Комплексное занятие познавательного цикла Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.» (10 декабря 1930г.)
Слайд№1
Здравствуй, край
Мансийский милый
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Цель: углубить знания детей о «малой» Родине ХМАО– Югре».
Задачи
Обучающие:
· изучение обычаев традиций народов ханты и манси
· закрепить знания о своеобразии жизни народов ханты и манси
Развивающие:
· развивать творческие способности детей
· познавательные интересы, внимание
· логическое мышление, мелкую моторику
· зрительное восприятие и память.
Воспитывающие:
· воспитывать интерес к познанию родного края
· воспитывать нравственно- патриотические качества:
· гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны.
Оборудование:
· ноутбук
· проектор, экран
· мультимедийная презентация: «Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой ».
· эскизы символов (флага, герба) ХМАО - Югры.
· листы бумаги, фломастеры
· бубен
· небольшая выставка: «Здесь я вижу».
· национальные костюмы народа ханты.
· фильм « Живи Югра моя живи!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 32.1 КБ |
Картинки к занятию (раздаточный материал) | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
НОД (Ознакомление с окружающим).
Комплексное занятие познавательного цикла
Тема: « Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой.» (10 декабря 1930г.)
Слайд№1
Здравствуй, край
Мансийский милый
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой!
Цель: углубить знания детей о «малой» Родине ХМАО– Югре».
Задачи
Обучающие:
- изучение обычаев традиций народов ханты и манси
- закрепить знания о своеобразии жизни народов ханты и манси
Развивающие:
- развивать творческие способности детей
- познавательные интересы, внимание
- логическое мышление, мелкую моторику
- зрительное восприятие и память.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к познанию родного края
- воспитывать нравственно- патриотические качества:
- гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны.
Оборудование:
- ноутбук
- проектор, экран
- мультимедийная презентация: «Звали меня югорцем, Землю мою – Югрой ».
- эскизы символов (флага, герба) ХМАО - Югры.
- листы бумаги, фломастеры
- бубен
- небольшая выставка: «Здесь я вижу».
- национальные костюмы народа ханты.
- фильм « Живи Югра моя живи!»
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель. Вуща Вула! - Здравствуйте ребята!
( Давайте поздороваемся на хантыйском языке)
Дети. Здравствуйте! Вуща Вула!
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
В центр круга соберемся
И на место все вернёмся
Все друг - другу улыбнёмся, подмигнём
И занятие начнём!
Воспитатель. Ребята, я вчера получила пригласительную открытку. Давайте посмотрим, что в ней и от кого она.
Слайд №2 (изображение поселения и оленьей упряжки); (обратите ребята внимание на экран);
- «Дорогие друзья мы приглашаем Вас на празднование Дня рождения округа ХМАО – Югры 10 декабря. Наш адрес: поселение Мира, стойбище Добра и в каждом чуме ждут Вас удача и игра!» Мы за вами отправили оленью упряжку. Счастлива Вам добраться!
- Но перед тем как отправиться на празднования Дня рождения Округа скажите, знаете ли вы уголок России, в котором живёте?
Дети. Север, Ханты - Мансийский.
Воспитатель. Правильно! Но наш край можно назвать и по- другому: Югра, или ласково – Югория. А для нас с вами Югория стала « малой »Родиной, где мы живём. Как добрый друг всех вас приглашаю в наш край Югорский.
Воспитатель
- Ребята закроем глаза, а открыв, окажемся на стойбище Добра (так ханты и манси называют своё поселение).
Слайд №3(обратите ребята внимание на экран);
-Так как нас звали в гости ко всем, смело зайдём в первый чум (это дом хантов и манси).
-Не забудьте поздороваться.
-Дети: Вуща Вула! Здравствуйте!
Слайд №4(обратите ребята внимание на экран);
Здесь нам оставили письмо. Давайте прочтём его. Дети стойбища Добра оставили в нём свои рассказы под названием: «Край, в котором я живу».
Слайд № 5(обратите ребята внимание на экран);
( фото- чум, женские наряды, грибы, ягоды, животные и др.).
«Давно это было, когда в этот старинный край пришли жители ханты и манси. Леса здесь были непроходимые, топкие. Суров был край, но богат очень: рыбой, ягодами и грибами, а зверья всякого полным- полно. Коренные народы - это те народы, которые жили здесь много лет назад и живут и теперь. Это ханты и манси. Поэтому округ, в котором мы живём, называется Ханты - Мансийский.
Слайд№6- 7(обратите ребята внимание на экран);
Народ ханты - это очень трудолюбивый и добрый народ. Ханты любят ловить рыбу, охотится, собирать ягоды и грибы, они разводят оленей, сочиняют сказки. А какие хантыйские женщины мастерицы красиво шить и вышивать бисером!
Всех людей мы называем ханты.
Ханты – русский, ненец и узбек.
Потому, что это слово – ханты.
В переводе значит – человек.
-Ребята, ханты и манси очень гостеприимные народы они всегда встречают гостей с улыбкой.
-У нас немного времени, но мы постараемся зайти ко всем в чум (дом), чтобы поздравить и никого не обидеть.
Слайд№8(обратите ребята внимание на экран);
( изображение шамана с бубном).
В следующем чуме нас ждет игра « Белый шаман».
Правила игры: играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. Водящий в центре круга. Это Белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Если, получивший бубен, неправильно повторит ритм, он идёт в круг к шаману. Если играющий, получивший бубен, три раза подряд справится с заданием шамана, он становится новым шаманом.
Слайд №9 (изображение зверей и их следов). (обратите ребята внимание на экран);
А в э том чуме нам приготовили игру «Следопыт»
Правила игры: по следам определить животное и стрелками соединить животных и следы.
- Медведь
- Заяц
- Олень
- Лиса
(Раздать детям эскизы для работы).
Слайд №10(обратите ребята внимание на экран);
( изображение старика).
-Здесь в следующем чуме ребята живёт старик. Он хочет научить нас говорить на хантыйском языке.
-Давайте попробуем. Повторяйте за мной!
-Вуй-аньсих - медведь
-Ёкым - сестра
-Касюм - брат
-Сюк - мать
-Тёть - отец
-Сянк – бабушка
-Нянь- хлеб.
-Молодцы! У вас здорово получилось.
Физкультминутка:
А теперь прошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились, разогнулись,
Вдох и выдох - улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
-Ребята старик в своём чуме оставил нам задания и попросил закончить их в срок. – И постараться от души ведь это будут наши подарки на День рождения! (обратите ребята внимание на экран);
Задание№1.Раскрасить по образцу герб ХМАО. Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве.
Молодцы! У нас теперь есть подарки для жителей стойбища Добра. Спасибо Вам ребята. Постарались вы на славу!
Задание№2. Отгадай-ка. Ребята загадки хантыйские и старик оставил вам подсказки смотрите на экран.
Слайд №11(обратите ребята внимание на экран);
Загадки:
- В глухом углу леса две травинки торчат, покрытые инеем. ( Ушки зайца).
- Волшебник на железе посреди чума сидит, и угостить может, и укусить может. (Огонь очага).
- С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадет, плачет. (Снег).
- Сын Бога играет на инструменте, а женщина лымс – лымс танцует. (Ветер дует,деревья качаются).
-Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.
-Ни один праздник не должен пройти без радости и сюрпризов. Вам тоже народы ханты и манси дарят свои дары. И просят только об одном:
-Люби и знай свой край.
-И сохрани в нём эту красоту и жизнь для потомков. «Ханнэху пела саман» - (к людям со всем сердцем)
-Ребята я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм: о красоте нашего края, югорской природы и будем всегда беречь эту красоту, этот мир, который нам с вами подарен. Олтул олиэ! Олтул олиэ! Живите в гармонии с Водой, Землёй, Небом!
«ЖИВИ ЮГРА МОЯ ЖИВИ!» (обратите ребята внимание на экран);
-Вот и подошёл к концу наш праздник. Хочется верить ребята, что он вам запомнится. А сейчас я говорю вам спасибо и Осемасолум, что в переводе с хантыйского означает – до свидания.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное занятие с детьми старшего возраста, познавательного цикла. Тема: "Цветочное царство"
Конспект физкультурного занятия с детьми старшего возраста для проведения процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию...
Интегрированное занятие познавательного цикла с элементами изобразительной деятельности и музыкального воспитания с детьми старшего возраста. тема: "В рождественский сочельник".
Это занятие позволяет ввести детей в мир волшебства и чудес святого Рождества, позволяет создать у детей радостное ожидание праздника. На нем формируются навыки детей создавать своими руками красивые ...
Занятие познавательного цикла в старшей группе в рамках недели открытых дверей для родителей (по системе Глена Домана) Тема: «ПОСУДА»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать у детей знания и представления о посуде, о ее разнообразии.совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления зага...
Занятие познавательного цикла в подготовительной группе МАДОУ №383 «Аленушка» Тема: «ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ЖИВОТНЫЕ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка — детский сад №383»Приволжского района города Казани...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...
Комплексное занятие познавательного цикла в старшей группе.Тема «Волшебные снежинки».
Цель: Формировать у детей целостное представление о зимних природных явлениях через художественно- эстетическое восприятие материала....
Методическая разработка занятия познавательного цикла. Тема: "Подвиг машиниста Окорокова".
Программное содержание:1. Познакомить детей с героическим подвигом машиниста C.Н.Окорокова, который защищал свою Родину во время Великой Отечественной Войны.2. Учит...