ООД по познавательному развитию "Дождь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Похвальнова Любовь Дмитриевна

ООД по Познавательному развитию

Цель: Учить функциональному подходу к окружающему миру. Подводить детей к видению противоречий, не называя их. Подвести к приему «Дробления - объединения», без фиксации.

1.       Воспитатель просит детей отгадать ребус (явления природы).

2.       В: Дети, назовите явления неживой природы.

(Ответы детей)

3.       Давайте поиграем в игру «Ты кто?»

(Воспитатель предлагает детям подумать, чем  из неживой природы каждый из них хотел бы быть)

В: Ты кто?

Р: Я солнышко!

В: Ты какое?

Р: Я теплое!

Спрашиваю у другого ребенка:

В: Ты кто?

Р: Я ветерок!

В: Ты какой?
          Р: Я ласковый! и т. д.

4.       А сейчас отгадайте загадку:

       Мочит поле, лес и луг,

       Город, дом и все вокруг!

       Облаков и туч он вождь,

       Ты же знаешь, это…(Дождь)

5.     Пальчиковая игра

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

(Хлопки руками на каждое слово).

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

(бег пальчиками).

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

(Хлопки руками на каждое слово).

Кап-кап, кап-кап.

(Свободные движения пальчиками).

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой).

6.     Беседа о дожде:

- Как человек скрывается от дождя?

- Как к этому относится дождь?

- Ведь дождь тоже о чем-то думает, о чем-то мечтает?

- Что думает дождик, поливая деревья?  Дома? Детей? Взрослых?

- Кого ему нравится поливать больше?

- А что думают дома, дороги, кусты, деревья, когда идет дождь?

- О чем думает летний дождь? Осенний?  (Распределить роли среди детей, предложить рассказать, что они думают, чувствуют; в это время включить мелодию «дождя»)

- В каких местах города дождь нужен, а где нет?

- Как эти места спрятать от дождя?

- Что значит дождик для города?

Но ведь в каких-то местах города дождь нужен в любое время года – над парком, лесом, цветочными клумбами.

- Как сделать так, чтоб зонт над городом был (обсудить, как его еще можно назвать) и там, где нужно зонта не было (принимаются все варианты).

Много – много маленьких зонтов над каждым домом до огромного зонта с окошечками, которые когда нужно закрываются, когда нужно открываются.

Но ведь зонт, хоть наш, хоть огромный городской что-то чувствует, думает.

- Кто из детей будет городским зонтиком?

- Кто маленьким? (Выслушиваются мысли и желания).

7.     Физкультминутка:

         Дождь!
         Дождь! Дождь! Надо нам,
         Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
         Гром! Гром, как из пушек.
         Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
         Град! Град! Сыплет град,
         Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
         Только мой братишка в луже
         Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

8.     Подумайте и назовите друзей дождя, его врагов.

Друзья дождика – растения, радуга, воздух, грибы, ветер. Почему?

Враги дождика – солнце (оно высушивает лужи) и т.д.

Каким бывает дождик? (летний, осенний, весенний, озорной, пляшущий……. )

          Летний дождик, какой?  (ответы детей.  Ребенок читает стихотворения:

            Жарко солнышко пылало,
          Млела знойная земля.
          Ночью туча набежала,

          Ждали дождика поля.

          Рады, рады все травинки,
          И колосья, и цветы,
          Что веселые дождинки
          Звонко льются с высоты.
          Дождик шумный и прохладный,
          Песня, полная чудес!
          На рассвете дышит жадно
          Напоенный влагой лес.

             Осенний дождик,  какой? (ответы детей). Ребенок читает стихотворения.

          Дождик моросит
          Осенний.
          Сеет дождик через сито
          Дым серый.
          Дождь — художник:
          Он рисует

Лужи,

И на трубах он играет

Не хуже.

Вот и серый снег пошёл,

Лёг густо.

До чего же хорошо

И грустно.

Весенний дождик, какой? (ответы детей). Ребенок читает стихотворения:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

 

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

 

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Пляшущий дождик, какой? (ответы детей). Ребенок читает стихотворения:

Пляска, пляска, плеск, плеск,

На лугах и перелесках,

На крылечке и на крыше:

Громче, громче, тише, тише,

На газонах, на тропинке

Пляшут светлые дождинки.

- Как называют погоду, когда идет дождь: дождливая, ненастная, пасмурная, непогожая.

9.     Игра паучок.

