Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме "Удивительные свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте по теме "удивительные свойства воды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment_voda_bez_foto.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе
Тема: «Удивительные свойства воды»
Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывать умение доброжелательно общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций со свойствами воды, ее состояние. Чтение и отгадывание загадок про воду. Наблюдение за разным состоянием воды в природе (на прогулке). Чтение книги «Детская энциклопедия» про свойства воды и ее необходимости для живых организмов.
Оборудование: магнитная доска с изображением схемы свойств воды.
Материалы: салфетки, для каждого ребенка: пластиковые стаканчики; камушки, по кусочку лимона на блюдце, кофе, сахарные песок, соломинки (на каждого ребенка); вода, краска и кисточки, подносы, ложки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. К нам сегодня в гости пришла Симка (игрушка-фиксик). Она приглашает вас вступить в клуб «Юные лаборанты», лучше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей: чтобы пить, чтобы мыться (быть чистыми).
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок по очереди назовет, где дома применяют воду (или сам ребенок, или родители).
Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о веществе. Слушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло! (Лёд)
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует – оно задрожит. (Лужа)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)
Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей: на озере, на море, дождик, снег и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей: чтобы пить, чтобы жить, чтобы расти.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы.
Перед тем как сесть за столы дети и воспитатель одевают «защитную одежду» (фартуки и шапочки).
Воспитатель: Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Воспитатель: Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе). Посмотрите, ребята, это схемы свойств воды, результаты наших опытов мы будем отмечать на этих схемах. На доске: три схемы (вода прозрачная, чистая вода не имеет запаха, чистая вода не имеет вкуса).
Воспитатель предлагает Симке напомнить ребятам правила безопасности при работе:
- аккуратно пользоваться емкостью для воды;
- своевременно поддерживать порядок на рабочем столе, подтирать разлившуюся на стол воду.
Опыт 1. «Вода прозрачная» (на определение прозрачности и цвета воды).
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Вода). Правильно. А теперь возьмите краски кисточкой и помойте в одном из стаканов кисточку. Что стало с водой, где вы помыли кисточку? (Она стала темной, окрасилась) Положите в оба стакана камушек. Сравните их, что заметили? В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с водой с краской камень не виден, а в стакане с чистой водой – виден?
Вывод (ответы детей): Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Но если в воду добавить краску, она становится такого, же цвета, что и краска, становится мутной, поэтому сквозь такую воду предметы не видны.
Воспитатель: Отметим результат нашего опыта (педагог зарисовывает опыт с водой, краской и камнем).
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Симка вместе с детьми выполняет физкультминутку.
Физкультминутка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Опыт 2. "У воды нет запаха"
Воспитатель: Мы с Вами уже выяснили, что вода не имеет цвета, а теперь попробуем выяснить, имеет ли чистая вода запах. Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). А теперь, в другой стакан с водой положите ложечку кофе и размешайте, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с кофе (кофе).
Вывод (ответы детей): чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили.
Воспитатель: Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог зарисовывает опыт с водой и кофе, кусочком лимона).
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды? Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы детей: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод (ответы детей): вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Игровое упражнение «Волны», проводится вместе с Симкой (дети берут в руки голубые ленты):
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер (водная гладь спокойная).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали о свойства воды.
Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой.
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад зарисовку результата опыта.
В конце занятия Симка дарит детям подарки, за успешное прохождение всех её заданий (магнит-закладку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды» 2019г
Цель занятия: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле, а также обеспечить...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
прививать интерес к исследовательской деятельности...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить чита...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой....