Экологическая интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонемотическим нарушением речи
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Хоботова Наталья Михайловна

Игра ф ворме викторины с двумя командами обучаемых с различными заданиями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_intellektualnaya_igra.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая интеллектуальная игра

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта.

«Знатоки природы»

Цель:. Закреплять знания о природе, растительном и животном мире, полученные в процессе образовательной и свободной деятельности. Продолжать учить образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.  Учить, согласованно действовать в команде. Развивать анализ, синтез. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование:

2 мольберта, свежие фрукты и овощи на шпажках, 2 одинаковых кроссворда (где ключевое слово ЭКОЛОГИЯ), карточки-ребусы с заданиями, цветок с лепестками.

Ведущий: Сегодня мы поиграем в интересную игру. Эта игра не простая, а интеллектуальная, то есть в ходе игры вы должны будете показать свои знания и умения. А еще эта игра экологическая. Вы, готовы начать игру? (Да!). Тогда разделитесь на команды.

Приветствие команд, девиз.

Ведущий: Игра начинается! Слушайте задание.

Представление жюри.

Члены жюри демонстрируют цветок, и объясняют,  что каждый лепесток имеет свое задание.

Жеребьевка между капитанами. Кто отгадает первый загадку, тот первый открывает лепесток с заданием.

1. Не спеша огонь тут ходит,

Землю матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно это…..  (солнце)

  1. Первый лепесток.

Капитан, который ответил – отрывает лепесток, читает задание. Игра «Четвертый лишний»

Первой команде:

заяц, еж, лиса, шмель;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

дуб, береза, роза, осина, сосна;

обезьяна, жираф, тюлень, крокодил, зебра;

                                 

Второй команде:

трясогузка, паук, скворец, сорока;

кузнечик, божья корова, воробей, майский жук.

      сосна, береза, ландыш, липа, клен;

бегемот, слон, белый медведь, крокодил;

  1. Второй лепесток.

Игра – эстафета «Кто, где живет?» (животные севера и жарких стран).

Детям предлагается разложить животных на две группы: животных севера и животных жарких стран. Каждый член команды находит, только одно животное. Кто быстрее, тот победитель.

  1. Третий лепесток. «Интеллектуальные вопросы»

Первой команде: «Эти забавные животные»

  1. Какие животные живут в наших лесах?
  2. Лев – дикое или домашнее животное? Почему?
  3. Чем питается медведь, когда спит? (запасом жира)
  4. Кто может пить ногой?  (лягушка)
  5. Кто бежит, выставляя задние лапы вперед?  (заяц)
  6. Назовите животных - хищников? (Гепард, лев, ягуар, гиена, рысь, тигр, медведь, волк)
  7. Где белкин дом?  (в дупле)

Второй команде: «Знакомые незнакомцы - насекомые»

  1. Почему насекомых так называют?  (На брюшке есть насечки)
  2. Куда деваются насекомые осенью? (некоторые прячутся под кору деревьев, некоторые погибают)
  3. Назовите, самое трудолюбивое насекомое?  (Муравей)
  4. Какую пользу приносят земляные черви?  (Рыхлят землю)
  5. У кого уши на ногах?  (У кузнечика)
  6. У кого самый чуткий нос?  (У бабочки)
  7. Есть ли у комара зубы и, если они есть, то сколько?  (Двадцать два)

  1. Четвертый лепесток. «Определи фрукты и овощи по вкусу»

Детям предлагается попробовать на вкус фрукты и овощи (Яблоко, груша, банан, мандарин, виноград. Помидор, огурец, болгарский перец, капуста, морковь).  

Дети выстраиваются в две команды, друг за другом. Перед каждой командой мольберт. Овощи и фрукты на большой тарелке, на шпажках (маленькие кусочки). Каждый член команды пробует на вкус, и если отгадал, то ставит магнит на мольберт. В конце игры подсчитываются количество правильных ответов.

  1. Пятый лепесток. «Кроссворд - эстафета»

Детям предлагаются одинаковые кроссворды. Кто первый разгадает, тот  - победитель в этом конкурсе. Разгадываемое слово ЭКОЛОГИЯ. Слова по горизонтали.

Вопросы: 

  1. Лучше спрячусь я в подъезд,

И никто меня не съест!

Не знаю, зверь он или птица:

Есть крылья, а летать боится.

Ну, как же нам решить проблему:

Зверь или птица – страус ….. (Эму)

  1. Зимой и летом зелена,

В лесу живет она.

На ней иголки

И коротки и колки.  (елка)

  1. Что за дивная теплица –

Листик там зимой хранится. (почка)

  1. Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.  (филин)

  1. Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.    (облака)

  1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная ……… (радуга)

  1. Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки одеваю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…..(зима)

  1. Круглое, румяное, сочное и гладкое,

Очень ароматное, наливное. Сладкое,

Тяжелое, большое, что это такое?   (яблоко)

                   

Разминка

(Движения по тексту)

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем, -

Крылья сложили назад.

  1. Шестой лепесток. «Составь слова по высоте букв»

Детям раздаются карточки с разными буквами по высоте. Они должны составить слова, начиная с большой буквы и заканчивая самой маленькой.

Первой команде:  О   м   С

                Р  п  А  К

Второй команде: Щ  К  У  а

        Ё  Ш  Р

  1. Седьмой лепесток. «Назови ласково»

Солнце -…..                                                                       Луч - …

Лист - …                                                                            Дождь -…

Туча -…                                                                             Облако -…

Ветер -…                                                                           Паутина -…

Зима - …                                               Мороз -…

Снег -…                                                                            Лед - …

Жук - ….                 Зверь - …

  1. Восьмой лепесток. «Зашифрованное слово»

Детям раздаются карточки с буквами, а под ними цифры. Они читают слово, в порядке увеличения цифр. Например:

Л

Н

С

О

2

4

1

3

Первой команде:

О

К

Л

К

О

Р

Д

И

5

4

8

1

3

2

6

7

Б

К

Е

А

Л

1

4

2

5

3

Ф

Ж

Р

А

И

5

1

3

4

2

Второй команде:

Е

Х

Ч

П

Е

Р

А

А

4

7

1

5

2

3

6

8

К

Б

А

Н

А

1

3

2

5

4

Е

З

Р

А

Б

2

1

4

5

3

«Разгадывание ребусов».

Детям раздается по две карточки с ребусами на команду.

Ответы: лиса, узор, хомяк, грабли.

«Отгадай слово» (модель –алгоритм зашифрованное слово)

Музыкальная пауза

«У жирафа пятнышки везде» - движения по тексту.

Демонстрация одежды из природного и бросового материала. Дети показывают, что можно сделать из бросового материала. Они рассказывают, что использовали, и как делали. Кто принимал участие в изготовлении поделок.

Жюри подводят итоги и награждают детей грамотами и подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Театрализовано-экологические игры для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Сказки для Лунтика»

Технология ознакомления детей  с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с  экологическими представлениями через театрализованные игры ....

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособлен...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...