Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Ловяга Светлана Васильевна

Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению головоломок, станет  частью подготовки к школе. И дело не только в том, что они развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lovyaga_s.v._golovolomki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 4

Проект

«Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».

Разработала:

Воспитатель МБДОУ д/с № 4

Ловяга Светлана Васильевна

                                                    Научный руководитель проекта:

Кильдюшкина С.А. – председатель МО

по инновационной работе.

г. Горячий Ключ

2012г.

Тема: «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок»

Пояснительная записка

«Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее».                     (Ж.Ж. Руссо)

«Я с детства уважал головоломки и, видимо, поэтому стал понимать, как идёт развитие ума ребёнка. ... Учителя в школах, как правило, делают детей знающими, а изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными»                          (Б. П. Никитин).

В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Многообразие заданий позволит не только создать крепкую базу для будущих знаний, но и в кратчайшие сроки развить интеллект ребенка.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка.

Я уверена, если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению головоломок, станет  частью подготовки к школе. И дело не только в том, что они развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.

Цель: Развить интеллектуальные умения у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок.

Задачи:

учить решать логические задачи; 

формировать логическое, наглядно-образное мышление;

развивать  воображение, память; 

учить обобщать, сравнивать, делать выводы;

помогать становлению умений и навыков интеллектуальной деятельности.

         Объект

 Процесс организации образовательной деятельности с детьми.

Предмет исследования

     Содержание, формы и методы педагогической работы, направленные на умственное и познавательное развитие ребенка дошкольника, повышение качества предшкольной подготовки.

Возникает проблема: какими путями и как повысить интеллектуальный уровень  детей.

Гипотеза:

Привитие интереса у детей дошкольного возраста к решению головоломок позволит:

- развить творческие способности  ребенка и поддержать в нем познавательный интерес; 

-развить памятьлогикуинтеллект, внимание и кругозор;

-вырасти ребенку талантливым и гармонично развитым;

- обеспечит возможность видения и применения нового в педагогической работе;

- позволит повысить качество образования дошкольника в сфере умственного воспитания.

Принципы:

- личностно-ориентированный подход;

- системность;

- переход от простого – к сложному.

Эти принципы могут быть положены в основу программно-методического обеспечения умственного воспитания.

Формы организации:

При проведении работы предполагается использование разнообразных методов, цель которых – изучение вопросов и проблем умственного воспитания детей дошкольного возраста:

- изучение мировой практики применения логических задач;

- создание своей классификации головоломок, которые могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста;

- консультации для педагогов;

- предварительные индивидуальные и подгрупповые занятия  с детьми;

- консультации, беседы с родителями;

- создание своей игротеки головоломок;

- праздник игры, соревнования по решению знакомых  головоломок;

- выставки головоломок, логических игр (совместно с родителями);

- создание собственных игр по типу знакомых.

     Формы контроля:

- проверка реализации поставленных задач.

    Формы представленных результатов:

- отчет о проделанной работе;

- программа кружковой работы;

- сценарии проведения развлечений;

- методические пособия, разработки, созданные в ходе реализации проекта.

Предложения по возможному распространению результатов проекта

1.Презентация проекта в городе.

2.Размещение статьи на сайте.

Участники проекта:  Дети 5-7 лет, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.

Прогнозируемые результаты: должна быть выработана система, которая позволит использовать возможности воздействия на интеллект детей. Головоломки должны повысить интерес детей к учебе, математике, разовьют сообразительность, внимание и настойчивость в достижении результатов. Эти умные игры сформируют самостоятельное, гибкое мышление, с помощью которого ребенок сможет оперативно находить нестандартные решения и правильные выходы из любой жизненной ситуации. Решение головоломок будет стимулировать зрительно-моторную координацию и двигательные навыки ребенка. Головоломки разовьют логику, смекалку, умение рассматривать задачу с разных сторон. Интеллектуальные игры окажут большое влияние на развитие внимания, памяти, пространственного мышления, что даст возможность ребенку почувствовать свою самостоятельность.

Этапы экспериментальной деятельности

1 этап (август 2012.г.) – аналитическо-диагностический.

Анализ имеющейся литературы по проблеме.

Создание классификации головоломок, которые могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2 этап (сентябрь 2012 г.) – организационный.

Подбор и разработка новых форм и методов с детьми старшего дошкольного возраста. Создание предметно-развивающей среды. Формы диагностики результатов исследования.

3 этап (октябрь 2012 - апрель 2013г.) – практический – внедрение определенной системы умственного развития.

Планирование НОД, индивидуальная работа с детьми.

Промежуточная оценка результатов внедрения проекта. Корректировка.

4 этап (май 2013 г.) - заключительный

Диагностика уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ уровня развития детей до и после проекта.

Оформление результатов и распространение их через СМИ и другие формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем...

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

Тема: «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок»

Тема: «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок»Пояснительная записка«Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а по...