Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Филатова Надежда Вадимовна

Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                   

                                  Комплексное занятие

                 познавательного цикла

                    в старшей группе.

       

            Тема «Волшебные снежинки».  

                                        Воспитатель МБДОУ-№3

                                                  Филатова Н.В.

                                                   январь 2017г.

Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала. 

Задачи:

Образовательные :

- Совершенствовать представления детей о зиме.

- Активизировать и обогащать словарь детей по данной  теме образными словами, сравнениями, старинными названиями зимних месяцев.

- Продолжать знакомить с русским фольклором.

- Познакомить детей с наукой «гляциологией»

  и специальностью «гляциолог».

- Продолжать освоение техники «граттаж».

Развивающие:

- Развивать художественно-эстетическое восприятие, способствовать стремлению детей к самовыражению в творчестве.

-Совершенствовать память, внимание.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к изучению природы,

любовь к ней.

Материал и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, аудиозаписи музыки, слайды, видеозапись мультфильма «Шишкин лес»-115 серия,

бумажные «льдинки» со слогами, «снежок» (мяч обшитый синтепоном), пластмассовые снежинки с загадками, квадраты с нанесённой основой для рисования в технике «граттаж» (воск, голубая гуашь), зубочистки, губки, салфетки.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за снегопадом, рассматривание снежинок. Заучивание стихов о зиме,

физкультминутки «Снежинка». Знакомство с народными пословицами, приметами, народным календарём. Рассматривание кружевных салфеток. Вырезывание снежинок из бумаги и украшение ими группы к Новому году. Подготовка основы для композиции на картоне 10 *10 см.

                              Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями. Становятся произвольно.

                       Читаю четверостишье:

                        Белый снег пушистый

                      В воздухе кружится

                      И на землю тихо

                      Падает, ложится. (И. Суриков).

Чтение сопровождается показом слайда «Снег идёт).

-Ребята!  Посмотрите, и к нам в группу залетело несколько снежинок.

( Дети замечают, что с обратной стороны некоторых снежинок что-то написано).

 Действительно. Нам снежинки принесли загадки. Давайте их прочитаем.

          1.Он всё время занят делом,

            Он не может не идти.

            Он идёт и красит белым

            Всё, что видит на пути.(Снег).

         

         2. Невидимкой осторожно

            Он является ко мне.

            И рисует , как художник,

            Он узоры на окне. (Мороз).

       

         3. Странная звёздочка с неба упала.

             Мне на ладошку легла и пропала.

                                               (Снежинка).

         4. Как называется пора,

             Когда из снега лепят бабу.

           Медведь сосёт в берлоге лапу.

           В снежки играет детвора. (Зима).

Отгадывание загадок сопровождается показом слайдов.

-Ребята! Расскажите нам про снег, какой он?

 (белый, холодный, пушистый и т.д).

-На что похож снег, с чем его сравнивают?

 ( с пухом, ватой, одеялом, периной, покрывалом,

  белыми мушками).

- А на что похожи снежинки? (на звёздочки, на кружева).

- Ребята! Вы любите играть в снежки?  (Да!).

- Давайте представим, что мы лепим снежок!

 

 Имитационное упражнение «Снежок».

               -Раз, два, три, четыре,

                Мы с тобой снежок слепили.

                Круглый, крепкий, очень гладкий,

                Но совсем, совсем не сладкий.

                Раз- подбросим,

                Два- поймаем,

               Три- уроним,

               Но не сломаем.

 (Дети выполняют движения по тексту).

- Посмотрите, какой получился у нас снежок!

 (Показываю мяч, обёрнутый синтепоном).

 

Поиграем в игру  «Что мы знаем о зиме».

Я задаю вопрос, бросаю одному из вас снежок, вы отвечаете и возвращаете мне его обратно.

- После какого времени года наступает зима?

                                                            (после осени).

- Как называется первый месяц зимы?

                                                                    (декабрь).

-Что говорится о декабре в русской народной пословице?

                   - («Декабрь году конец, зиме -начало»).

