Тема: «Возвращение русской сказки».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ражева Любовь Рувимовна
Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать  связи и взаимодействия  человека с природой.
Дать представление детям о различных природных объектах  (вода , воздух, почва). Знания о жизни на земле, в земле , в воде, в воздухе, о растительности  леса, луга, сада, поля, о птицах, домашних и диких животных.
Рассказать – детям,  что существует  книга,  в  которой  занесены исчезающие  виды животных, растений.  Это  «Красная книга». 
Прививать  любовь  к природе родного края, через русский народный фольклора.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrashchenie_russkoy_skazki.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие», ФКЦМ, подготовительная группа.

Тема: «Возвращение русской сказки».

Цель:

  • Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать  связи и взаимодействия  человека с природой.
  • Дать представление детям о различных природных объектах  (вода , воздух, почва). Знания о жизни на земле, в земле , в воде, в воздухе, о растительности  леса, луга, сада, поля, о птицах, домашних и диких животных.
  • Рассказать – детям,  что существует  книга,  в  которой  занесены исчезающие  виды животных, растений.  Это  «Красная книга».
  • Прививать  любовь  к природе родного края, через русский народный фольклора.

Материалы и оборудование: Русские народные костюмы ( музыка, русский  народный фольклора) герои сказочных персонажей; сказочная принцесса, баба яга, леший, водяной, Кощей бессмертный, кикимора.

                                                Ход занятия.

Играет музыка.

 Воспитатель собирает вокруг себя детей  и предлагает  детям отправиться в гости к сказочной принцессе. Дети с радостью под музыку «Сказка…»  отправляются в гости  к сказочной принцессе  и находят её дома, она лежит  больная  и ей становится всё хуже и хуже.

           Дети с воспитателем спрашивают её,  что с  ней приключилось,  почему она так заболела?

 И принцесса  им  рассказала,  что спасти её может только оживляющий   «эликсир»,  но чтобы его сделать, надо отправиться в гости;  к Кикиморе, Кощею Бессмертному, Водяному, Лешему и к Бабе Яге.

                     Вы не боитесь отправиться   в  лес  и попросить у них эти травы?   чтобы спасти меня?

 Дети, отвечают,  что они нечего не бояться и очень хотят помочь выздороветь  сказочной принцессе. Тогда им принцесса даёт волшебное блюдечко с наливным яблочком  покатите яблочко по блюдечку (вместо блюдечка у воспитателя планшет  в планшете картинка блюдечко с наливным яблочком ) туда вам и надо идти.

 Дети  берут планшет с картинкой блюдечко с наливным яблочком, проводят пальцем по экрану, появляется фотография  Кикиморы 

Сказочная принцесса:  Значит, вам надо отправляться к Кикиморе  вот вам волшебный клубок, куда он покатится,  туда и вы идите, он вас приведёт  к Кикиморе.  

Опять звучит музыка  « Сказка…». Воспитатель бросает клубок  из за кустов появляется  Кикимора и начинает их прогонять из леса запугивать..

Кикимора: Здравствуйте, я  Кикимора. Вы зачем сюда пожаловали? Если вы пришли с миром то я вам помогу.  (ответы детей) Я вам загадаю загадку, если вы её отгадаете  то получите  то что может помочь   спасти сказочную принцессу !

  • На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.  (соль)

Кикимора: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? (ответы детей) 

Кикимора: Достаёт соль из сундучка

                    Ребята, скажите, для чего нужна соль?

Дети: Чтобы солить пищу.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое соль?

Дети: Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Воспитатель: Соль – вещество природного происхождения

- Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Бывали случаи, что воинам - дружинникам вместо денег выдавали соль.

Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия.

В России издавна хлебом - солью встречали дорогих гостей. По старинной традиции хлебом с солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства.

В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы.

Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Но выпаривание соли - это очень долгий и дорогой процесс. Поэтому люди продолжали искать другие способы добычи соли и нашли их.

Ребята, кто знает, откуда берется соль(ответы детей)

Кикимора: какие вы молодцы. А теперь вам надо отправляться дальше смотрим на блюдечко с наливным  яблочком. Проводим пальцем по экрану, появляется изображение  Кощея.

Кощей: и зачем вы ко мне  добры молодцы,  и красны девицы, пожаловали.

 Дети рассказали Кощею о беде, которая приключилась  со сказочной принцессой и что её надо спасти, а то пропадёт со сказочной принцессой и Русская сказка.

Кощей:  Хорошо я вам помогу  у меня есть шкатулка . «Открыть  вы сможете её только тогда, когда отгадаете загадку. это то что вам может помочь спасти принцессу.

             В сережках у мамы огнем он горит.

             В пыли на дороге ненужным лежит.

             Меняет он форму, меняет он цвет,

             А встройке годится на тысячу лет.

             Он может быть мелкий – в ладошке лежать.

             Тяжелый, большой – одному не поднять.

             Кто, дети, загадку мою отгадал?

             Кто этот предмет по приметам узнал?»

Выслушать предположения детей.

             Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает шкатулку, достает один из мешочков с речными и морскими камешками). Смотрите, действительно камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку.

Дети берут мешочек с камнями. Благодарят Кощея, и берут блюдечко с наливным  яблочком, проводят пальцем по экрану и появляется Водяной.

Водяной: и зачем вы ко мне  добры молодцы,  и красны девицы, пожаловали.

Дети рассказали  Водяному о беде которая приключилась  со сказочной принцессой и что её надо спасти , а то пропадёт со сказочной принцессой и Русская сказка.

Водяной: Хорошо я вам помогу. Давайте  отгадайте  мои  загадки.

  • На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке? (снежинки)

  • Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

  • Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

  • Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит (роса).

  • Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (снег).

