.
-цвет формы для мальчиков и девочек .
Сюжетно-ролевые игры в нашем ДОУ регулярно пополняются различными атрибутами, костюмами (накидки для «Салона красоты», «Магазина», машинки для ПДД т. п).
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. В группе представлены различные виды конструктора начиная от крупных напольных, до мелких различных видов и назначений с разнообразными деталями, строительные блоки.
В книжных уголках подобраны различные энциклопедии отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.
Уголки изобразительной деятельности пополнены раскрасками и для девочек и для мальчиков, так же подобранны различные трафареты.
В уголках познавательного развития представлены игры и дидактический материал по интересам девочек и мальчиков. Игры создано руками воспитателей из детских журналов, например: «Наряди мальчика», «Наряди девочку».
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.
Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда с учетом гендерного подхода позволяет мальчикам и девочкам формировать в личностном развитии четкие ориентиры в содержании мужских и женских ролей. У детей формируются четкие или адекватные полоролевые установки, психолoгические качества и мoдели пoведения.
Литература:
1 .Аникеева Н. П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. -1989.
2. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе //Вопросы психологии. - 5.1987. 3.Ходько Е. Ю. Гендерная идентификация дошкольников. Методическое пособие. - Новосибирск: НурсИПК и ПРО, 2000. 4.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира.- СПб.:Тускарора,2000. -180 с. 5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС».
Слайд №1Главным условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей, эмоционально комфортной образовательной среды для дошкольников.Важнейшие образовательные ориентиры:...
Развивающая предметно-пространственной среда группы. Реализация требований ФГОС (из опыта работы)
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Представление опыта работы "Предметно-пространственная среда группы"
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно пространственная среда обеспечивает в определенной степени реализацию образовательного потенциала организации, группы, участка, материалов, оборудов...
"Использование трансформируемого оборудования (ширм) в развивающей предметно - пространственной среде групп ДОУ"
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых. ФГОС ДО ориентирует в...
Сообщение из опыта работы "Организация предметно-пространственной среды как условие успешного формирования математических представлений у старших дошкольников"
Сообщение отражает идеи оформления пространства группы детского сада развивающими панно по формированию математических представлений и сенсорных эталонов....