-Как называли декабрь в старину? -(«Студень»).

-Почему его так называли?- (наступали холода, выпадал  снег).

-Какой месяц зимы идёт сейчас?- (январь).

-Кто прочитает стихотворение про январь? -(Ребёнок читает стихотворение «Январь» С.Я. Маршака).

- А как называли наши предки январь?- («сечень»).

-Почему его так называли?- (потому, что он делит «рассекает» зиму пополам).

-Для января характерны морозы, они случаются на Рождество-(Рождественские), на Крещение Господня-(Крещенские).

-А после января какой наступит месяц? –(февраль).

В старину февраль называли «лютень», начинались сильные метели, вьюги.

«Вьюги да метели под февраль полетели»,

«Февраль –месяц лютый, спрашивает, как обутый?».

-Ребята! Как называется явление природы, когда после морозов наступает потепление, даже идёт снег с дождём? –(оттепель). 

-Когда падает красивый снег? –(снегопад).

-Когда деревья стоят в белоснежном убранстве?-(иней).

-А если под ногами очень скользко? –(гололёд).

-Молодцы, ребята, многое вы знаете о зиме, многое ещё предстоит узнать, ведь зима ещё не кончается.

-Посмотрите, ребята, какая красивая шкатулочка, а к ней записочка:

                  -Ты шкатулку отвори

                 Чудо зимнее возьми.

                  И из льдинок- снежинок

                  Разные слова сложи.

Проводится дидактическая игра «Сложи слово».

 (дети работают коллективно, в парах, складывают слова, ориентируясь на цвет и форму «льдинок». Читают слова: снежок, мороз, холод, зима, сани, шуба,  ёлка.

- Какие это слова? Тёплые или холодные, с каким временем года они связаны? –(холодные, с зимой).

Молодцы.

-А теперь я приглашаю вас отдохнуть. Садитесь поудобнее, сейчас мы посетим «Шишкин лес», в котором живут наши друзья: Шуня, Зубок и Матильда Леонардовна. Они обязательно расскажут нам

что-нибудь новенькое. 

(Просмотр мультфильма «Шишкин лес»- 115 серия.

- Ребята, давайте и мы с вами внесём вклад в науку- гляциологию, и с помощью нашей фантазии создадим портреты снежинок. Они будут разными и непохожими друг на друга. Наши работы отошлём в «Шишкин лес» Матильде Леонардовне, чтобы она передала их учёным-гляциологам.

Проводится физкультминутка «Снежинки».

                 «Кружатся снежинки

                   В воздухе морозном.

                   Падают на землю

                   Кружевные звёзды.

                   Вот одна упала

                   На мою ладошку.

                   Ой, не тай, снежинка,

                   Подожди немножко!».

(Дети выполняют движения по тексту).

Предлагаю детям нарисовать снежинки в стиле «граттаж»- (процарапывание узора на основе).

Напоминаю детям, что снежинки симметричны, они все разные, но в основе своей имеют общую форму- шесть лучиков, которые расходятся в разные стороны.

Предлагаю детям опорную схему.

Дети работают под музыку Антонио Вивальди «Времена года»- «Зима».

В конце занятия спрашиваю, понравилось ли детям  занятие, что больше всего? Хвалю за изображение снежинок, отмечаю их разнообразие.

В шкатулке дети находят угощение.

            

               

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе Тема: «Зимний лес»

 Программное содержание:1. Закрепить знания о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. В ходе знакомства детей с произведениями живописи учить понимать, как художник передаёт свой замысел путем ис...

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

Конспект комплексного занятия по математике в старшей группе. Тема: пробуждение весны

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста...

Комплексное занятие познавательного цикла Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.»

Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.» (10 декабря 1930г.)Слайд№1...

Занятие познавательного цикла в средней группе Тема: «Грибы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка — детский сад №383»Приволжского района города Казани...

ИТОГОВОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГАМ ЗНАНИЙ».

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы . Занятие проводится в конце учебного года, когда сформированны знания и навыки по учебной программе. Задания п...