10.                        Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dozhd.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №32 «Дружные ребята»

        

Конспект НОД по ТРИЗ

Воспитатель: Похвальнова Л.Д.

Старый Оскол

2013г.


Цель: Учить функциональному подходу к окружающему миру. Подводить детей к видению противоречий, не называя их. Подвести к приему «Дробления - объединения», без фиксации.

  1. Воспитатель просит детей отгадать ребус (явления природы).
  2. В: Дети, назовите явления неживой природы.

(Ответы детей)

  1. Давайте поиграем в игру «Ты кто?»

(Воспитатель предлагает детям подумать, чем  из неживой природы каждый из них хотел бы быть)

В: Ты кто?

Р: Я солнышко!

В: Ты какое?

Р: Я теплое!

Спрашиваю у другого ребенка:

В: Ты кто?

Р: Я ветерок!

В: Ты какой?
         Р: Я ласковый! и т. д.

  1. А сейчас отгадайте загадку:

       Мочит поле, лес и луг,

       Город, дом и все вокруг!

       Облаков и туч он вождь,

       Ты же знаешь, это…(Дождь)

  1. Пальчиковая игра

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

(Хлопки руками на каждое слово).

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

(бег пальчиками).

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

(Хлопки руками на каждое слово).

Кап-кап, кап-кап.

(Свободные движения пальчиками).

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой).

  1. Беседа о дожде:

- Как человек скрывается от дождя?

- Как к этому относится дождь?

- Ведь дождь тоже о чем-то думает, о чем-то мечтает?

- Что думает дождик, поливая деревья?  Дома? Детей? Взрослых?

- Кого ему нравится поливать больше?

- А что думают дома, дороги, кусты, деревья, когда идет дождь?

- О чем думает летний дождь? Осенний?  (Распределить роли среди детей, предложить рассказать, что они думают, чувствуют; в это время включить мелодию «дождя»)

- В каких местах города дождь нужен, а где нет?

- Как эти места спрятать от дождя?

- Что значит дождик для города?

Но ведь в каких-то местах города дождь нужен в любое время года – над парком, лесом, цветочными клумбами.

- Как сделать так, чтоб зонт над городом был (обсудить, как его еще можно назвать) и там, где нужно зонта не было (принимаются все варианты).

Много – много маленьких зонтов над каждым домом до огромного зонта с окошечками, которые когда нужно закрываются, когда нужно открываются.

Но ведь зонт, хоть наш, хоть огромный городской что-то чувствует, думает.

- Кто из детей будет городским зонтиком?

- Кто маленьким? (Выслушиваются мысли и желания).

  1. Физкультминутка:

         Дождь!
        Дождь! Дождь! Надо нам,
        Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
        Гром! Гром, как из пушек.
        Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
        Град! Град! Сыплет град,
        Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
        Только мой братишка в луже
        Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

  1. Подумайте и назовите друзей дождя, его врагов.

Друзья дождика – растения, радуга, воздух, грибы, ветер. Почему?

Враги дождика – солнце (оно высушивает лужи) и т.д.

Каким бывает дождик? (летний, осенний, весенний, озорной, пляшущий……. )

          Летний дождик, какой?  (ответы детей.  Ребенок читает стихотворения:

            Жарко солнышко пылало,
          Млела знойная земля.
          Ночью туча набежала,

          Ждали дождика поля.

          Рады, рады все травинки,
          И колосья, и цветы,
          Что веселые дождинки
          Звонко льются с высоты.
          Дождик шумный и прохладный,
          Песня, полная чудес!
          На рассвете дышит жадно
          Напоенный влагой лес.

             Осенний дождик,  какой? (ответы детей). Ребенок читает стихотворения.

          Дождик моросит
         Осенний.
         Сеет дождик через сито
         Дым серый.
         Дождь — художник:
         Он рисует

Лужи,

И на трубах он играет

Не хуже.

Вот и серый снег пошёл,

Лёг густо.

До чего же хорошо

И грустно.

Весенний дождик, какой? (ответы детей). Ребенок читает стихотворения:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Пляшущий дождик, какой? (ответы детей). Ребенок читает стихотворения:

Пляска, пляска, плеск, плеск,

На лугах и перелесках,

На крылечке и на крыше:

Громче, громче, тише, тише,

На газонах, на тропинке

Пляшут светлые дождинки.

- Как называют погоду, когда идет дождь: дождливая, ненастная, пасмурная, непогожая.

  1. Игра паучок.
  2.  Подведение итогов.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...