Конспект "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятие
по экологическому воспитанию в подготовительной
к школе группе
Тема: «Путешествие капельки»
Подготовила и провела:
Хохлова Л.А
Программное содержание:
Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью; объяснить как образуется дождь; закрепить навык работы с разными видами бумаги, умение складывать лист в разных направлениях.
Материалы и оборудование: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, иллюстрации с изображением разных времен года, тонированный и разделенный на четыре части лист акварельной бумаги, белая и цветная бумага (разные оттенки синего, серого цвета), кисть, подставка для кисти, ножницы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим глобус. Глобус- модель нашей земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус?
Дети: Округлую
Воспитатель: Что обозначено на глобусе желтым цветом?
Дети: Суша
Воспитатель: А вот голубым цветом обозначена вода - океаны и моря. Маленькие овалы - это озера, тонкие синие линии - это реки, (дети ищут на глобусе указанные объекты). Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.
Опыт №1
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что находится на подносах?
Дети: Стаканчики с водой
Воспитатель: Что можно сказать о воде? Какая она?
Дети: Прозрачная, чистая.
Воспитатель: Попробуйте воду, есть ли у нее вкус?
Дети: В первом - нет, во втором - соленая
Воспитатель: Да, в одном стакане находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная - пресная, «речная», «озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как вы думаете, должны ли мы ее беречь? Если да, то как?
Дети: Нужно закрывать краны, расходовать воду экономно. Воспитатель: Давайте рассмотрим воду в стаканчиках и нальем небольшое количество жидкости на поднос: из чего состоит вода?
Дети: Из маленьких капелек.
Воспитатель: Эти капельки - известные путешественницы. Вместе с одной из них мы отправимся в путешествие по временам года. (Показ изображения веселой бумажной капельки)
Первая остановка путешествия: фотография с изображением осенней природы.
Воспитатель: Какое время года изображено на снимке?
Дети: Осень
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило,
(дождь)
Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы -
Мелководные пруды,
(лужа)
Воспитатель: Каким бывает осенний дождь?
Дети: Грустный, печальный, серый, холодный.
Воспитатель: Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды?
Дети: В озере, в реке.
Вторая остановка: фотография зимнего пейзажа.
Воспитатель: Какое это время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Снег лежит, холодно
Воспитатель: Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(снежинка.)
Воспитатель: Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку?
Дети: Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.
Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно.
(лед.)
Без дел мне не сидится,
Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю,
(иней.)
Удивительный художник
На окошках побывал.
Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены -
На окошках лес густой.
Только белый не зеленый
Лес чудесный, не простой,
(морозные узоры.)
Воспитатель: Лед, снег, иней, морозные узоры - это что?
Дети: Вода
Воспитатель: Но вот солнышко пригрело , и капелька отправилась дальше.
Третья остановка: фотография с изображением весенней природы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое это время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Тает снег, проталины, потекли ручьи
Воспитатель: А теперь— загадки о весенней капельке: С крыши белый гвоздь торчит, Солнце взойдет И гвоздь упадет.
(сосулька.)
Воспитатель: Сосулька - это твердая вода.
Четвертая остановка: фотография с изображением летнего пейзажа.
Воспитатель: Какое время года изображено на снимке? Дети: Лето.
Воспитатель: Где мы в природе встречаемся с водой? Дети: Капелька попадает в море, в реку; летом выпадает град, идет дождь, появляется роса.
Воспитатель: Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по - разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды - моря, океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется - становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотная как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда - то на Земле начинается дождик, и мы бежим за Зонтами. Из мелких капелек получается «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной и летом. А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки - снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежные - звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.
Опыт №2
Воспитатель: Ребята, давайте «создадим» дождь. У вас на столах лежат подносы с фигурными голубыми и белыми, чуть влажными губками. На что похожи эти губки?
Дети: На подушку, на конфету, на облако.
Воспитатель: Представьте, что губка - это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно ее сжать. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь?
Дети: Капелек воды мало.
Воспитатель: Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать?
Дети: Пошел дождь Воспитатель: Какой он? Дети: Тихий.
Воспитатель: А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? Дети: Сильный.
Воспитатель: Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным. Задание детям
Детям предлагается сделать по две - три капельки летнего и осеннего дождя, снежинку и сосульку.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на лежащий на столе лист акварельной бумаги. Вертикальная и горизонтальная линии делят его пополам. На сколько частей поделен лист?
Дети: На четыре
Воспитатель: Каждый квадрат имеет свой цвет. Что напоминают вам эти цвета?
Дети: Времена года.
Воспитатель: Какое время года отражает зеленый цвет?
Дети: Весну, появляется травка, листочки.
Воспитатель: Каким цветом лучше обозначить лето?
Дети: Красным, летом много ярких цветов, жарко. Воспитатель: Осень?
Дети: Оранжевым цветом - цвет листьев.
Воспитатель: Какого цвета наша зима?
Дети: Синяя, зимой холодно.
Воспитатель: Давайте прикрепим свои капельки, сосульки и снежинки в цветные квадраты так, чтобы состояние капельки воды соответствовало времени года. Молодцы ребята, вы со всем справились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Проект «Капелька за капелькой»
Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....
Проект "Капелька за капелькой"
Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...
"Капелька за капелькой"
Проект...
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...
Капелька за капелькой
Проект в средней группе...