Интеллектуальная игра "Колесо истории" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
"Колесо истории" интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koleso_istorii.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра
«КОЛЕСО ИСТОРИИ»
детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание: Обобщить сведения, полученные детьми в течение года; закрепить знания о стране, родном городе, государственных символах (герб); закрепить представление о многонациональности нашей Родины.
Обогащать речь детей образными выражениями устного народного творчества, предметами быта (самовар, чугунок).
Закрепить умение сопоставлять, анализировать; умение работать в коллективе.
Воспитывать патриотические чувства у детей на основе культуры народов Поволжья и любви к родному краю.
Материал и оборудование: Макет «Колесо истории»; разрезные картинки (герб России и г.Саратова); игра «Народы Поволжья»; сундучок; предметы современности и старины.
Предшествующая работа: Знакомство детей с представлением об образе Родины, родного края, русском народном промысле; наполнить их значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием, заучивание стихов о Саратове, Волге, чтение сказок, пословиц и поговорок народов Поволжья.
Ход занятия:
Нас солнца луч смешит и дразнит
Нам нынче весело с утра.
Весна нам дарит звонкий праздник
И главный гость на нём игра.
Она наш друг большой и умный
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор, весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
-Ребята, любите ли вы играть?
-Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Колесо истории» родного края и посоревноваться в ней. В игре вы покажите свои знания о родном крае, его истории, культуре, народном творчестве. С помощью этого колеса (показываю его) мы сможем путешествовать по разным секторам, у каждого сектора есть своё название, которое подскажет нам, что нужно делать. Готовясь к игре, вы разделились на 2 команды, выбрали название и приветствие.
Итак, поприветствуйте друг друга, слово первой команде «Молодцы»: Приветствие - Удальцы народ весёлый,
Мы приветствуем вас всех!
Пожелаем вам удачи,
Пусть вас ждёт большой успех!
-Слово команде «Удальцы»:
Молодцов мы видеть рады,
Все достойны вы награды,
Дружим с вами с малых лет,
Шлём вам пламенный привет!
Итак, мы начинаем. Старайтесь, будьте внимательными. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы и у какой команды их будет больше, та команда и победит в нашей игре. А поможет посчитать баллы в игре Наталья Ивановна. Я вращаю колесо, оно останавливается на секторе – «Конверт». Я беру конверт.
Сейчас мы с вами узнаем, что же за задание приготовил нам этот сектор «конверт». (Открываю, зачитываю вопросы).
- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
- Как называется наш родной город? (Саратов)
- На какой реке расположен г. Саратов? (Волге)
- Вы знаете, что у каждой страны и каждого города есть свой герб. Посмотрите на доску, вы видите герб г.Саратова и герб России.
Объясните, что они символизируют?
Ответы детей. (Герб Саратова: голубой цвет - речные просторы Волги, стерляди - изобилие рыбных запасов, чистоту рек)
Любимый город - волжская судьба.
Цвет голубой старинного герба,
Щит голубой, три стерляди на нём Нам говорят о промысле твоём. (Герб России)
- А сейчас я предлагаю каждой команде «Кто быстрее соберёт герб?» (из разрезанных картинок). Команда удальцов собирает герб г.Саратова, а команда молодцов - герб России.
- Знаете ли вы стихи о Саратове, о Волге. Дети читают стихи о Саратове.
Славный город наш Саратов Сколько лет и зим?
Ты заботой рук умелых Молод и красив.
На заре, как золотые паруса,
Взмыли в небо новых зданий корпуса.
Нам мила твоих проспектов красота,
Это всё - мои заветные места,
Это детство - край отцов-
Наш родимый кров.
Путь реки большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой - Матушкой, кормилицей родной!
- А мне сейчас подскажут, сколько баллов набрала каждая команда:
1 балл получает команда «Удальцов» (или «Молодцов»).
Вращаю колесо во второй раз. Останавливается на секторе «Книга» - историческая справка». Смотрим, какие задания приготовил нам этот сектор. Итак, вопросы из истории каждой команде.
1.
- Как называлась наша Родина в старину? (Русь)
- Как называется край, в котором мы живём? (Поволжье)
- Задания о природе.
- Перед вами на столе лежат картинки с природой родного края. Вам
нужно убрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
- Вы знаете, что наша Родина многонациональная. В Поволжье сейчас тоже живут люди разных национальностей.
Назовите коренных жителей Поволжья? (Русские, татары, мордва, чуваши)
- Вы знаете, что у каждого народа есть свой национальный костюм. Предлагаю каждой команде выбрать костюмы Поволжья.
