Конспект " Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 71 комбинированного вида города Орла
«Путешествие капельки»
Орел, 2017
Программное содержание: уточнять и систематизировать знания детей о воде (вода разная: соленая и пресная, состоит из мелких капелек, прозрачная, бесцветная). Расширять и закреплять знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом и осенью.
Учить экспериментировать, проверяя свои умозаключения опытным путем, обобщать результаты экспериментов словами, делать элементарные выводы.
Учить показывать явления природы, её «настроение» с помощью цвета, пластических движений и музыки, развивать эмоции.
Воспитывать бережное отношение к воде, учить беречь её.
Словарная работа: развивать связную речь; пополнять словарь детей словами, обозначающими свойства и состояния воды: морская, пресная, бесцветная, рокочет, журчит, моросящий, ливневый, хмурый, радостный и т.д.
Предшествующая работа: беседы о свойствах воды, зачем она нужна. Рассматривание воды во время умывания, ухода за растениями, в самостоятельной деятельности, играх в мини лаборатории, на улице во время и после дождя, снега, наблюдения за сосульками, идущим снегом, инеем, росой, туманом, градом. Чтение художественной литературы и энциклопедий, справочной литературы, заучивание стихов, загадок, песен о воде. Составление сказок и рассказов о воде и капельке. Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов. Проведение подвижных и творческих игр.
Материал: глобус, промаркированные стаканчики с соленой и пресной водой, подносы, трубочки, пипетки, аудиозапись звуков воды, шапочки капелек, тучка, солнышко, календарь, капелька - путешественница, губки, контейнеры с разным количеством воды, разноцветный лист бумаги, разделенный на четыре части, заготовки капелек разного цвета, снежинки, сосульки, кисти, подставки под кисти, клей, клеёнка, салфетки.
Дети с воспитателем входят в группу и здороваются с гостями
Воспитатель: Обратите внимание на ковер. Здесь какой-то предмет. Присядем, рассмотрим. Что это, кто знает?
Дети: Это глобус?
Маленькая земля.
Модель Земли - нашего дома.
Воспитатель: На что похож глобус? Какую он имеет форму?
Дети: Круглую.
Воспитатель: Посмотрите, как красива наша Земля. Она разноцветная. Каждый цвет что- то обозначает. Как вы думаете, что обозначено на глобусе желтым цветом?
Дети: Суша.
Воспитатель: А что обозначено, синим и голубым цветом?
Дети: Это вода: океаны и моря.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на сушу, на ней тоже видны синие овалы, синяя паутинка, что это?
Дети: Озера, реки.
Воспитатель: Синего цвета на глобусе много, но вода разная. Как вы думаете, вода в морях и океанах такая, как в реках и озерах? Чем она отличается? В этом нам поможет разобраться опыт. Представьте себя маленькими учеными, отправимся в нашу лабораторию, где поближе познакомимся с такой знакомой «незнакомкой»- водой, узнаем, чем отличается вода в природе.
Дети с воспитателем подходят к столам и рассматривают, что находится на столе.
Воспитатель: Что вы видите перед собой?
Дети: Подносы со стаканчиками.
Воспитатель: Что в стаканчиках?
Дети: Вода.
Воспитатель: Посмотрите, что можно сказать о цвете воды в стаканчиках?
Дети: Она в синем и зеленом стаканчиках одинаковая по цвету - прозрачная.
Воспитатель: Теперь понюхайте её.
Дети: Она ничем не пахнет.
Воспитатель: А теперь, возьмите трубочку и попробуйте воду из каждого стаканчика?
Что вы можете сказать?
Дети: Вода в зеленом стаканчике безвкусная, а в синем - соленая.
Воспитатель: Так и в природе вода в морях и океанах соленая, а в реках и озерах - пресная. Как вы считаете, какую воду мы используем соленую - морскую, или безвкусную - пресную речную?
Дети: Пресную мы пьем и используем, а соленой водой не пользуемся.
Воспитатель: Но пресной воды на планете Земля очень мало, вы же видели на глобусе как мало синей сеточки рек и овалов озер изображено. Должны ли мы с вами беречь пресную воду. Как?
Дети: Закрывать краны, экономно расходовать, не загрязнять рек и озер, ручейков, прудов.
Воспитатель: Какую же тайну воды мы с вами раскрыли?
Дети: Вода в морях, океанах, реках и озерах отличается на вкус.
Воспитатель: А теперь, давайте узнаем из чего же состоит вода. Возьмите пипетки, наберите в них воды. Попробуйте выпустить воду. Что вы видите? Что остается на ладошках?
Дети: Маленькие капельки.
Воспитатель: Правильно. Эти капельки - известные путешественницы. Посмотрите, а вот одна из них. (Появляется бумажная капелька). Эта капелька приглашает нас в путешествие.
Проводится подвижная игра «Тучка, солнышко и капельки».