Водяной: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. А сейчас я вам дам послушать несколько звуков, а вы мне скажите, что это за звуки. (дождь, море, капель)

Водяной:  Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это?

                       Да, это все вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.

                       Кому нужна вода? (людям, животным, птицам, растениям)

                       Верно. Вода нужна всему живому на земле.

                       Зачем вода нужна растениям? (растениям надо поливать водой – иначе они погибнут)

                       Зачем вода нужна животным? (животные тоже пьют воду, а некоторые живут в ней – рыбы)

                      Что люди делают с водой? (людям вода необходима: пить, готовить еду, мыть, закаляться)

                       Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот поэтому вода – «царица» всей природы.

                        Говорят она везде!

                        В луже, в речке, в океане,

                        И в водопроводном кране.

                        На плите у вас кипит,

                        Паром чайника шипит,

                        Мы её не замечаем,

                        Мы привыкли, что вода-

                        Наша спутница всегда!

Водяной:  протягивает им  пузырёк с родниковой водой. 

                    Ребята, а нам пора отправляться дальше.

Благодарят Водяного, и берут блюдечко с наливным  яблочком, проводят пальцем по экрану и появляется Леший.

 Леший:  и зачем вы ко мне  добры молодцы  и красны девицы, пожаловали. Дети рассказали  Лешему о беде, которая приключилась  со сказочной принцессой и что её надо спасти, а то пропадёт со сказочной принцессой и Русская сказка.

 Леший:  Хорошо я вам помогу. Давайте  отгадайте  мою  загадку.

      Нам в дождь и зной
     Поможет друг,
     Зеленый и хороший –
  Протянет нам десятки рук
  И тысячи ладошек.  
(Дерево)

Леший  просит детей поводить с ним хоровод. Развеселить его  тогда он им поможет. Дети встают в хоровод и поют песню «Во поле берёза стояла».  Леший им дарит  еловую шишку. 

Воспитатель: Ребята, а нам пора отправляться дальше. Благодарят Лешего и берут блюдечко с наливным  яблочком, проводят пальцем по экрану и появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: Ну что касатики мои,  зачем ко мне пожаловали?

 Дети рассказали  Бабе-Яге о беде, которая приключилась  со сказочной принцессой и что её надо спасти , а то пропадёт со сказочной принцессой и Русская сказка. 

Баба-Яга: Лес - наше богатство. Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные травы. Леса нужно беречь!
Баба-Яга:  Да, и я живу в лесу. Лес - дом для моих друзей. Угадайте, кто они.
1.Кто изворотлив, кто хитёр, чей зуб на курочек остёр?
    Чей дом - зелёные леса, кто носит рыжий хвост? Лиса.

2.Хищник - ворище, ночами рыщет.

    Добычу ищет, зубами щёлк. Кто это? Волк.

3.Огромная кошка мелькает за стволами,
       Глаза золотые и уши с кистями.

        Но это не кошка - смотри, берегись!

        Идёт на охоту коварная... Рысь.
4.Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач.
          Голой ручкой не возьмёшь, как же он зовётся? Ёж.
5.Пышный хвост торчит к верхушке, что за странная зверюшка?
           Щёлкает орехи мелко, ну, конечно, это... Белка.
6.Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
           Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

             Живо угадай-ка, кто же это? Зайка.

Баба-Яга:  Угадали, всех моих друзей я их всех лечу, у меня есть травы для приготовления  эликсира для принцессы  только мне кое- чего не хватает. Надо взять у Кикиморы – соль. У Кощея  речных и морских камней у водяного родниковой воды, у Лешего еловую шишку.

Когда  Баба яга перечисляет всё что ей надо  для эликсира, дети по - очередной ставят  все, о чём просит Баба-Яга.

 Она достаёт котёл, ставит его на печь, пока  она готовит эликсир,  а дети водят хоровод и исполняют песню, про  Бабу-Ягу. Баба-Яга наливает это снадобье в пузырёк и под музыку. Сказка…» все дети отправляются  к сказочной принцессе, она выпивает эликсир становиться весёлая задорная и предлагает детям поиграть с ней
   Испытание называется «Три слова».

На полу лежат два обруча и мяч, записка.

Перед вами лежат два кольца. Пусть в левое кольцо встанут дети, у которых темные волосы, а в правое – дети со светлыми волосами (встают). 

 Баба-Яга:                Ребята, здесь написано, что я должна буду кидать вам мяч, называя обобщенное понятие, а вы должны ответить, что входит в это понятие, чья команда победит, для того Баба-яга приготовила свои сюрпризы.

                   Начнем:

  1. Лес;
  2. Овощи;
  3. Фрукты;
  4. Деревья;
  5. Кустарники;
  6. Цветы;
  7. Грибы
  8. Насекомые
  9. Птицы;
  10. Звери….;

После игры дети получают подарки от Бабы-Яги  и от сказочной принцессы. И дети под музыку отправляются домой в детский сад.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми 5-6 лет на тему: «Возвращение цветика-семицветика в сказку».

Детям 5-6 лет необходимо довести до сознания понятие о добрых поступках и прививать желание совершать их. Это занятие учит детей объяснять и понимать что такое «добро» и «зло», что обозначает выражени...

«Возвращение русского сувенира в современную семью»

Познавательно – творческий проект в младшей группе  детского сада....

Конспект НОД "Возвращение в сказку"

Цель: создать условия для развития связной речи детей....

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Сценарий выпускного утренника в ДОУ "Возвращение в сказку"

Сценарий выпускного утренника с Жар-птицей, Вовкой из тридевятого царства, Принцессой и Профессором из сказки "Двенадцать месяцев", Алладином....

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 2 до 3 лет на тему «Возвращение зайчика в родную сказку».

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 2 до 3 лет на  тему: «Возвращение зайчика в родную сказку»....