Проект по экологии: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"
проект (средняя группа) на тему
Проект : "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"
Цель: Формироавание начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к части природы, к вещам и материалом природного происхождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение детский сад №62
Проект по экологии
«Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель: Короткова Надежда Сергеевна.
2010
Как у маленького деревца, еле поднявшегося, над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В.А. Сухомлинский.
Актуальность темы.
Экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Все выдающиеся мыслители и педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.К. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получали и дальнейшее развитие в теории и практики дошкольного воспитания.
Дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интеллектуальному и личному развитию.
Главные аспекты работы педагога с детьми разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в занятиях, способствует формированию не только экологической грамотности, но и всестороннего развития человека.
Цель
Формирование начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к части природы, к вещам и материалом природного происхождения.
Задачи.
- Воспитывать осознанно правильное отношение к природе через экологическую культуру.
- Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных, растений (питание, рост, развитие).
- Воспитывать гуманное эмоционально-доброжелательное и отношение к природе.
- Воспитывать совместно с родителями бережное отношение к объектам окружающей природы.
- Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь природу и защищать ее.
Предполагаемый результат.
Дети должны знать:
- Знать и называть домашних и диких животных;
- Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами;
- Правильно взаимодействовать с окружающим миром;
- Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающим мире;
- Участвовать в посильном труде за животными, растениями, рыбами;
- Делиться своими познаниями о живом и неживом;
- Бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Схема реализации проекта через другие виды деятельности.
Разделы программы | Виды деятельности |
Игровая деятельность. | 1.Дидактические игры: «У кого какой цветок», «Что лишнее», «С какого дерева листок», «Летает , плавает, бегает». 2.Викторины: «Зеленый друг», «Охрана природы» |
Развитие речи. | 1.Составление рассказа по сюжетным картинам: « Как растут комнатные цветы», «Уход за комнатными цветами». 2.Сотворчество детей с родителями по проекту. Составление кроссвордов: «Домашние животные», «Дикие животные», «Времена года», «Цветы». |
Художественная литература. | 1.Чтение: «Как маленькая капелька по ручью путешествовала, «Как березовый листочек родился». 2.Стихотворение о природе: «Догадайся, кто она», «Маленький кленок», «Новый дубок». 3.Загадки о природе. |
Изобразительная деятельность. | 1.Рисование с детьми: С использованием рельефной ткани «Тучки и дождик», «Веселый щенок» методом тычка. «Сова» , «Осенние листочки». 2.Оформление выставки детских работ по аппликации: «Огурец и помидор» из кусочков цветной бумаги, «Подводный мир» из мятой бумаги, шариков и жгутиков, «Осеннее дерево», «Ветка рябины». 3.Сотворчество родителей с детьми: «Лес многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Зачем пилят деревья», «Зачем люди ходят в лес», «Что не следует делать в лесу», «Как лесник заботиться о лесе», «Где в природе есть вода» «Вода в природных явлениях», «Кому нужна вода», «Как человек использует воду». |
Трудовая деятельность. | 1.Посильная трудовая деятельность дома: поливать комнатные растения, вытирать пыль с листочков, опрыскивать цветы водичкой». 2. Труд в природном уголке, на участке детского сада. |
Учебная деятельность Экология. Здоровье и социальное развитие. | 1.Познавательные занятия:
2.Беседы:
3. Наблюдение:
Правило поведения возле водоема. |
Музыка. | «Всемирный день воды», «Международный день земли», «Международный день птиц», «Всемирный день животных». |
Взаимодействие с родителями. | 1.Анкетирование. 2.Сотворчество детей с родителями на лучшую поделку из природного материала». |
Дидактические игры.
«У кого какой цветок»
Цель: упражнять детей в различении двухкомнатных растений, одинаковых по названию; учить сравнивать растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность; добиваться наиболее точных слов, характеризующих растения.
Материал: изображение комнатных растений или комнатные растения, отличающиеся по нескольким признакам.
«Что лишнее»
Цель: упражнять детей в умение объединять растения по одному признаку.
Материал: комнатные растения.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель называет объект живой природы, а дети изображают движения этого объекта.
«С какого дерева листочек»
Воспитатель показывает детям листочек с дерева, а дети идут к тому дереву, с которого листочек.
Викторины.
«Зеленый друг»
1.Какие хвойные деревья вы знаете?
2.Какие ядовитые грибы вы знаете?
3.Какая ягода заменяет лимон?
4.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
5.Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
«Охрана природы»
- Почему в лесу нельзя шуметь?
- Почему в лесу случаются пожары?
- Как нужно правильно собирать грибы?
Развитие речи.
«Комнатные растения»
Задачи: обогащение и активизация словаря; знакомство детей с характерными признаками комнатных растений; развития умения отвечать на вопросы распространенным предложением; обучение последовательному сравнению двух предметов.
