Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница - вода»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
развитие)
Тема: «Волшебница - вода».
Цель: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе- воде. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Уточнить знания детей о свойствах воды. Познакомить воспитанников со способом очистки воды – фильтрованием. Развивать познавательный интерес, желание экспериментировать, умение анализировать, делать выводы. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Словарь: модель, глобус, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, фильтрация, лаборатория, раствориться, магнит,
Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека. Рассматривание иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, океанов и т. д.. рассматривание глобуса. Использование подвижной игры «Ручеёк». Чтение художественной литературы: А. С. Пушкина «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане», Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Проведение занятий – экспериментов с водой. Наблюдение за водой во время прогулок: за дождём, ручейками, лужами, облаками, за снегом, льдом, сосульками.
Методы и приёмы: организационный момент (сюрпризный), чтение письма с загадками от Незнайки, рассматривание глобуса, физкультминутка «К речке быстрей», беседа по вопросам, опыты.
Материал и оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, молоко, сок, чеснок, чайные ложки, вода, стаканы с питьевой водой, воронка, салфетки, сахар, подсолнечное масло, гуашь, булавка, магнит, ватные диски, ёмкости разной формы, алгоритмы.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Дети становятся полукругом.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся, друг другу улыбнёмся и с улыбкою начнём.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола.
Стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и получает письмо от почтальона. Воспитатель: - Ребята, на наш адрес пришло письмо от Незнайки. Интересно, что он пишет. (Открывает письмо и достаёт письмо с загадками). - Ребята, Незнайка просит нас помочь ему отгадать загадки. Поможем ему? Воспитатель: На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Достаёт глобус и показывает). Воспитатель: - А что такое «глобус», надо объяснить Незнайке и написать ему письмо с ответом на вопросы. - Ребята, посмотрите на глобус и скажите, какого цвета на нём больше? - Незнайка задаёт вам вот такой вопрос. Кто мне даст друзья ответ Почему тут голубой цвет? Почему его так много? Это небо иль дорога? - Правильно. Нашу планету ещё называют Голубой. Все моря и океаны на Земле составляют единый Мировой океан. - Следующий вопрос, который задаёт Незнайка. А кому нужна вода, Мне ответьте без труда? - Человек без пищи может прожить до 50 дней, а без воды 4 дня. Воспитатель: - А зачем вода растениям, грибам? - Как вы думаете, для чего нужна вода животным? - Ребята, Незнайка задаёт вопрос «Нужно ли беречь воду?» - А как нужно беречь воду? - А сейчас представьте себе, что на планете не осталось ни одной капли воды, что тогда произойдёт? Почему? - Ребята, давайте сейчас отдохнём и разомнёмся. «К речке быстрой» Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль. Все, как один, плывем как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? - Давайте превратимся мы с вами в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Опыт №1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель: - Какой формы эти предметы? - А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются. их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску. Опыт №2. Прозрачность воды. Воспитатель: - Сейчас мы будем определять, имеет ли вода цвет. Для этого мы должны сравнить стакан с водой и стакан с молоком. В оба стакана положим по ложке и скажите, что вы видите? - Почему? - Значит, вода прозрачная, она не имеет цвета. Опыт №3. Пахнет ли вода? Воспитатель: - Для определения запаха у воды, нам понадобятся два стакана с водой. В один стакан положим чеснок. Понюхайте и определите, в каком стакане вода имеет запах? Чистая вода запаха не имеет, но если в неё что-то положить, то она приобретает запах положенного вещества. Воспитатель выставляет алгоритм на доску. Опыт №4. Вкус воды. Воспитатель: - В следующем опыте вы должны определить, есть ли у воды вкус. Перед вами по два стакана: один с водой, другой с соком. Попробуйте то и другое и скажите, есть ли вкус у воды? - Итак, у чистой воды вкуса нет. (Воспитатель показывает детям алгоритм, что у воды нет вкуса). Опыт №5. Вода – растворитель. Воспитатель: - Ребята. Сейчас вы должны определить, все ли вещества растворяются в воде. Эля этого мы возьмём сахар, растительное масло, гуашь и три стакана с водой. В одном стакане размешайте сахар, в другой – налейте масло, а в третий – добавьте гуашь. Посмотрите внимательно и скажите, что произошло с сахаром? - А что произошло с маслом? - Теперь добавьте гуашь в воду и определите, что произошло с водой? - Итак, одни вещества в воде растворяются, а другие нет. Но краска, гуашь окрашивает воду. Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? - Почему нельзя было пить эту воду? - Правильно. Она была грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но очень хочется пить. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать. ( Воспитатель: - Ребята, после фильтрования вода стала какая? Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Сахар не отфильтровался, потому что, хорошо растворился в воде. - Ребята, как же мы должны относиться к воде? При помощи алгоритмов дети перечисляют все свойства воды, о которых узнали в результате проведения опытов. Воспитатель: - А сейчас, мы проведём фокус с водой. В стакан с водой опускаем булавку. Как можно достать булавку, не замочив при этом руки? - Я предлагаю отправить письмо Незнайке, чтобы он тоже знал, кому и зачем вода необходима, и что воду нужно беречь.
| Дети: Да, поможем. Это глобус. Глобус- это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. На глобусе больше голубого, синего цвета. Это вода – моря, озёра, океаны, реки. Вода занимает большую часть нашей планеты, суша-маленькую часть. Вода нужна для человека, чтобы мыться, приготовить пищу, чтобы пить и т. д. Без воды растения не вырастут, они засохнут. Грибы появляются после дождя. Вода нужна животным, чтобы пить, не умереть. А некоторые животные живут в воде. Мы должны беречь воду. Не включать сильно кран, закрывать его после водных процедур. Не оставлять воду без присмотра, не загрязнять реки и озёра. Всё живое на Земле погибнет и планета останется без живых существ. Лаборатория – это место, где проводят опыты и эксперименты. Квадратной и круглой формы. Один из детей выполняет действия с водой. В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет. Вода прозрачная, а молоко белое. Чистая вода запаха не имеет, а вода с чесноком имеет запах. В одном стакане вода без вкуса, а в другом- со вкусом сока. У воды вкуса нет. Сахар в воде растворился. Масло не растворилось. Оно плавает на поверхности воды жёлтым пятном. Гуашь окрасила воду. Ответы детей. Вода была грязная. Вода стала чистая. Бережно, экономить воду, не загрязнять реки и озёра. Булавку можно достать из воды с помощью магнита. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (ФЦКМ) Тема: «Волшебница-вода» Младшая группа
Занятие по познанию с детьми младшей группы "Волшебница-вода". Проводятся опыты и эксперименты с водой, ведется словарная работа. В ходе занятия дети узнают новые свойства воды....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебница вода» для детей 2-ой младшей группы
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница- вода»
образовательная область «познавательное развитие»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода»
Цель:Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.Задачи:1. Образовательные:- ознакомить детей со свойствами воды:- отсутствие собственной ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для старшей группы «Волшебница вода» Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим природным миром)
Продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, как необходимом ресурсе для всего живого....
Конспект организованной образовательной деятельности по Познавательному развитию «Волшебница вода» (средняя группа)
Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды...