Познавательно - исследовательская деятельность "Ледяной дождь - хорошо или плохо?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Познавательно - исследовательскую   деятельность "Ледяной дождь - хорошо или плохо?"  можно провести во время организованной образовательной деятельности, во время совместной деятельности воспитателя и детей в режимные моменты. 

Дети знакомятся с  довольно редкими атмосферными осадками, которые могут  выпасть  зимой,  с "ледяным дождем".

Во время деятельности проводят опыт " Образование облаков", " Дождь", исследовательскую деятельность "Хрупкая веточка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность «Ледяной дождь» в подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие

Цель:  Развитие  познавательной активности воспитанников

Задачи: 

Образовательные:

1.Познакомить  детей с необычным природном явлении:«ледяной дождь», помочь понять причину его возникновения,  представление о том, какое влияние оказывает необычное атмосферное явление на живую природу, на человека и его образ жизни

Развивающие:

1.Развивать умение делать выводы и умозаключения

2.Развивать любознательность, память, логическое мышление

 3.Активизировать разговорную речь детей

Воспитательные:

1.Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе

2 Воспитывать бережное отношение к деревьям, кустарникам, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Ледяной дождь – хорошо или плохо?», оборудование для опыта: трехлитровая банка с водой, емкость со льдом, горячая вода; оборудование для исследовательской деятельности: срезанные веточки, ножницы, лупы; вывеска «Лаборатория»;  волшебная палочка

Методы и приемы:

Наглядные: презентация «Ледяной дождь», опыт - наблюдение

Словесные: беседа, поисковые вопросы

Практические: исследовательская деятельность

Логика образовательной деятельности:

Вводная часть

Воспитатель:

- Зима – удивительное время года, которая преподносит людям немало сюрпризов и чудесных явлений. Одно из таких необычных природных явлений - ледяной дождь

Основная часть

Воспитатель:

 -Как вы думаете, что такое «ледяной дождь»?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Как вы думаете, откуда берется «ледяной дождь»?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Хотите увидеть, как образуются тучи и выпадает дождь?

Опыт – наблюдение «Дождь  в банке»

( Воспитатель показывает, дети наблюдают и делают выводы)

Воспитатель:

-Возьму большую стеклянную банку. Это  планета - Земля. Налью  в нее горячую воду. Это горячая поверхность земли. На банку поставлю формочку со льдом. Это  холодная атмосфера.

- Посмотрите, что происходит внутри банки?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Горячий воздух поднимается вверх, там он охлаждается и превращается в пар. Водяной пар охлаждается и образует облако. Облака собираются в тучи. Им становится тяжело, и они падают на землю в виде дождя.

- Смотрите, капли дождя стекают по стенкам банки.

Воспитатель:

-Почему же тогда иногда на землю падает ледяной дождь?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Температура воздуха зимой отрицательная, ниже ноля градусов, поэтому капли дождя замерзают в воздухе.

Воспитатель:

- Так что же такое ледяной дождь?

(Ответы детей)

Воспитатель:

-Ледяной дождь — мелкие прозрачные ледяные шарики, выпадающие из облаков. Ледяные шарики образуются при замерзании капель дождя. Внутри шариков находится незамёрзшая вода — падая на предметы, шарики разбиваются на скорлупки, вода вытекает и образуется гололёд.

Физминутка «Облако"

Исходное положение - сидя на корточках или стоя на коленках.

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей 
(Подняться с корточек или встать с колен)
Устремилось облако
Выше, выше, выше 
 (Подтянуться руками вверх)
Ветер это облако 
 (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу. 
 (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

Воспитатель:

-Посмотрите презентацию «Ледяной дождь»

( Дети смотрят презентацию

 Слайды 1 - 6)

Воспитатель:

-Расскажите о своих впечатлениях.

(Дети рассказывают)

Воспитатель:

-Ледяной дождь превратил каждое дерево, каждый кустик в хрустальное, переливающееся чудо.

Воспитатель:

- Ледяной дождь – это хорошо или плохо?

( Дети отвечают)

Воспитатель:        

-Как может ледяной дождь навредить растениям зимой?

(Ответы детей)

Слайд 7

- Почему  ветки деревьев  легко ломаются?

( Ответы детей)

Исследовательская деятельность «Хрупкие веточки»

Воспитатель:

- Пройдемте в нашу лабораторию и проведем эксперимент.

- Возьмите веточку и  разрежьте ее.

( Дети разрезают веточку ножницами)

Воспитатель:

-Что вы почувствовали, когда разрезали, какая веточка?

(Ответы детей)

Воспитатель:

-Зимой растения  находятся в  покое,  не питаются, не пьют, а сок , который остался внутри ветвей превратился в лед, поэтому веточки хрупкие. 

Воспитатель:

 -Как вы думаете, можно  помочь  веточкам ожить?

(Ответы детей. Дети ставят веточки в воду)

Воспитатель:

-Как можно помочь деревям и кустарникам на улице?

(Ответы детей)

Воспитатель:

-Деревья при таком состоянии лучше не трогать,  нужно дождаться оттепели.

Воспитатель:        

- При таком явлении, как ледяной дождь страдают не только  деревья и кустарники.

Воспитатель:

- Посмотрите, какие  еще неприятности  случаются при ледяном дожде.

Слайды 8 - 11

Воспитатель:

- К каким еще  последствиям приводит ледяной дождь?

( Ответы детей)

Воспитатель:

- На крышах домов, различных постройках,  электрических проводах  образуется достаточно толстый слой льда, дороги, тротуары превращаются в сплошной каток. Перестает работать не только городской транспорт, но также в это время могут не ходить поезда, не летать самолеты.

Воспитатель:

- Какие правила безопасности при гололеде вы знаете?

(Ответы детей).

Воспитатель:

 -В  такой трудной ситуации МЧС,  специальные коммунальные службы стараются ликвидировать последствия такого красивого, но и опасного явления, как ледяной дождь. И мы им очень благодарны!

Слайды  12, 13

Заключительная часть:

Дидактическая игра «Волшебная палочка»

Воспитатель:

- С каким необычным природным явлением мы сегодня познакомились?

- Передавая волшебную палочку из рук в руки, расскажите, что вы нового  узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель:

-Спасибо вам, ребята, большое за интересную  работу! Всегда помните о безопасности в зимнее время года!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож»

Воспитывать добрые чувства, любовь к людям, животным, милосердие, доброжелательность, желание помочь ближнему, утешить. Развивать находчивость, сообразительность. Направлять волю ребёнка на позн...

ООД по познавательному развитию "Дождь"

ООД по Познавательному развитиюЦель: Учить функциональному подходу к окружающему миру. Подводить детей к видению противоречий, не называя их. Подвести к приему «Дробления - объединения», без фиксации....

Ах, дожди, дожди, дожди.

Этот проект предназначен для работы с детьми старшего возраста. Проект долгосрочный. Этот материал можно использовать на тему  "Безопасность и здоровый образ жизни"....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) тему «Кислотный дождь» для старшего дошкольного возраста

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение. Развивать любознательность, память, умение делать логические выводы о развитии природы и взаимоотношениях людей, животных, растений....

Проект познавательный "Все работы хороши"

Показать воспитанникам разнообразие профессий существующих на земле....

Конспект НОД по познавательному развитию «Дождь»

Конспект НОД по познавательному развитию, ознакомление с окружающим миром для детей  младшей группы «Дождь»...