Подведение итогов II сектора.
Вращаю колесо третий раз, останавливается на секторе «Перо»- устное народное творчество.
- У каждого народа есть своё устное народное творчество. Какие красивые сказки писали разные народы Саратовского края. Попробуйте отгадать название сказки, и какой народ её написал.
- «Был у женщины единственный сын. Отличался он силой небывалой и крепким здоровьем. На состязаниях не было ему равного по ловкости и силе. И не было во всей округе батыра, которого не победил бы он» (Татарская сказка «Турай - батыр»)
- В какой сказке жил портной Шиветь? (Мордовская сказка «Юрт- ава»)
- Как называется сказка, в которой главный герой - Земля - богатырь, Дуб - богатырь, Гора - богатырь? (Чувашская сказка «Как богатыри солнце и месяц от змея спасли»)
- «Рассказала девица Баба - яге про жениха своего, а та ей:
«Ничего, милая, ничего. Это горе - не беда, и уж коль ты дошла сюда, то и до жениха своего дойдёшь. А живёт он теперь у синя моря за тридевять земель, и уже за царевну сосватан. Ну, да я тебе помогу, а пока садись к очагу» (Русская народная «Финист- ясный сокол»),
- -Разные народы прославили себя трудом.
«Труд - основа жизни», «Дело мастера боится» - говорили они. Предлагаю детям продолжить пословицу, поговорку и сказать, какой народ её придумал.
- Труд человека кормит, а лень портит. (Русская)
- Одна пчела - много мёду не принесёт. (Чувашская)
- Дерево дорого плодами, а человек делами. (Татарская)
- Без труда не вынешь - рыбку из пруда. (Русская)
- Работа страшна глазами, а не руками. (Чувашская)
- В основе труда - золотая руда. (Татарская)
- В родном краю - как в раю. (Мордовская)
- На родной стороне и камушек знаком. (Мордовская)
Подвожу итог этого сектора.
В четвёртый раз вращаю колесо, останавливается на секторе - «Волшебный сундучок».
-У разных народов в каждом доме были волшебные сказочные вещи. Назовите сказочные вещи (скатерть-самобранка, ковёр- самолёт..).Вот такой волшебный сундучок появился и на нашей игре. Чтобы узнать, что в нём лежит, вы должны отгадать загадки. Тот, кто отгадает, достаёт предмет из сундучка, и говорит, когда этим предметом люди пользовались: в старину или в настоящее время.
Загадываю загадки для детей:
- Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кричит,
Всем пить чай велит. (Самовар)
- Сяду на конь и поеду в огонь. (Чугунок)
- В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)
- Ходит - бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошёл - там пыли нет Пыль и сор - его обед. (Пылесос)
- То назад, то вперёд Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море! (Утюг)
- Ежедневно в 7 утра
Я трещу: вставать пора! (Будильник)
Вот закончились загадки, и наш сундучок, наверное, пустой… (показываю сундучок детям). Нет, в нём что-то ещё лежит, - говорят дети. Давайте посмотрим, что же это. Это волшебная грамота (открываем её, читаем - «Загадки» сундучка для гостей).
- Когда первый город строили, во что первый гвоздь вколотили? (В шляпку).
- Чем хлеб в печку сажают? (Лопаткой)
- По чему наши предки в лаптях ходили? (По земле)
- Что в избе не увидишь? (Тепло)
- Какую посуду нельзя наполнить? (Полную).
Подводим итог сектора «Волшебный сундучок».
- Итак, наша игра подошла к концу. Сейчас мы с вами подсчитаем сколько очков набрала каждая команда в нашей игре «Колесо истории родного края». Итак, победила команда ...., которая отвечала более правильно, точно и быстро, поэтому они и выиграли.
Вручаю им призы.
- Похлопаем им, они, молодцы. Другая команда им чуточку уступила, не огорчайтесь, ведь это игра, может быть, в другой раз повезёт и вам. Давайте, похлопаем и им. Команда победителей получает приз - вот эти замечательные книги, которые дополнят нашу библиотеку в группе.
Я благодарю всех за участие в нашей игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Знай-ка!"
Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, а...
Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...
Игровая НОД по интеллектуально-познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
"Бросайка "...
Экологическая интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонемотическим нарушением речи
Игра ф ворме викторины с двумя командами обучаемых с различными заданиями...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии...
Проект "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОО"
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и...
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .
Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....