Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению головоломок, станет частью подготовки к школе. И дело не только в том, что они развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lovyaga_s.v._golovolomki.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 4
Проект
«Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
Разработала:
Воспитатель МБДОУ д/с № 4
Ловяга Светлана Васильевна
Научный руководитель проекта:
Кильдюшкина С.А. – председатель МО
по инновационной работе.
г. Горячий Ключ
2012г.
Тема: «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок»
Пояснительная записка
«Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». (Ж.Ж. Руссо)
«Я с детства уважал головоломки и, видимо, поэтому стал понимать, как идёт развитие ума ребёнка. ... Учителя в школах, как правило, делают детей знающими, а изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными» (Б. П. Никитин).
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Многообразие заданий позволит не только создать крепкую базу для будущих знаний, но и в кратчайшие сроки развить интеллект ребенка.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка.
Я уверена, если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению головоломок, станет частью подготовки к школе. И дело не только в том, что они развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.
Цель: Развить интеллектуальные умения у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок.
Задачи:
учить решать логические задачи;
формировать логическое, наглядно-образное мышление;
развивать воображение, память;
учить обобщать, сравнивать, делать выводы;
помогать становлению умений и навыков интеллектуальной деятельности.
Объект
Процесс организации образовательной деятельности с детьми.
Предмет исследования
Содержание, формы и методы педагогической работы, направленные на умственное и познавательное развитие ребенка дошкольника, повышение качества предшкольной подготовки.
Возникает проблема: какими путями и как повысить интеллектуальный уровень детей.
Гипотеза:
Привитие интереса у детей дошкольного возраста к решению головоломок позволит:
- развить творческие способности ребенка и поддержать в нем познавательный интерес;
-развить память, логику, интеллект, внимание и кругозор;
-вырасти ребенку талантливым и гармонично развитым;
- обеспечит возможность видения и применения нового в педагогической работе;
- позволит повысить качество образования дошкольника в сфере умственного воспитания.
Принципы:
- личностно-ориентированный подход;
- системность;
- переход от простого – к сложному.
Эти принципы могут быть положены в основу программно-методического обеспечения умственного воспитания.
Формы организации:
При проведении работы предполагается использование разнообразных методов, цель которых – изучение вопросов и проблем умственного воспитания детей дошкольного возраста:
- изучение мировой практики применения логических задач;
- создание своей классификации головоломок, которые могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
- консультации для педагогов;
- предварительные индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми;
- консультации, беседы с родителями;
- создание своей игротеки головоломок;
- праздник игры, соревнования по решению знакомых головоломок;
- выставки головоломок, логических игр (совместно с родителями);
- создание собственных игр по типу знакомых.
Формы контроля:
- проверка реализации поставленных задач.
Формы представленных результатов:
- отчет о проделанной работе;
- программа кружковой работы;
- сценарии проведения развлечений;
- методические пособия, разработки, созданные в ходе реализации проекта.
Предложения по возможному распространению результатов проекта
1.Презентация проекта в городе.
2.Размещение статьи на сайте.
Участники проекта: Дети 5-7 лет, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.
Прогнозируемые результаты: должна быть выработана система, которая позволит использовать возможности воздействия на интеллект детей. Головоломки должны повысить интерес детей к учебе, математике, разовьют сообразительность, внимание и настойчивость в достижении результатов. Эти умные игры сформируют самостоятельное, гибкое мышление, с помощью которого ребенок сможет оперативно находить нестандартные решения и правильные выходы из любой жизненной ситуации. Решение головоломок будет стимулировать зрительно-моторную координацию и двигательные навыки ребенка. Головоломки разовьют логику, смекалку, умение рассматривать задачу с разных сторон. Интеллектуальные игры окажут большое влияние на развитие внимания, памяти, пространственного мышления, что даст возможность ребенку почувствовать свою самостоятельность.
Этапы экспериментальной деятельности
1 этап (август 2012.г.) – аналитическо-диагностический.
Анализ имеющейся литературы по проблеме.
Создание классификации головоломок, которые могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2 этап (сентябрь 2012 г.) – организационный.
Подбор и разработка новых форм и методов с детьми старшего дошкольного возраста. Создание предметно-развивающей среды. Формы диагностики результатов исследования.
3 этап (октябрь 2012 - апрель 2013г.) – практический – внедрение определенной системы умственного развития.
Планирование НОД, индивидуальная работа с детьми.
Промежуточная оценка результатов внедрения проекта. Корректировка.
4 этап (май 2013 г.) - заключительный
Диагностика уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ уровня развития детей до и после проекта.
Оформление результатов и распространение их через СМИ и другие формы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...
Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...
Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем...
Проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»
Творческий проект...
Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»
Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...
Тема: «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок»
Тема: «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок»Пояснительная записка«Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а по...