Из опыта работы. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с нетрадиционными приемами и методами работы;
- способствовать развитию активной познавательной деятельности;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
\
Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с нетрадиционными приемами и методами работы;
- способствовать развитию активной познавательной деятельности;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Оборудование:
- акриловые краски;
- молоко;
- кисти;
- вилки;
- зубочистки;
- акварельная бумага;
- одноразовые тарелки;
- лед;
- контейнер;
- мелкие игрушки;
- салфетки сухие и влажные;
- контейнер с тепловой водой.
Перед нами, педагогами, стоит задача всестороннего развития детей.
Однако в дошкольных учреждениях стремительно растет количество детей с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Отдельную категорию детей составляют дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).
Одна из приоритетных задач системы образования, которая закреплена во многих нормативных документах – это создание комфортных условий для пребывания ребенка в дошкольном учреждении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Исполнение этой задачи – одно из главных направлений моей коррекционно-развивающей работы.
Поиск наиболее эффективных методов помощи таким детям является наиболее актуальной проблемой.
Сегодня я хочу вас познакомить с практикой использования методов и форм работы, направленных на коррекцию и развитие детей с ОВЗ, имеющими
- задержку психического развития (ЗПР);
- речевые дисфункции (разные степени);
- нарушения в эмоционально-волевой сфере;
В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От педагога зависит, будет ли ребенок получать знания с большими усилиями или с удовольствием.
К таким формам и методам относятся: аква-терапия, криотерапия, кинезиология и арт-терапия.
Акватерапия – это один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой.
Данный метод я применяю в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения.
Игры с водой способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения. Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей.
В работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, я использую криотерапию. Это одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики.
Методика заключается в использовании игр со льдом. Минимальное влияние холода (5-8 сек) на нервные окончания обладают целительными свойствами. За счет холода идет сокращение мышц, а тепло их расслабляет, это усиливает приток крови к месту воздействия, в итоге развивается двигательная зона. Улучшается процесс овладения графическими навыками, а также и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи.
Этот метод позволяет мне как психологу проводить ряд коррекционно-развивающих занятий, не используя никакого особого оборудования, что является немаловажным в условиях дошкольного учреждения.
При использовании криотерапии необходимо также помнить и об ограничения к ее использованию.
Она противопоказана детям с наличием эпилептического синдрома, миопатией, непереносимостью холода. Данную методику нужно с осторожностью использовать с часто болеющими детьми и детьми с тяжелым синдромом гиперактивности.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики я провожу беседу с родителями ребенка, рассказываю им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.
Предлагаю Вам познакомиться с методикой на практике. Криотерапия проводится в три этапа.
1 этап. Криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)
Участникам раздаются льдинки.
У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно я сжимаю, затем ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.
Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.
2 этап. Растяжка. После трехразового криоконтраста проводятся растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.
Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно | растирание ладоней |
Каждый пальчик покручу | захватывают каждый пальчик у основания |
Поздороваюсь с ним сильно | выкручивающими движениями доходят до ногтевой фаланги |
И вытягивать начну | |
Затем руки я помою | Выполняют движения в соответствии с текстом |
Пальчик в пальчик я вложу | пальцы сложить в «замок |
На замочек их закрою | |
И тепло поберегу. | |
Выпущу я пальчики, | расцепить пальцы и перебирать ими |
Пусть бегут, как зайчики |
3 этап. Развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
(Участникам раздаются шишки)
В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд.
Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.
Игра «Достань игрушку»
Лёд высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течение 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза.
Игра «Разложи по цвету», «Разложи по образцу»
На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.
Игра «Рисуем льдинками»
Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.
Игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.
Для детей с ЗПР характерны такие черты, как неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, упрямство, агрессивность. Для того чтобы помочь детям справиться с нестабильным эмоциональным состоянием и трудностями в обучении я применяю кинезиологические упражнения, которые помогают корректировать поведение и улучшают показатели головного мозга. Это комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга через определенные двигательные упражнения, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.
Для успешного обучения и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся тестом Павлова.
Педагогам предлагается разложить карточки на 3 группы по общему признаку.
Существует два варианта выполнения данного теста.
- Если Вы разложили карточки по 1 варианту (1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»), то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
- Если Вы разложили карточки по 2 варианту (1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»), то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Задачи кинезиологических методик заключаются в
- развитии межполушарных связей;
- развитии мелкой моторики;
- развитии памяти, внимания;
- развитии речи, мышления
Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Они повышают умственную работоспособность и оптимизируют психоэмоциональное состояние.
Предлагаю выполнить некоторые из них:
Упражнение «Ухо – нос»
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью наоборот.
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
Упражнение выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на
плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
Упражнение «Звёздочки»
Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)
Упражнение «Перекрёстное марширование»
Любим мы маршировать, | Шагают, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. |
Руки, ноги поднимать. |
Таким образом, необходимо сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса я широко использую элементы арт-терапии (лечение и коррекция искусством).
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
- формированию представлений о себе;
- изучению и выражению своих чувств и эмоций;
- формированию позитивного самовосприятия;
- эмоциональному сближению;
- снятию психоэмоционального напряжения.
Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, аппликации и т. д.
Детям очень нравится техника «Волшебные краски».
Использование данной техники направлено:
- на гармонизацию эмоциональной сферы;
- на развитие творческих и коммуникативных способностей;
- на умение работать в коллективе.
Творя, человек испытывает прилив сил, актуализируются его ресурсы, мир становится прекрасней.
Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, страхов; когда у ребёнка низкая самооценка, проблемы с поведением, хронический стресс и психосоматические заболевания.
Сегодня я хочу вас познакомить с техникой рисования на воде «Эбру»
Это искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость).
Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде, создавая тонкую пленку.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу вашему вниманию представить мастер-класс с использованием элементов сказкотерапии и арт-терапии в технике «Эбру».
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство, в сказку.
Присаживайтесь удобнее, и я расскажу Вам одну необычную, сказочную, но в тоже время грустную историю.
На одной сказочной поляне жила-была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.
Подползёт Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание. И вот она уже порхает разноцветной бабочкой над цветками и собирает сладкий нектар.
Но однажды случилось несчастье. Узнала про эти чудо-цветы злая колдунья. И решила, во чтобы-то ни стало, заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы. Но Фея цветов отказалась помогать злой колдунье. Колдунья страшно разгневалась.
«Ах, так! Если ты отказываешься исполнять мои желания, тогда твои цветы больше не смогут помочь никому!» - закричала она и произнесла своё страшное заклинание.
В тот же миг все цветы на волшебной поляне исчезли.
Вот такая необычная грустная история произошла в волшебной стране.
Но мы вместе с Вами можем помочь цветам вновь стать видимыми. С помощью волшебных красок мы сможем оживить чудесные цветы. Но для этого нам с Вами надо отправиться в сказку.
Ритуал входа в сказку
А проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса. Если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься, куда захочешь! И для начала мы должны её зажечь с помощью волшебного заклинания: «Раз, два, три – волшебная свечка гори!» Давайте все вместе повторим волшебное заклинание: «Раз, два, три – волшебная свечка гори!»
Звучит музыка-превращение.
Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом поблагодарите волшебную свечу.
Мы с Вами здесь, чтобы исправить грустную историю и вернуть цветам волшебную силу.
Сейчас мы проживём следующий этап – это решение проблемы. И наша с Вами задача – расколдовать волшебные цветы.
Посмотрите, злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжёлыми камнями. Нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.
Психогимнастика «Тяжёлый камень»
Молодцы! Мы освободили путь лишь благодаря тому, что работали с Вами дружно.
А теперь самое главное – рисование красками.
Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадёт в горшочки, они оживут.
Рисование волшебными красками методом вливания
Посмотрите, как пробуждается жизнь на сказочной поляне. Мы настоящие добрые волшебники.
Развивающий элемент самосознания
Давайте закроем глаза и послушаем, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохните полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов.
Окунёмся в своё детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасёт мир!
Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!
Протянет руки, и загадаем своё самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!
Ритуал выхода из сказки
Как не жаль, а время неутомимо бежит вперёд и нам пора возвращаться обратно. Давайте возьмём с собой всё, что Вам больше всего понравилось.
Для того чтобы вернуться, мы должны погасить волшебную свечку с помощью волшебного заклинания: «Раз, два, три – свеча не гори!» Давайте вместе повторим волшебное заклинание: «Раз, два, три – свеча не гори!»
Вот мы с Вами и вернулись.
Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытали в процессе путешествия. Что Вам понравилось? Чему Вы научились? Что хотели бы добавить?
Уважаемые коллеги, мне было очень приятно с Вами работать!
Я надеюсь, что мастер-класс помог Вам приобрести опыт использования элементов сказкотерапии и у Вас появились новые творческие идеи, которые вы обязательно воплотите в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции, развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....
Презентация опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Обобщение опыта работы по теме: "Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (коррекция зрения)".
Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения)...
Значение метода словесных поощрений при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Метод поощрения служит основным методом в процессе обучения новым навыкам ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поощряя ребенка, мы даем ему понять, что он делает правильно, и в ...
Использование песочной терапии, как средство альтернативных методов коммуникации, социализации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В консультации дано краткое описание игр С ПЕСКОМ для социализации, коммуникации детей с ОВЗ....
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: В данной статье представлен опыт использования приемов методики М.Монтессори в работе с детьми с ОВЗ.Ключевые слова: дети с ОВЗ, методика М.Монтессори, зона практической жизни, математическ...
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...