Оборудование: картинка с изображением комнатных цветов и их частей.
«Уход за комнатными растениями»
Задачи: формировать у детей представление об уходе за комнатными цветами; обогащение, уточнение и активизация словаря; развитие мышления, внимания; воспитание любви к природе.
Оборудование: картинки с изображением контуров комнатных растений; комнатные цветы, лейка, влажная тряпочка; сюжетная картинка с изображением людей, выполняющих действия по уходу за комнатными растениями; цветные карандаши.
Раздать детям картинки с изображением контуров комнатных растений. Дети должны называть изображенный цветок.
Вопросы:
-Как называются эти цветы?
-Как человек ухаживает за цветами?
-Какие предметы нужны для ухода за комнатными растениями?
-Что делают лейкой?
-Что делают палочкой?
-Что делают палочкой?
В конце занятия дети раскрашивают картинки с изображением комнатных цветов.
«Как растут комнатные растения»
Задачи: формировать у детей представление об уходе комнатными цветами; составление простого предложения с предлогам на; развитие слухового внимания и навыка ведения диалога; воспитании любви к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением комнатного цветка с различными месторасположением в комнате; сюжетная картинка к рассказу «Катина фиалка»
Воспитатель: Дети, вспомните какие у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает?
Ответы детей.
Воспитатель: Помогаете ли вы маме ухаживать за комнатными растениями?
Ответы детей.
Кроссворд.
«Домашние животные»
По горизонтали | По вертикали |
2.Хвостом виляет Хозяев встречает. | 1.Живет животное в хлеве, Оттуда громко слышно «Мууу» |
7.Небольшая, но с рогами Молоко приносит маме. | 3.Родственник зайца в клетки живет, с большим аппетитом морковку грызет. |
9.Цокает копытом громко, на спине везет ребенка. | 4.Разноцветный весь летает, Все за нами повторяет. |
10.Плавает в пруду не зря, Громко слышится «Кря-кря» | 5.Мурлычет пушистый котенок молочка хочет он. |
12.Как мышь ,серая с длинным хвостом Сыр утащила и в норку бегом. | 6.На носу какой-то крюк Важно хвост раскрыл индюк. |
15. Вылупился из яичка Желтый, маленький, но птичка. | 8.Отбилась от отары, Бредет дорогой старой. |
17. Щиплет травку на лугу, Долго плещется в пруду. | 11. Бегает по саду квочка, Ищет дочку и сыночка. |
13.Длинноногая птица Спешит в песок зарыться. | |
14.Дома в клетке живет, еду за щечки кладет. | |
Все летает: перья, пух Драться выдумал петух. |
Кроссворд «Времена года»
Отгадайте загадки и узнаете время года, которое зашифровано в кроссворде.
1.Пушистая вата, Плывет куда-то Чем вата ниже, Тем дожди ближе. | 2.Опустел в деревни сад, Паутинки вдаль летят И на южный край земли Потянулись журавли Распахнулись двери школ, Что за месяц к на пришел? |
3.Какой любимый цвет у осени? | 4.Самый хмурый месяц года, Хочется домой, Скоро сонная природа Встретится с зимой. |
5.Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился Что за месяц к нам явился. |
Кроссворд «Дикие животные»
1.Царь зверей.
2.Хищник из семейства собачьих.
3.Колючие животные.
4.Самый знаменитый землеком.
Кроссворд: «Цветы»
1.Луковичное декоративное растения с белыми или желтыми цветками.
2.Садовый цветок.
3.Комнатный цветок.
4.Ознакомление с художественной литературой.
Чтение.
«Как маленькая Капелька по ручью путешествовала»
Цель: воспитывать гуманное отношение к природе. Учить детей видеть и чувствовать красоту природы, не загрязнять водоемы.
Вопросы и задания:
-Какой вкус воды из ручья? Чем она отличается от водопроводной воды?
-Как вы думаете, о чем журчит лесной ручеек?
-Почему братец лесного ручья погиб? Что должны сделать люди, чтобы ручейки никогда не погибали?
Игра: «Лесной ручеек»
Дети играют в игру «Ручеек». Один ребенок играет роль дождевой капельки, остальные встают парами в виде ручейка. Все хором говорят:
Ручеек в лесу журчит,
Всех водой он угостит!
Прибегай к нему скорей,
Угощенья нет вкусней!
Капелька проходит под поднятыми руками детей и выбирает кого-нибудь из пары. Все снова хором повторяют стихотворение, а оставшиеся без пары ребенок бежит по ручейку.
«Как березовый листочек родился»
Цель: воспитывать в детях желание хранить и беречь природу; формировать экологические знания о природе.
Вопросы и задания:
-Какие деревья вам нравятся больше всего?
-Расскажите, какие деревья растут возле вашего дома.
-Расскажите, какую пользу приносят деревья людям.
