Конспект занятия НОД для подготовительной группы на тему : "Удивительная вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия для подготовительной группы на тему: Удиветельная вода",цель которого - познакомить детей со свойствами воды,провести опыты. В занятии используются технологии: игровая, исследовательская деятельность,здоровьесберегающая .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия для подготовительной группы | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 компенсирующего вида Пушкинского района
Санкт - Петербурга
Конспект
занятия НОД
для подготовительной группы
на тему : « Удивительная вода ».
Образовательные области:
познавательное развитие
речевое развитие
социально-коммуникативная
Используемые технологии:
опытно - исследовательская деятельность
игровая
здоровьесберегающая
Конспект разработан воспитателем :
Шитовой Т.А.
г.Санкт – Петербург , 2017 год.
Цель:
Знакомство детей со свойствами воды, ее использование.
Задачи:
1. Ознакомление детей со свойствами воды.
2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
4. Развивать коммуникативные навыки общения:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение,
доказывать свою правоту.
5. Прививать бережное отношение к воде.
6. Активизировать и обогащать словарь детей
существительными, прилагательными, глаголами
по теме занятия.
Оборудование и материалы:
- Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
- Фильтровальная бумага.
- Вещества, которые мы будем растворять в воде соль, сахар, растительное масло.
- Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
- Чайник электрический с водой.
- Зубная щетка для нетрадиционной техники рисования.
Ход занятия.
I. Организационная часть.
Дети входят в группу.
Вос - ль: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы детей) Правильно, проводят опыты.
II. Основная часть.
Вос - ль: Ребята подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? (ответы детей)
Вос - ль: Правильно, стеклянная.
Вос - ль: Как нужно с такой посудой обращаться. (ответы детей)
Верно, аккуратно. Постараться не стукать её друг об друга, можно разбить.
1) Проведение опыта: «Вода – жидкая»
Вос - ль: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
(Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на тарелочке).
Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку. (ответы детей)
Вос - ль: Совершенно верно. А если бы вода не была жидкой?
Вос - ль:Верно, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вос – ль:А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и монетки. Какой формы эти предметы? (ответы детей)
Вос - ль: Кубик имеет квадратную форму, монета – круглую, молодцы!
Вос - ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на тарелочку, на ладошку, изменят ли они свою форму? (Ответы детей)
Вос - ль: Да! В любом месте они остаются кубиком и монеткой. Форма их не меняется.
2) Опыт : «Есть ли форма у воды?
Вос - ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашку и баночку.
Самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (ответы детей)
Вос - ль: Форму баночки ,правильно.
Вос - ль: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку? (ответы детей)
Вос - ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)
Вос - ль: Верно, вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
3) Игра – физ.минутка «Хорошо-плохо».
Вос - ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?". Если ответ верный – хлопаем в ладоши.
Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?".
(Ответы детей: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.)
Вос - ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?".
(Ответы детей: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.)
5) Опыт «Вода может нагреваться»
Вос - ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? (Ответы детей)
Вос - ль: Да, правильно, когда её нагревают.
Вос- ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?(Ответы детей)
Вос- ль: Точно! Огонь, газ, электронагреватель.
Вос - ль: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это чайник.
Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.
Дети стоят вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Вос - ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Вос - ль: Правильно, она кипит, булькает, бурлит.
Вос - ль: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?
Вос - ль: Да, она очень горячая.
Вос - ль: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая. (ответы детей)
Вос - ль: Молодцы, в чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке.
Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, В батареях.
Вос - ль: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? (ответы детей)
Вос - ль: Да! Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.
6) Опыт «Волшебное превращение воды».
Вос - ль: Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Сейчас перелью эту воду в баночку. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? (Ответы детей)
Вос - ль: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? (Ответы детей)
Вос - ль: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям).
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".
Физкультминутка :
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся на корточки.)
7) Опыт «Вода – волшебница»
Вос - ль: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаечек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
(сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос - ль: Теперь вторая загадка.
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна.
(соль).
Убираем салфетку со второго блюдца.
Вос - ль: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Вос - ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? (Ответы детей)
Вос - ль: Верно! Потому что они в ней исчезают.
Вос - ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.
Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в желтых баночках, а что в зеленых.
Вос - ль: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? (Ответы детей)
Вос - ль: Точно. Сахар растворился в воде.
Вос - ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? (Ответы детей)
Вос - ль: Соль растворилась в воде,верно.
Вос - ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? (Ответы детей) Вот сейчас мы и проверим. Если в воду налить масло, то интересно, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Вос - ль: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Вос - ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились? (Ответы детей)
Вос - ль: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
8) «Очистка воды».
Вос - ль: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? (Ответы детей)
Вос - ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. Она пахнет маслом и неприятная на вкус. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ответы детей)
Вос - ль: Да!Её нужно очистить от масла.
Вос - ль: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (Ответы детей)
Вос - ль: Куда же делось масло? (Ответы детей)
Вос - ль: Все масло осталось на фильтре, совершенно точно.
Вос - ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
9) Игра «Какая бывает вода»
Вос - ль: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все- таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода?"
ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).
10) Рисование в нетрадиционной технике
А теперь давайте нарисуем с вами воду. Усаживаемся за столы. На столах у вас альбомный лист и голубая краска. Но рисовать мы с вами будем не кисточкой, а зубной щеткой. Сначала я покажу как это делается.
Молодцы! Давайте теперь из ваших рисунков составим одно большое море.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Вос - ль: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии. (Ответы детей)
Вос - ль: правильно! Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Вос - ль:
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии -подготовительная группа-по теме: Вода вокруг нас.Круговорот воды в природе.
Познакомить детей с путешествием воды в природе,т.е. рассказать,что капельки дождя движутся по кругу....
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме: Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия...
Занятие в старшей-подготовительной группе на тему: “Удивительный кувшин".
Цель занятия: развивать способность воображать; совершить воображаемое посещение Павильона Катальной горки...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме "Удивительные свойства воды"
Конспект занятия по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте по теме "удивительные свойства воды"....
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект по естествознанию в подготовительной группе на тему :"Волшебница Вода".
Развивать познавательный интерес.Закреплять знания детей о значении воды в жизни человека и ее экономного расходования....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница - вода»
развитие)Тема: «Волшебница - вода».Цель: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе- воде. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Уточнить з...