Зачем нужна вода
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цырульникова Елена Владимировна

Конспект  для детей старшей группы  "Зачем нужна вода" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhna_voda.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зачем нужна вода».

Цель:

  1. Закреплять знания детей о значении воды в нашей жизни.
  2. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, продолжать знакомить со свойствами воды.
  3. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  4. Упражнять в образовании однокоренных слов;
  5. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: наводнение, паводок, половодье, водопровод, водоворот, выталкиваемая, несжимаема.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о воде, рассматривание иллюстраций, экспериментальная работа (опыты с водой, рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде, труд в природе

Оборудование: модели свойств воды, клеенка на стол, 3 банки, 3 сырых яйца, соль, веточки, тушь, шприцы, стаканчики, сосуды разной формы, листы бумаги, фломастеры синего цвета, тарелочки, фартуки, магнитофон, аудиозапись «Звуки воды»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук.

Без чего, не может мама ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды - жить нельзя нам без… (воды)

-Итак, мы поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое.

 Вода - источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Это слово мы часто используем в своей речи.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть -

Они об одном говорят.

Подберите такие слова (родственные) к слову «вода»

Дети: водичка, водяной, водолей, водный, водопад, водолаз

- стихийное бедствие. (наводнение.)

- весной река разливается. (половодье, паводок.)

- есть еще сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода»: вода поворачивается - водоворот,

- вода проведена - водопровод,

- воду возит - водовоз.

- Как вы думаете, кому нужна вода? (человеку, растениям, рыбам, животным)

- Как человек использует воду? (пьет, умывается, убирает дом, готовит обед, моет посуду, поливает)

- Где еще в природе встречается вода? (снег, роса, лужа, моря, океаны и т. д.)

- Где еще находится вода? (в воздухе, в почве, растениях, животных, в людях)

 Океаны, моря, озера, реки, пруды, роднички – это водоемы. Каждого из нас можно сравнить  с одним из этих водоемов. А кем ощущаете себя вы?

Дети: Я думаю, что я похож на …

Воспитатель: А какие водоёмы есть у нас в Санкт-Петербурге?

Дети: река Нева, Ладожское озеро, Финский залив, река Фонтанка, Обводный канал, и др.

Воспитатель: Значит, что нужно делать для того, чтобы сберечь наши водоёмы.

Дети: Надо беречь воду, не надо бросать мусор, строить дома возле водоемов, не мыть машины и т. д.

Отгадывание загадок:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Меня ждут- не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (ДОЖДЬ)

С неба – звездой,
На ладошку – водой. (СНЕЖИНКА)

Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (СОСУЛЬКА)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Кругом вода,
А с питьём беда. (МОРЕ)

Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (ЛЕД)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём –
Как его мы назовём? (ДУШ)

Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег. (ТУМАН)

Чайник на плите стоит,
Что над чайником шипит? (ПАР)

Воспитатель: Молодцы, дети! Как много вы знаете о воде. Но, что же такое вода и какими свойствами она обладает, мы попробуем выяснить в нашей лаборатории.            Но, вначале немного отдохнем.

Физкультминутка «Море волнуется, раз…»

- Давайте вспомним правила поведения во время работы: не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой, стекло может разбиться и им легко порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта.

Прежде чем приступить к исследованиям приготовим наши пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика «ЛОДКА»

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

«ПАРОХОД»

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка. (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.)

Опыты:

І. Пресная и солёная вода.

На столе стоят 3 банки: 2 пол-литровые и одна литровая. Одну банку наполняем чистой водой и опускаем в неё сырое яйцо, оно тонет. Во вторую банку наливаем крепкий раствор поваренной соли и опускаем второе яйцо – оно плавает. Затем положить на дно литровой банки третье яйцо и постепенно подливать по очереди из обеих маленьких банок, яйцо будет не всплывать, ни тонуть.

Вывод: Солёная вода тяжелее, поэтому плавать в море легче, чем в реке. (Модель)

ІІ. Холодная и тёплая вода.

Налить теплую воду в стакан. Капнуть в ледяную воду тушь, чтобы воды окрасилась. Осторожно влить ледяную воду в теплую. Ледяная вода опускается на дно, как холодная у полюсов.

Вывод: Холодная вода тяжелее теплой. (Модель)

ІІІ. Форма воды.

Дети, как вы думаете, вода имеет форму? Как это можно доказать? (ответы детей). Налить воду в сосуды разной формы.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель)

ІV. Вода выталкивает.

На дне сосудов лежат веточки, дети наливают воду и видят, что веточки поднимаются вместе водой.

Вывод: Вода – выталкивающая сила. Дерево легче вытесненной воды, этот закон открыл очень давно древнегреческий ученый Архимед. (Модель)

Воспитатель: Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом, используя модели. (рассказ детей по моделям)

Мы с вами выяснили, что вода бывает разной, выяснили её свойства. Что бы вы нарисовали, если я попросила вас изобразить воду. Что бы нарисовала ты, Вероника? (спросить каждого ребенка) Получается, что вода – волшебница, она умеет становиться разной, поэтому нарисовать её «портрет» одному человеку очень сложно. А вот вы все вместе это можете сделать. Нарисуйте один вид воды, затем мы сложим все «портреты» вместе.

Продуктивная деятельность.

-Смотрите, у нас получился настоящий «портрет» воды. Сразу можно увидеть, какой она бывает

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

В дальнейшем мы проведём еще много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

«Зачем нужна вода»

Зачем нужна вода?...

«Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Проект "Зачем нужна вода" в старшей группе

Развитие познавательного интереса воспитанников,  представления о воде и о значении чистой воды....

"Кому и зачем нужна вода?"

Данная методическая разработка создана в рамках проекта "Дети и природа". Она нацелена на углубленное изучение вопросов, связанных с экологическим развитием и воспитанием детей....

Исследовательский проект "Кому и зачем нужна вода"

Познакомить детей младшего возраста с явлением неживой природы – вода...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет) "Зачем нужна вода. Свойства воды""

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет)Тема «Зачем нужна чистая вода. Свойства воды»Доминирующая образовательная область: познавательное  развитиеИнте...