-Как вы думаете, может ли человек обойтись без деревьев?
Рисунок «Листочек и его друзья»
Нарисовать веточку с зеленым листочком и его друзей- капельку-росинку и солнечный лучик.
Стихотворение о природе.
«Догадайся , кто она»
Цель: воспитывать у детей любовь к природе, не загрязнять водоемы.
Всех грязнуль она умоет,
Всю посуду перемоет,
Все белье перестирает
Никогда не отдыхает.
Удивительно скромна!
Догадайся, кто она?
Вопросы:
-Как вы думаете, о чем это стихотворение?
-Почему вода скромная?
-В каких случаях помогает вода маме , папе и вам?
«Маленький кленок»
Чудо-дерево лесное
Поздоровалось со мною.
Ветки-руки протянуло,
Озорной листвой кивнула.
Загадки о природе
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Я туча, и туман,
Я ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)
****************************************
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.( Воздух)
******************************************************
Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает
И бормочет, и поет
Убаюкивает. (Дождь)
Загадки о животных.
Встал он прямо у дорожки:
Не идут от страха ножки
И мычит бедняга «Му!»
Изобразительная деятельность.
Рисование с использованием рельефной ткани «Тучка и дождик»
Цель: развивать внимание, память, умение правильно располагать изображение на листе, знакомить детей с техникой печати, воспитывать любовь к природе.
Материал: белые листы бумаги, клеенка на стол, подставка для печати, широкая кисть для печати и тонкая для рисования, емкость с водою, силуэт тучки из рельефной ткани, синяя гуашь , тряпочки.
Предварительная работа: Наблюдение за тучками, капельками дождя. Чтение стихотворения о дожде. Рассматривание иллюстраций по теме.
Выполнение работы: Промазать силуэт тучки из рельефной ткани гуашью, и приложить прокрашенной стороной на лист бумаги, сверху положить тонкий лист бумаги и прогладить рукой, убрать тонкий лист и силуэт тучки, на листе отпечатывается изображение тучки. Капельки дождя нарисовать штрихами концом кисти.
Рисование методом тычка: «Веселый щенок»
Цель: продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение держать правильно кисточку при рисовании, воспитывать любовь к домашним животным.
Материал: альбомные листы, простой карандаш, цветная гуашь, жесткая кисточка для рисования методом тычка и тонкая мягкая для дорисовывания деталей, клеенка на стол, емкость с водой или можно использовать трафареты с изображением животных.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением животных, составление изображений из частей на плоскости, обведение фигурок по трафарету карандашом. Чтение художественной литературы о животных.
Выполнение работы: Нарисовать карандашом контурное изображение собачки. Раскрасить изображение методом тычка жесткой кистью, густой гуашью. Глаза, нос, рот дорисовать тонкой кистью.
Аппликация
Из кусочков цветной бумаги «Огурец и помидор»
Цель: развивать у детей наблюдательность, умение изображать разные овощи, продолжать учить работать с трафаретом, совершенствовать навык работы с клеем, воспитывать любовь к природе.
Материал: листы белой плотной бумаги, кусочки нарезанной бумаги, простой карандаш, трафарет, клей, кисточка для клея, тряпочка.
Предварительная работа: рассматривание, исследование овощей. Обведение по трафарету.
Выполнение работы: обвести по трафарету контурное изображение овощей. Выбрать кусочки цветной бумаги по цвету и наклеить. Работу продолжить в той же последовательности.
Из мятой бумаги, шариков, жгутиков: «Подводный мир»(Коллективная аппликация).
Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, упражнять в работе с бумагой разными способами и клеем , воспитывать любовь к природе, ко всему живому в природе.
Материал: листы синего картона, цветная бумага, бумажные салфетки разных цветов, клеенка, клей, кисточка для клея, тряпочка.
Предварительная работа: Рассматривание рыбок и растения в аквариуме. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских животных.
Выполнение работы: Сначала сделать изображение рыбок, из частей (рванная аппликация-на цветной бумаге нарисовать контур рыбки по частям разного цвета: туловище, хвост, плавники; оборвать края по контору изображения), выложить на листе и приклеить. Водоросли: оборвать полоски цветной бумаги зеленого цвета, смять, затем разгладить, намазать клеем и приклеить вертикально снизу листа. Жгутики: прямоугольники бумажных салфеток зеленого цвета сложить по диагонали, скрутить, намазать клеем и приклеить. Камешки: небольшие квадраты бумажных салфеток смять, скатать из них шарики, намазать клеем и приклеить внизу листа.
Учебная деятельность.
Экология.
Конспект ознакомления детей с природой, теме: «Грибы»
Цель: познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.
Учить различать съедобные от ядовитых. Познакомить детей со сказкой, пословицами, загадками о грибах. Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения при сборе грибов в природе.
Оборудование: картинка с грибами.
