«Возвращение русского сувенира в современную семью»
проект (младшая группа) на тему

Фисун Татьяна Петровна
Познавательно – творческий проект в младшей группе  детского сада.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrashchenie_russkogo_suvenira_v_sovremennuyu_semyu.docx110.18 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №18

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Познавательно – творческий проект

в младшей группе  детского сада

«Возвращение русского сувенира в современную семью»

C:\Users\admin\Desktop\матрешка\Матрешка - Россияночка 7 кукол 01-007-010-733x500.jpg 

                               Авторы проекта:

                                                    воспитатели группы «Малыш»

                            Передерина О.Г.

                                                                         Фисун Т.П.

                                                   музыкальный руководитель

                                                                         Пономаренко М.В.,

Паспорт проекта

«Возвращение русского сувенира в современную семью»

1 этап: Организационно-подготовительный

(выявление проблемы, определение целей и задач).

Проблема.        

 Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее для развития ребенка не только в детском саду, но и дома.

 

 Цель проекта.

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей ,родителей и педагогов  и способствующих само пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к народной традиции России.

 

Задачи работы:

Обучающие:

  • Познакомить с народной игрушкой матрешкой с историей происхождения народной игрушки.
  • Формировать у детей  музыкальные  способности в пении, танцах.
  • Научить украшать матрешку, используя приемы составления композиции из аппликативных элементов; учить активно и творчески применять свои знания на практике и передавать ранее усвоенные способы нанесения узора: при помощи «тычка», цветными и пастельными карандашами, красками, печатками.
  • Ознакомить родителей с темой и актуальностью данного проекта через материалы презентаций, консультаций.

  • Развивающие: 
  • .Способствовать развитию творческих способностей детей, умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты. 

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного к труду народных умельцев и своему собственному.
  • Вызвать интерес к народной игрушке, фольклору, побуждать детей

      использовать стихи и потешки  в самостоятельной деятельности.

Практические:

  • Побуждать  к совместной деятельности родителей и  детей (изготовление варежек- матрешек).
  • Использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей (мастер-класс для родителей).
  • Тип проектной деятельности:  познавательно-творческий.

По характеру содержания:  ребенок и  его семья.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники проекта:  дети младшей  группы, родители, воспитатели групп,  

                                        музыкальный руководитель.

По продолжительности:  1 месяц.

Ожидаемые результаты проекта:

  • У детей сформируется  интерес к игре с народными игрушками.
  • Дети научатся различать особенности выполнения узоров разных видов матрешек, освоят приемы составления композиции из аппликативных элементов, научатся правильно оценивать работы сверстников и сравнивать их со своими, вести развивающий диалог.
  •  Дети и родители  получат знания об играх с матрешкой в домашних условиях.   Познакомятся  со стихами, песнями, потешками и загадками о матрешке..
  • Укрепиться  заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогами ДОУ.

Актуальность проекта:

Проект направлен  на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, включения родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач по патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Подготовительный этап. 1.Этап – Подготовительный (разработка проекта).

-определение проблемы;

-постановка цели и задач;

-сбор информации, литературы, дополнительного материала.

-составление перспективного плана.

 

Форма организации

Задачи

Ответственные

Сроки выполнения

Тестирование

родителей на тему: «Что я знаю о русской матрешке»

Анализ степени желания родителей участвовать в совместной деятельности.

Музыкальный руководитель

Воспитатели группы

1-я неделя проекта

2 этап. Формирующий. Разработка проекта (поиск решения задач).

Обеспечение проекта:

материально – техническое

- записи  песен о русской матрешке из материалов Интернет - ресурсов.

методическое

- хрестоматия для младшего дошкольного возраста;

- подбор  стихов, потешек, загадок о матрешке;

-подбор видов росписи матрешки.

 Перспективный план.

  • Знакомство с народной игрушкой – матрешкой.
  • Знакомство родителей с проблемой незнания детей игрушки – матрешки.
  • Презентация «История матрешки» для родителей и детей.
  • Рисование «Фартук для матрешки».
  • Аппликация «Русская матрешка».
  • Дидактическая игра «Собери матрешку».
  • Дидактическая игра «Составь матрешку из частей».
  • Выставка поделок родителей и детей «Нарядная матрешка».
  • Мастер – класс для родителей «Подари ребенку матрешку».
  • Музыкальное развлечение «Мы матрешки - маленькие крошки».
  • Создание мини музея «Русские красавицы».
  • Подготовка альбома «Красавицы – матрешки».
  • Изготовление книги «Стихи и загадки о матрешки».
  • Памятка «Игры с матрешкой дома».

 

3 этап. Выполнение проекта.  (Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности).

Форма организации

Задачи

Ответственные

Сроки выполнения

Показ видеофильма

«История создания русской матрешки».

Дать детям представление об истории происхождения русской матрешки.. Пробудить у детей интерес.

Музыкальный руководитель

1-я неделя проекта

Консультация для родителей: « Эта забавная русская игрушка»

Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта через материалы консультаций.

Воспитатели группы

1-я неделя проекта

Чтение потешек и стихов о матрешке.

 

 продолжать знакомить с жанром потешки и стихотворной формой. Учить запоминать и интонационно выразительно исполнять текст потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Воспитатели группы

1-3--я неделя проекта

Беседа с детьми: «В гостях у матрешки»

  • Активизировать словарь
  • детей (роспись, завиток, русская игрушка, обычай).

Воспитатели группы

1-я неделя проекта

Рисование «Укрась матрешку».  

 

учить украшать наряд матрешки точками, мазками, полосками с помощью кисточки и акварельных красок. Закрепить умение рисовать узоры тычком. Развивать воображение.

Воспитатели группы

2-я неделя проекта

Разучивание песни «Мы матрешки».

  • Формировать у детей
  • протяжное пение.
  • Уметь петь весело,
  • слаженно.

Музыкальный руководитель

2-я неделя проекта

Рисование «Русский сарафан».

познакомить детей с русской одеждой – сарафан. Учить рисовать способом «примакивания», проводить линии в различных сочетаниях. Развивать эстетический вкус.

 

воспитатели

3-я неделя проекта

Аппликация «Платочек для матрешки».

Учить детей

расписывать изделия по мотивам народных декоративных узоров. Развивать эстетическое восприятие.

Воспитатели

группы

3-я неделя проекта

Разучивание стихов и загадок о матрешке  

  • Формировать
  • выразительность речи.

Воспитатели группы

2-3я неделя проекта

Разучивание физкультурной минутки «Матрёшки».

  • Использование народного творчества в повседневной жизни детского сада.

Воспитатели группы

3-я неделя проекта

Дидактические игры с детьми «Сложи матрешку».

 

 Учить составлять детей целое изображение из частей. Развивать память, воображение.

Воспитатели группы

2-4-я неделя проекта

Дидактические игры с детьми «Построй по росту».

учить детей сравнивать контрастные по высоте предметы и отражать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокая, низкая. Приучать анализировать предложенное задание, развивать внимание.

Воспитатели группы

2-4-я неделя проекта

Разучивание танца «Русские матрешки»

Формировать у детей  музыкальные  способности в пении, танцах.

Развивать выразительность движений в танце с предметами.

Музыкальный руководитель

3-я неделя проекта

Конструирование «Теремок для матрешки».

 

закрепить у детей умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту. Учить строить по образцу, обыгрывать постройку. Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся.

Воспитатели группы

3-я неделя проекта

Разучивание песни «Варежки- матрешки»

  • Формировать у детей
  • музыкальные

способности в пении.

Музыкальный руководитель

3-я неделя проекта

Рассматривание иллюстраций матрешек разных промыслов..

 

познакомить детей с матрешками разных промыслов: семеновской и загорской. Учить видеть отличия в узорах на матрешках. Воспитывать любовь к народному творчеству России через русский сувенир – матрешку

Воспитатели группы

3- 4я неделя проекта

Самостоятельное раскрашивание матрешек в раскрасках.

учить украшать наряд матрешки точками, мазками, полосками с помощью кисточки и акварельных красок. Закрепить умение рисовать узоры тычком. Развивать воображение.

Воспитатели группы

3- 4я неделя проекта

Подбор фотографий матрешек разных мастеров и разных промыслов     для   создания книги «Стихи и загадки о матрешке».

познакомить детей с матрешками разных промыслов. Воспитывать любовь к народному творчеству России через русский сувенир – матрешку  

Воспитатели группы

3- 4я неделя проекта

Приложение.

 Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.                    

  Рядом разные подружки,        

 Но похожи друг на дружку

Все они сидят в друг дружке

а всего одна игрушка.      ( Матрешка).

 

Алый шелковый платочек,

яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука   

в деревянные бока.  (Матрешка).

 

 физкультурная минутка «Матрёшки».

Хлопают в ладошки                (хлопки перед собой) 
Дружные матрёшки 
На ногах сапожки                (руки на пояс, поочерёдно выставляют ноги и топают матрёшки                      пятку )
Влево, вправо наклонились       (наклоны влево – вправо) 
Всем знакомым поклонились   (кланяются).
 

4 этап. Обобщающий.   Подведение итогов.  

Заключительный этап. Продукт проектной деятельности. 

-Выставка совместных поделок родителей и детей «У меня матрешка есть, что не можно глаз отвесть».

    -Развлечение для родителей и детей «Мы матрешки - маленькие крошки».

-Альбомы «Матрешки бывают разные», «Раскрасавица матрешка».

-Книга «Стихи и загадки о матрешках».

-Создание мини - музея «Матрешкина страна».

-Фотоотчет «Как мы знакомились с матрешкой».

 

Результаты проекта: Предполагаемый результат:

-Обогащение предметно – развивающей среды предметами русского народного творчества.

-Развитие эстетического восприятия, творческих способностей.

-Расширение кругозора дошкольников через знакомство с разнообразными матрешками.

- Активизация родителей в организации творческой деятельности детей.

-Формирование общечеловеческих нравственных качеств; уважительное отношение к Родине и ее истории.

Список использованной литературы:

-Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие.2011 г.

    -Д.Н.Колдина. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.2013г.

-Д.Н.Колдина. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий.2013г.

-И.А. Бойчук. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…»1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для старшего дошкольного дошкольного возраста "Русский сувенир"

Знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством.  Данное занятие направлено на воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство ру...

Сценарий развлечения "Русский сувенир"

Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора.Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.  ...

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности "Русский сувенир"

Занятие по декоративному рисованию в нетрадиционной технике...

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка. Русский сувенир».

Сценарий праздника«Осенняя ярмарка. Русский сувенир».Авторская методическая разработкаИз опыта работы музыкального руководителя МБДОУ ЦРР №5 Ловдиковой О.М....

Праздник 8 марта в подготовительной группе "Русский сувенир"

Сценарий праздника, посвященного 8 марта в подготовительной группе на основе материалов о народных ремеслах...

Тема: «Возвращение русской сказки».

• Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать  связи и взаимодействия  человека с природой.• Дать представление детям о различных природных объектах  (вода , воздух, почва...

Конспект открытой НОД по "Художественно- эстетическому развитию." Раздел "Музыка" в средней разновозрастной группе (от 3-5 лет) на тему: «Чудесное возвращение Петушка» с применением современных педагогических технологий, в частности, эвритмики.

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по «Художественно- эстетическому развитию. Раздел «Музыка» в средней разновозрастной группе (от 3-5 лет...