Жила-была мама Тучка, и было у неё много Детишек - капелек. Непоседливые они были, очень любили они играть и прыгать. Скучно им было поодиночке вот, и собирались они вместе и текли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручеек). Встречались эти ручейки вместе и становились большой речкой (строятся парами). Плывут капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой- пребольшой океан (перестраиваются в круг). Плавали они, плавали в океане и вспомнили, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, (Дети приседают) капельки стали легкими (Дети встают с поднятыми вверх руками, открывают глаза, в это время Воспитатель меняет солнышко на тучку) и вернулись к маме Тучке.
Дети с воспитателем подходят к доске, где висит календарь.
Воспитатель: Пока мы путешествовали, Капелька спросила, знают ли наши ребята, где можно встретиться с нею в разное время года?
Дети: Знают.
Воспитатель: Какое время года прошло? Можно ли было встретить капельку зимой? Какой она была, нам помогут узнать загадки.
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
(Снежинка)
Прозрачен, как стекло,
Но не вставишь в окно.
(Лед)
Без дел мне не сидится,
Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю.
(Иней)
Удивительный художник
На окошках побывал.
Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены –
На окошке лес густой.
Только белый, не зеленый
Лес чудесный не простой.
(Морозные узоры)
Воспитатель: Итак - лед, снег, иней, морозные узоры - что это?
Дети: Это наша знакомая капелька, только замерзшая, твердая.
Воспитатель: Перевернем страницы календаря. Какое время года дальше?
Дети: Весна, лето и осень.
Воспитатель: Где мы встречаемся в эти времена года с капелькой?
Дети: Весной сосульки с крыш капают, это твердая вода. После таяния снега начинают бежать и журчать ручьи. Капелька выпадает в виде дождя. Летом капелька попадает в море, реку, в виде летнего дождя, града, на растениях по утрам бывает роса. Осенью капельки встречаются в лужах после мелкого моросящего долго не кончающегося дождя.
Воспитатель: Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего знаем мы капельку дождя. Но всегда ли дождик одинаковый? Как вы думаете?
Дети: Нет, он бывает сильным, а бывает моросящим.
Веселые ливни с крупными теплыми каплями.
Воспитатель: А дававайте попробуем создать дождь в нашей лаборатории. Попытаемся выяснить, отчего Дождик бывает сильным, а от чего слабым.
На столах подносы с фигурными губками, контейнеры с разным количеством воды.
Воспитатель: Представьте, что губка - это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Сожмите её. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь?
Дети: Потому что капелек мало.
Воспитатель: Опустите голубую губку в первый контейнер с водой. Что вы ведете, сколько вылилось воды? (Дети высказывают предположения и проводят опыт). Теперь из губки - облака идет дождь. Какой он?
Дети: Слабый, мелкий.
Воспитатель: А теперь возьмите синюю губку и опустите в другой контейнер. Сожмите губку. Что получилось? Какой дождь идет теперь?
Дети: Сильный.
Воспитатель: Так от чего же зависит сила дождя?
Дети: Много или мало капелек собралось в облачке.
Воспитатель: Поэтому он и бывает: сильным или слабым, тихим или шумным. А Капелька приглашает нас в путешествие дальше.
Воспитатель: Дети, а если бы вы были художниками, каким цветом вы изобразили бы капли дождя в разное время года?
Дети: Голубые - весной, синие - летом, осенью - серыми, а зимой - белыми.
Воспитатель: А как вы думаете, настроение у этих капелек одинаковое или разное.
Дети: Осенние- грустные, хмурые, летние и весенние -веселые, радостные.
Воспитатель: А давайте нашей знакомой капельке подарим подружек. Обратите внимание на доску, это дом капельки. Она в центре, давайте ей наклеим подружек в разное время года чтобы ей было не грустно, и она оставалась всегда радостной.
На доске лист бумаги, разделенный на четыре части разного цвета: белый, зеленый, красный, желтый. Дети располагают на нем: снежинки - на белом, сосульки и голубые капельки - на зеленом, на красном - синие улыбающиеся капельки, на желтом - серые грустные капельки.
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами были и путешественниками и исследователями, художниками. Поближе познакомились с водой. Так что же такое вода?
Ребенок: Прозрачная, чистая,
Струйкою льется,
Плещется в море,
Мерцает в колодце.
Зверей и людей,
И растенья напоит,
И дождиком чистым
Всю землю умоет.
В реке, в океане
Прохладой ласкает,
Под душем и в ванне
Теплом согреет.
Нужна она всем на земле и всегда,
Прозрачная чистая - наша Вода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Путешествие капельки Капитошки"
Очень интересное занятие для детей 4-5 лет...
Конспект "Путешествие капельки"
Конспект в подготовительной группе "Путешествие капельки"...
Конспект "Путешествие капельки"
конспект...
Конспект "Путешествие капельки"
Занятие в подготовительной группе...
конспект "Путешествие капельки"
Цель: обучение детей подготовительной к школе группы исследовательской деятельности. Экспериментальная деятельность по исследованию состояний воды (жидкое, газообразное, вкус, цвет, запах)....
конспект "Путешествие капельки"
Познакомить со свойствами воды (что вода бесцветная, без запаха, прозрачная).Создать целостное представление о воде, как о природном явлении....
- Мне нравится (1)