Ход занятия.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожке?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает-повезло!
В:Отгадали загадку.
Дети: Гриб.
В наших лесах растет немало всяких грибов. Вот сегодня с вами познакомимся. Грибы очень любят дождик, и когда бывает засуха грибов вырастает мало очень.
Недаром сказано в пословице: «Будет дождик-будет гриб», «Начнется дождик редкий- готовь кузовок крепкий».
В: В какое время года бывает больше грибов?
Никита: осенью.
В: правильно осенью, даже есть такая пословица: «Весна красна цветами-а осень грибами».
В: оказывается деревья и грибы дружат с давних времен. Попробуйте определить сами под каким деревом живет подберезовик?
Алеся: под березой.
-А подосиновик?
Соня: под осиной.
-А знаете какие еще грибы можно собирать?
-Посмотрите, это маслята. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями растут в земле. Маслята это сосновые детки. Это значит под какими деревьями они любят расти?
Егор: под соснами.
-Но, почему их называют маслятами?
-потому что , у них шляпка блестящая и липкая, как будто маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли травинки и хвоинки. Очень вкусные грибочки маслята.
-А это опята. Растут они на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька можно насобирать целую корзину.
- Ну, а этот гриб, считается начальником среди всех грибов. Названий у него несколько: белый гриб, боровик.
В: Грибы любят не только люди, но и лесные жители. Кто из лесных жителей не прочь полакомится грибами?
Сережа: птицы.
Андрей: звери.
В: кроме зверей и птиц, есть еще и насекомые большие любитель грибов: слизняки и грибная мушка. Мушка откладывает свои яички в ножки гриба, яички превращаются в личинок, а те начинают выедать мякоть гриба и добираются до шляпки. Тогда гриб становится трухлявым и не кому ненужным.
Подвижная игра: «У медведя во бору»
В: Сбор грибов называют «тихой охотой.» Мы в лесу не хозяева, а гости.
-Как себя нужно вести в лесу?
Вика: не шуметь.
Рукият: не сорить.
-А еще топтать грибы и срывать их с корнем. На грибную охоту нужно ходить с ножами. Знаете, зачем? Грибы нужно срезать, а не срывать. Это делается для того чтобы, не вырывать грибницу-корни грибов.
В: Дети, а вы помните, что не каждый гриб можно класть в корзину, потому что бывают ядовитые грибы. В них есть яд, который может вызвать отравление. Грибы можно собирать только те, которые хорошо известны. Опасный гриб – бледная поганка. А вот загадка про еще один ядовитый гриб.
Похож на божью коровку,
Да пятнышке не те.
Дети: мухомор
-Конечно, это мухомор «Мухомор красен для здоровья опасен» Но мухоморы используются как лекарства, от некоторых серьезных заболеваний.
Беседа.
«Золотая осень»
Задачи: обобщить представление детей об осени, как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально положительное отношение к окружающей природе.
Ход занятия.
1.Дидактические игры: «Какая сегодня погода»( найти схематические изображения и выложить на магнитную доску) . «Что нам осень принесла» (отобрать картинки).
2.Рассматривание картинке об осени и беседа по ней.
3. Игра: «Так бывает осенью или нет».
Предварительная работа:
-Наблюдение за состоянием погоды, объектов живой природы.
-Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени.
-Рассматривание пейзажных картин.
-Труд на участке.
Взаимодействие с родителями.
Анкета для родителей.
«Экологическое воспитание детей»
ФИО родителя.
Возрастная группа.
1.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает?
2.Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?
4.Как Вы сами относитесь к природе, любите ли Вы животных, птиц?
5.Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию? В чем это проявляется?
Беседа с ребенком о природе; оборудовали уголок природы в семье; приобрели животных; выбираетесь чаще на природу; сажаете деревья, охраняете природу.(нужное подчеркнуть)
6.Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?
Ваши предложения и пожелания.
Список используемой литературы.
1.Байшарова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»
2.Горбатенко О.Ф. Система экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, разработка занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008
3.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий-М.: Мозаика-синтез, 2009
4.Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.
5.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. –М.: Мозаика-синтез, 2010
6.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционными способами изобразительной деятельности: Техника выполнения работ, планирование, упражнение для физкультминуток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за рябиной осенью»
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ дошкольного образованияв условиях внедрения ФГОС...
Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС...
"Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности."
предлагаю вам презентацию и статью на данную тему....
Формирование начал экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ЗНАЧИМОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ УДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ ДАННОЙ ТЕ...
Выявление уровня экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста через следующие методы исследования/
Диагностический инструментарий экологической культуры детей средней, старшей, подготовительной группы дошкольного возраста...
Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста
Все начинается с детства, все закладывается с детства. Мы должны это понимать и знать. Наша задача – не пугать ребенка страхами жизни, а всерьез заняться экологическим, культурным воспитанием де...