Зачем нужна вода
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект для детей старшей группы "Зачем нужна вода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhna_voda.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зачем нужна вода».
Цель:
- Закреплять знания детей о значении воды в нашей жизни.
- Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, продолжать знакомить со свойствами воды.
- Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Упражнять в образовании однокоренных слов;
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: наводнение, паводок, половодье, водопровод, водоворот, выталкиваемая, несжимаема.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о воде, рассматривание иллюстраций, экспериментальная работа (опыты с водой, рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде, труд в природе
Оборудование: модели свойств воды, клеенка на стол, 3 банки, 3 сырых яйца, соль, веточки, тушь, шприцы, стаканчики, сосуды разной формы, листы бумаги, фломастеры синего цвета, тарелочки, фартуки, магнитофон, аудиозапись «Звуки воды»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук.
Без чего, не может мама ни готовить, ни стирать,
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды - жить нельзя нам без… (воды)
-Итак, мы поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое.
Вода - источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Это слово мы часто используем в своей речи.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть -
Они об одном говорят.
Подберите такие слова (родственные) к слову «вода»
Дети: водичка, водяной, водолей, водный, водопад, водолаз
- стихийное бедствие. (наводнение.)
- весной река разливается. (половодье, паводок.)
- есть еще сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода»: вода поворачивается - водоворот,
- вода проведена - водопровод,
- воду возит - водовоз.
- Как вы думаете, кому нужна вода? (человеку, растениям, рыбам, животным)
- Как человек использует воду? (пьет, умывается, убирает дом, готовит обед, моет посуду, поливает)
- Где еще в природе встречается вода? (снег, роса, лужа, моря, океаны и т. д.)
- Где еще находится вода? (в воздухе, в почве, растениях, животных, в людях)
Океаны, моря, озера, реки, пруды, роднички – это водоемы. Каждого из нас можно сравнить с одним из этих водоемов. А кем ощущаете себя вы?
Дети: Я думаю, что я похож на …
Воспитатель: А какие водоёмы есть у нас в Санкт-Петербурге?
Дети: река Нева, Ладожское озеро, Финский залив, река Фонтанка, Обводный канал, и др.
Воспитатель: Значит, что нужно делать для того, чтобы сберечь наши водоёмы.
Дети: Надо беречь воду, не надо бросать мусор, строить дома возле водоемов, не мыть машины и т. д.
Отгадывание загадок:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
Меня ждут- не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (ДОЖДЬ)
С неба – звездой,
На ладошку – водой. (СНЕЖИНКА)
Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (СОСУЛЬКА)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)
Кругом вода,
А с питьём беда. (МОРЕ)
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (ЛЕД)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём –
Как его мы назовём? (ДУШ)
Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег. (ТУМАН)
Чайник на плите стоит,
Что над чайником шипит? (ПАР)
Воспитатель: Молодцы, дети! Как много вы знаете о воде. Но, что же такое вода и какими свойствами она обладает, мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Но, вначале немного отдохнем.
Физкультминутка «Море волнуется, раз…»
- Давайте вспомним правила поведения во время работы: не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой, стекло может разбиться и им легко порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта.
Прежде чем приступить к исследованиям приготовим наши пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика «ЛОДКА»
Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
«ПАРОХОД»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка. (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.)
Опыты:
І. Пресная и солёная вода.
На столе стоят 3 банки: 2 пол-литровые и одна литровая. Одну банку наполняем чистой водой и опускаем в неё сырое яйцо, оно тонет. Во вторую банку наливаем крепкий раствор поваренной соли и опускаем второе яйцо – оно плавает. Затем положить на дно литровой банки третье яйцо и постепенно подливать по очереди из обеих маленьких банок, яйцо будет не всплывать, ни тонуть.
Вывод: Солёная вода тяжелее, поэтому плавать в море легче, чем в реке. (Модель)
ІІ. Холодная и тёплая вода.
Налить теплую воду в стакан. Капнуть в ледяную воду тушь, чтобы воды окрасилась. Осторожно влить ледяную воду в теплую. Ледяная вода опускается на дно, как холодная у полюсов.
Вывод: Холодная вода тяжелее теплой. (Модель)
ІІІ. Форма воды.
Дети, как вы думаете, вода имеет форму? Как это можно доказать? (ответы детей). Налить воду в сосуды разной формы.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель)
ІV. Вода выталкивает.
На дне сосудов лежат веточки, дети наливают воду и видят, что веточки поднимаются вместе водой.
Вывод: Вода – выталкивающая сила. Дерево легче вытесненной воды, этот закон открыл очень давно древнегреческий ученый Архимед. (Модель)
Воспитатель: Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом, используя модели. (рассказ детей по моделям)
Мы с вами выяснили, что вода бывает разной, выяснили её свойства. Что бы вы нарисовали, если я попросила вас изобразить воду. Что бы нарисовала ты, Вероника? (спросить каждого ребенка) Получается, что вода – волшебница, она умеет становиться разной, поэтому нарисовать её «портрет» одному человеку очень сложно. А вот вы все вместе это можете сделать. Нарисуйте один вид воды, затем мы сложим все «портреты» вместе.
Продуктивная деятельность.
-Смотрите, у нас получился настоящий «портрет» воды. Сразу можно увидеть, какой она бывает
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
В дальнейшем мы проведём еще много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
«Зачем нужна вода»
Зачем нужна вода?...
«Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
Проект "Зачем нужна вода" в старшей группе
Развитие познавательного интереса воспитанников, представления о воде и о значении чистой воды....
"Кому и зачем нужна вода?"
Данная методическая разработка создана в рамках проекта "Дети и природа". Она нацелена на углубленное изучение вопросов, связанных с экологическим развитием и воспитанием детей....
Исследовательский проект "Кому и зачем нужна вода"
Познакомить детей младшего возраста с явлением неживой природы – вода...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет) "Зачем нужна вода. Свойства воды""
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет)Тема «Зачем нужна чистая вода. Свойства воды»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнте...