Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме "Удивительные свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Катусова Екатерина Анатольевна

Конспект занятия по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте по теме "удивительные свойства воды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_voda_bez_foto.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе

Тема: «Удивительные свойства воды»

Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности

Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать умение доброжелательно общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций со свойствами воды, ее состояние. Чтение и отгадывание загадок про воду. Наблюдение за разным состоянием воды в природе (на прогулке). Чтение книги «Детская энциклопедия» про свойства воды и ее необходимости для живых организмов.

Оборудование: магнитная доска с изображением схемы свойств воды.

Материалы: салфетки, для каждого ребенка: пластиковые стаканчики; камушки, по кусочку лимона на блюдце, кофе, сахарные песок, соломинки (на каждого ребенка); вода, краска и кисточки, подносы, ложки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. К нам сегодня в гости пришла Симка (игрушка-фиксик). Она приглашает вас вступить в клуб «Юные лаборанты», лучше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?


Ответы детей: чтобы пить, чтобы мыться (быть чистыми).


Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый ребенок по очереди назовет, где дома применяют воду (или сам ребенок, или родители).

Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о веществе. Слушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

        

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (Лёд)

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – оно задрожит. (Лужа)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет. (Сосулька)

Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей: на озере, на море, дождик, снег и т.д.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей: чтобы пить, чтобы жить, чтобы расти.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?

Ответы детей: да.

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы.

Перед тем как сесть за столы дети и воспитатель одевают «защитную одежду» (фартуки и шапочки).

Воспитатель: Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Воспитатель: Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе). Посмотрите, ребята, это схемы свойств воды, результаты наших опытов мы будем отмечать на этих схемах. На доске: три схемы (вода прозрачная,  чистая вода не имеет запаха, чистая вода не имеет вкуса).

Воспитатель предлагает Симке напомнить ребятам правила безопасности при работе:

- аккуратно пользоваться емкостью для воды;

- своевременно поддерживать порядок на рабочем столе, подтирать разлившуюся на стол воду.

Опыт 1. «Вода прозрачная» (на определение прозрачности и цвета воды).

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Вода). Правильно. А теперь возьмите краски кисточкой и помойте в одном из стаканов кисточку. Что стало с водой, где вы помыли кисточку? (Она стала темной, окрасилась) Положите в оба стакана камушек. Сравните их, что заметили? В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с водой с краской камень не виден, а в стакане с чистой водой – виден?

Вывод (ответы детей): Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Но если в воду добавить краску, она становится такого, же цвета, что и краска, становится мутной, поэтому сквозь такую воду предметы не видны.

Воспитатель: Отметим результат нашего опыта (педагог зарисовывает опыт с водой, краской и камнем).

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Симка вместе с детьми выполняет физкультминутку.

Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Опыт 2. "У воды нет запаха"

Воспитатель: Мы с Вами уже выяснили, что вода не имеет цвета, а теперь попробуем выяснить, имеет ли чистая вода запах. Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). А теперь, в другой стакан с водой положите ложечку кофе и размешайте, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с кофе (кофе).

Вывод (ответы детей): чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили.

Воспитатель: Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог зарисовывает опыт с водой и кофе, кусочком лимона).

Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса». 

Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды? Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала. Я думаю, что у воды вкуса - нет.

Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание воспитателя.


Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?

Ответы детей: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?

Ответы детей: вода стала сладкая.

Вывод (ответы детей): вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Игровое упражнение «Волны», проводится вместе с Симкой (дети берут в руки голубые ленты):


- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.

Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер (водная гладь спокойная).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали о свойства воды.

Что запомнилось больше всего?


Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.

Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».


1. Налить в стакан воды.

2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).

3. Залить формочки цветной водой.

4. Поставить в холодильник.

5. Утром принести в детский сад зарисовку результата опыта.

В конце занятия Симка дарит детям подарки, за успешное прохождение всех её заданий (магнит-закладку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды» 2019г

Цель занятия: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле, а также обеспечить...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

прививать интерес к исследовательской деятельности...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить чита...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой....