Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Незнающие устали»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Также это и начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Наступила весна, на участке детского сада стало появляться множество насекомых и отсюда же вопросы: «Почему бабочки такие красивые?», «Почему жук пожарник так называется?», «Чем отличаются черные муравьи от красных?» и т.д.
Поэтому было принято решение создать экологический проект, чтобы ребята познакомились с миром насекомых, смогли найти как самостоятельно ответы на свои вопросы, так и с помощью взрослых.
Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способность любить окружающий мир и природу, уметь понимать ценность каждого живого существа (насекомые), его вклад в природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neznayushchie_ustali.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Карусель» 141069, Московская область, г. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Советская, д.15 А тел. 8(498)719-00-42 | |
e-mail: adoy42@mail.ru
тел. 8 (498) 719 00 42
Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста
«Незнающие устали»
Воспитатель: Саушкина Ю.Е.
г.о. Королёв, 2016
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Также это и начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Наступила весна, на участке детского сада стало появляться множество насекомых и отсюда же вопросы: «Почему бабочки такие красивые?», «Почему жук пожарник так называется?», «Чем отличаются черные муравьи от красных?» и т.д.
Поэтому было принято решение создать экологический проект, чтобы ребята познакомились с миром насекомых, смогли найти как самостоятельно ответы на свои вопросы, так и с помощью взрослых.
Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способность любить окружающий мир и природу, уметь понимать ценность каждого живого существа (насекомые), его вклад в природу.
Задачи:
1. Расширять знания детей о насекомых, их образе жизни, особенностях.
2. Обобщать знания детей о роли насекомых в экологической системе.
3. Развивать самостоятельность, коммуникабельность в ходе реализации проекта.
4. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым в природе.
Вид проекта: экологически-познавательный.
Сроки реализации проекта:
15.04.2016 по15.07.2016г.
Участники проекта:
Дети 4-5 лет, родители, педагоги.
Объект: дети среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования представлений о насекомых.
Этапы проекта
Первый этап подготовительный:
Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.
Формы работы
Изучение методической литературы, опыт работы коллег, сбор материала (наглядного, дидактического, бытового, художественного), анализ материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком литературы, методической папки по экологическому воспитанию «Насекомые в природе», анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в повседневной жизни», задание родителям художественное оформление книжек-самоделок «Польза насекомых», изготовление атрибутов (шапочки с изображением насекомых).
Второй этап основной:
Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью насекомых в экологической системе.
Формы работы
- Цикл бесед «Насекомые»
- Чтение (восприятие) художественной литературы:
О. Маслова «Пчёлка», С. Махотин «Жук», Ю. Энтин «Божья коровка», Л. Толстой «О муравьях», М. Пришвин «Пень - муравейник», В. Степанов «Про меня и муравья».
- Дидактические игры:
«Экологическое лото», Парочки «Насекомые», «Откуда берутся комары», «Откуда берутся бабочки», «Хорощо-плохо».
- Подвижные игры:
«Мухи и паук», «Поймай бабочку», «Кузнечик».
Хоровод «Как у наших у ворот».
- Музыкально-художественная деятельность:
«Муха-Цокотуха» (детская опера сл. К. Чуковского, муз. М. Красева), «Жук» (муз. М. Мусоргского).
- Продуктивная деятельность:
Рисование «Бабочки красавицы», «Дикий мёд», «Полосатая пчела».
Аппликация «Пожарники», «Самые трудолюбивые», «Дом для муравьев», «Капустницы и лимонницы».
Коллективная работа по аппликации с элементами рисования «Насекомые нашего края».
Третий этап заключительный:
Цель: подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.
Форма работы
- Фотовыставка «Я и насекомые»
- Досуг «Муха-Цокотуха»
- Презентация проекта (освещение опыта работы).
Предполагаемый результат:
1. Дети имеют первичные представления о насекомых (строении тела, образе жизни, пользе и вреде);
2. Самостоятельно могут рассказать о насекомых;
3. Выражают желание дальнейшей деятельности по изучению насекомых нашей Родины;
4. Развиваются психические процессы, такие как: мышление, память, внимание, воображение, умение исследовать, познавать новое.
Приложение 1
Беседа о пчёлах
Педагог предлагает детям отгадать загадку
Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться.
Вот и мёду принесла
Работящая … (пчела).
А вы любите мёд? Откуда же он берется? (Ответы детей). Действительно, вкусный и полезный мёд делают пчёлы - труженицы.
Опишите, как выглядит пчела. (У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цветов. На задних ножках пчелы находятся специальные корзинки для сбора пыльцы. У пчелы есть полупрозрачные крылышки, большие глаза. В брюшке пчелы прячется острое жало и когда она кусает человека, жало вытащить назад не может и погибает.)
Люди называют пчёл труженицами. Почему? (Трудятся с утра до вечера, перелетают от цветка к цветку и собирают цветочную пыльцу, чтобы потом произвести из нее мёд.)
Чем питаются пчёлы? (Цветочным нектаром и водой.)
Как называется пчелиный дом? (Улей.)
Как называется пчелиная семья? (Рой.)
Как живут пчёлы своей дружной семьей? (Почти все пчёлы большой пчелиной семьи – рабочие. Есть в рое пчёлки-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, лугов. Они прилетают в улей и необычным танцем и выделением нектара как будто сообщают о том, где находятся самые сочные травы. После такого танца рабочие пчёлы вылетают вслед за пчёлами разведчицами за нектаром.)
Педагог предлагает детям послушать пословицы и поговорки о пчёлах.
