Познавательно - исследовательская деятельность "Ледяной дождь - хорошо или плохо?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познавательно - исследовательскую деятельность "Ледяной дождь - хорошо или плохо?" можно провести во время организованной образовательной деятельности, во время совместной деятельности воспитателя и детей в режимные моменты.
Дети знакомятся с довольно редкими атмосферными осадками, которые могут выпасть зимой, с "ледяным дождем".
Во время деятельности проводят опыт " Образование облаков", " Дождь", исследовательскую деятельность "Хрупкая веточка".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность «Ледяной дождь» в подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие
Цель: Развитие познавательной активности воспитанников
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с необычным природном явлении:«ледяной дождь», помочь понять причину его возникновения, представление о том, какое влияние оказывает необычное атмосферное явление на живую природу, на человека и его образ жизни
Развивающие:
1.Развивать умение делать выводы и умозаключения
2.Развивать любознательность, память, логическое мышление
3.Активизировать разговорную речь детей
Воспитательные:
1.Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе
2 Воспитывать бережное отношение к деревьям, кустарникам, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Ледяной дождь – хорошо или плохо?», оборудование для опыта: трехлитровая банка с водой, емкость со льдом, горячая вода; оборудование для исследовательской деятельности: срезанные веточки, ножницы, лупы; вывеска «Лаборатория»; волшебная палочка
Методы и приемы:
Наглядные: презентация «Ледяной дождь», опыт - наблюдение
Словесные: беседа, поисковые вопросы
Практические: исследовательская деятельность
Логика образовательной деятельности:
Вводная часть
Воспитатель:
- Зима – удивительное время года, которая преподносит людям немало сюрпризов и чудесных явлений. Одно из таких необычных природных явлений - ледяной дождь
Основная часть
Воспитатель:
-Как вы думаете, что такое «ледяной дождь»?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Как вы думаете, откуда берется «ледяной дождь»?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Хотите увидеть, как образуются тучи и выпадает дождь?
Опыт – наблюдение «Дождь в банке»
( Воспитатель показывает, дети наблюдают и делают выводы)
Воспитатель:
-Возьму большую стеклянную банку. Это планета - Земля. Налью в нее горячую воду. Это горячая поверхность земли. На банку поставлю формочку со льдом. Это холодная атмосфера.
- Посмотрите, что происходит внутри банки?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Горячий воздух поднимается вверх, там он охлаждается и превращается в пар. Водяной пар охлаждается и образует облако. Облака собираются в тучи. Им становится тяжело, и они падают на землю в виде дождя.
- Смотрите, капли дождя стекают по стенкам банки.
Воспитатель:
-Почему же тогда иногда на землю падает ледяной дождь?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Температура воздуха зимой отрицательная, ниже ноля градусов, поэтому капли дождя замерзают в воздухе.
Воспитатель:
- Так что же такое ледяной дождь?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Ледяной дождь — мелкие прозрачные ледяные шарики, выпадающие из облаков. Ледяные шарики образуются при замерзании капель дождя. Внутри шариков находится незамёрзшая вода — падая на предметы, шарики разбиваются на скорлупки, вода вытекает и образуется гололёд.
Физминутка «Облако"
Исходное положение - сидя на корточках или стоя на коленках.
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Подняться с корточек или встать с колен)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх)
Ветер это облако (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу. (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
Воспитатель:
-Посмотрите презентацию «Ледяной дождь»
( Дети смотрят презентацию
Слайды 1 - 6)
Воспитатель:
-Расскажите о своих впечатлениях.
(Дети рассказывают)
Воспитатель:
-Ледяной дождь превратил каждое дерево, каждый кустик в хрустальное, переливающееся чудо.
Воспитатель:
- Ледяной дождь – это хорошо или плохо?
( Дети отвечают)
Воспитатель:
-Как может ледяной дождь навредить растениям зимой?
(Ответы детей)
Слайд 7
- Почему ветки деревьев легко ломаются?
( Ответы детей)
Исследовательская деятельность «Хрупкие веточки»
Воспитатель:
- Пройдемте в нашу лабораторию и проведем эксперимент.
- Возьмите веточку и разрежьте ее.
( Дети разрезают веточку ножницами)
Воспитатель:
-Что вы почувствовали, когда разрезали, какая веточка?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Зимой растения находятся в покое, не питаются, не пьют, а сок , который остался внутри ветвей превратился в лед, поэтому веточки хрупкие.
Воспитатель:
-Как вы думаете, можно помочь веточкам ожить?
(Ответы детей. Дети ставят веточки в воду)
Воспитатель:
-Как можно помочь деревям и кустарникам на улице?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Деревья при таком состоянии лучше не трогать, нужно дождаться оттепели.
Воспитатель:
- При таком явлении, как ледяной дождь страдают не только деревья и кустарники.
Воспитатель:
- Посмотрите, какие еще неприятности случаются при ледяном дожде.
Слайды 8 - 11
Воспитатель:
- К каким еще последствиям приводит ледяной дождь?
( Ответы детей)
Воспитатель:
- На крышах домов, различных постройках, электрических проводах образуется достаточно толстый слой льда, дороги, тротуары превращаются в сплошной каток. Перестает работать не только городской транспорт, но также в это время могут не ходить поезда, не летать самолеты.
Воспитатель:
- Какие правила безопасности при гололеде вы знаете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
-В такой трудной ситуации МЧС, специальные коммунальные службы стараются ликвидировать последствия такого красивого, но и опасного явления, как ледяной дождь. И мы им очень благодарны!
Слайды 12, 13
Заключительная часть:
Дидактическая игра «Волшебная палочка»
Воспитатель:
- С каким необычным природным явлением мы сегодня познакомились?
- Передавая волшебную палочку из рук в руки, расскажите, что вы нового узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Спасибо вам, ребята, большое за интересную работу! Всегда помните о безопасности в зимнее время года!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»
Воспитывать добрые чувства, любовь к людям, животным, милосердие, доброжелательность, желание помочь ближнему, утешить. Развивать находчивость, сообразительность. Направлять волю ребёнка на позн...
ООД по познавательному развитию "Дождь"
ООД по Познавательному развитиюЦель: Учить функциональному подходу к окружающему миру. Подводить детей к видению противоречий, не называя их. Подвести к приему «Дробления - объединения», без фиксации....
Ах, дожди, дожди, дожди.
Этот проект предназначен для работы с детьми старшего возраста. Проект долгосрочный. Этот материал можно использовать на тему "Безопасность и здоровый образ жизни"....
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) тему «Кислотный дождь» для старшего дошкольного возраста
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение. Развивать любознательность, память, умение делать логические выводы о развитии природы и взаимоотношениях людей, животных, растений....
Проект познавательный "Все работы хороши"
Показать воспитанникам разнообразие профессий существующих на земле....
Конспект НОД по познавательному развитию «Дождь»
Конспект НОД по познавательному развитию, ознакомление с окружающим миром для детей младшей группы «Дождь»...
- Мне нравится (1)