Кто пчеле рад, тот будет богат.
Яблоньку за яблоко любят, пчёлку – за мёд.
Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе.
Когда лето погожим бывает, мёд в ульях прибывает.
Источник: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр. 70.
Беседа о муравьях
Педагог предлагает ответить на вопросы.
Ребята, как вы думаете, кто самый сильный на Земле? (Ответы детей.)
А кто больше всех любит трудиться? (Муравей, он постоянно что-то делает, трудится, переносит предметы порой гораздо больше него самого.)
Расскажите, как выглядит муравей. (У него утолщенное брюшко, грудь, голова; три пары ножек, у муравья очень подвижные усики, сильные челюсти.)
Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
Как устроен муравейник? (В муравейнике есть кухни, детские комнаты, туалеты. Муравьи содержат свой дом в чистоте и порядке.)
Кто правит в муравейнике? (Муравьиная матка.)
Кто охраняет муравейник? (Муравьи – солдаты.)
Чем питаются муравьи? (Они хищники и питаются насекомыми.)
Муравьев называют санитарами леса. Почему? (Они съедают вредных насекомых тлею, лечат птиц, очищая их от паразитов.)
Есть ли у муравьев враги? (Медведи и дятлы.)
Послушайте пословицы и поговорки о муравьях.
Муравей невелик, а горы копает.
На муравейнике долго не усидишь.
Муравей не по себе ношу тащит, да никто «спасибо» не скажет, а пчела по капельке носит, да людям угождает.
Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
Источник: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр.69.
Приложение 2
Загадки о насекомых
С моей ладошки очень ловко
Взлетает маленький жучок.
За что зовут его коровкой,
Никто ответить мне не смог.
(Божья коровка.)
Он из веточек и хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель …
(Муравей.)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила.
А зовут ее …
(Пчела.)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка.)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
(Оса.)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет –
Тогда перестанет.
(Муха.)
Я крылатый, я мохнатый,
Золотистый, полосатый,
Над лужайкою кружу,
Звонко, весело жужжу.
(Шмель.)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это …
(Стрекоза.)
В зеленом мундире
В траве на лугах
Живет музыкант
На длинных ногах.
(Кузнечик.)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь.
(Комар.)
Приложение 3
Экологические игры
Игра «Мухи и паук»
Цель: развитие ловкости и быстроты реакции, умение действовать по сигналу.
Материалы: значки с изображением мухи для каждого ребенка.
Ход игры:
В углу группы очерчивается «паутинка», где живет ребенок – «паук». Все дети изображают мух. По сигналу дети разбегаются, имитируя полет мух, жужжат. «Паук» находится в своей «паутинке». Ведущий произносит: «Паук!». «Мухи» замирают на месте: «Паук» выходит и проверяет, кто зашевелился. При малейшем движении «мухи» «паук» отводит ее в свою «паутинку». Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: развитие экологического мышления, воспитание интереса к жизни насекомых, бережное отношение к ним.
Материалы: карточки с изображением насекомых.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям порассуждать: много или мало на Земле насекомых? Что бы произошло, если бы вдруг все насекомые исчезли?
Много насекомых – это хорошо или плохо? Воспитатель предлагает рассказать о каждом из насекомом – в чем его польза и в чем вред для человека?
Ребенок выбирает карточку с изображением насекомого и рассказывает.
Например, комар: польза – пища для птиц. Рыбы, лягушки также питаются комарами и их личинками. Вред – самки комаров кусают человека и зверей, питаются их кровью.
Важно в ходе игры подвести детей к выводу, что не бывает насекомых плохих и хороших, вредных или полезных. Они все нужны природе, играют в природе важную роль.
Игра «Как у наших у ворот»
Цель: развитие умения через движения передавать черты игрового образа, выполнять движения в соответствии с содержанием текста, закреплять знание названий насекомых.
Материал: шапочки-маски насекомых (муха, муравей, бабочка, комар, стрекоза).
Ход игры:
Дети в шапочках-масках насекомых стоят, образуя круг. У одного ребенка (комара) в руках балалайка. Дети поют:
Как у наших у ворот
Муха песенки поет.
(Муха мягкими шагами входит в круг. Кружится и встает в общий круг.)
Припев:
Ай - люли, вот поет,
Ай - люли, вот поет.
(На припеве дети хлопают в ладоши.)
Комар музыку ведет,
Стрекоза плясать идет.
(Комар входит в центр круга, имитируя игру на инструменте.)
Припев:
Ай - люли, вот поет,
Ай - люли, вот поет.
(На припеве дети хлопают в ладоши.)
Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой взяла.
(Стрекоза входит в круг, кружится, останавливается напротив муравья.)
Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной!
(Стрекоза идет к муравью и притоптывает, затем отходит, кружится.)
Припев:
Ай – люли, ты со мной,
Ай – люли, ты со мной,
Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал!
(Муравей отмахивается рукой, шутливо пожимая плечами.)
Ай – люли, я устал,
Ай – люли, я устал!
Дети встают в круг, берутся за руки, идут вправо. Кружатся вокруг себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"
Проект : "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"Цель: Формироавание начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к...
Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные агрономы»
Актуальность проекта Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное д...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей среднего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»
Цель проекта: осознание подрастающим поколением целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО), переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей....
ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе....
Проект по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста "Есть у ёжика друзья".
Проект по экологическому воспитанию....
Проект в средней группе Тема: «Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич
Проект в средней группе Тема: «Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредствам реализации программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию...