Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные агрономы»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Саушкина Юлия Евгеньевна

Актуальность проекта  

 

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание. Оно предполагает, прежде всего, осознание человеком себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями. Только такое осознание позволит строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослыми делает этот, период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике.

         Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород.

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, какую оно может принести пользу, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость для человека.

 

Цель проекта:

Формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к растениям, привлечение детей к процессу выращивания овощей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_agronomy.docx_kop.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Карусель»

141069,         Московская область, г. Королёв, мкр-н  Первомайский, ул. Советская, д.15 А

тел. 8(498)719-00-42

                                                                         e-mail: adoy42@mail.ru

                                                                      тел. 8 (498) 719 00 42

Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста

«Юные агрономы»

                                                                           Воспитатель: Саушкина Ю.Е.

г.о. Королёв, 2016

Актуальность проекта   

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание. Оно предполагает, прежде всего, осознание человеком себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями. Только такое осознание позволит строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослыми делает этот, период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике.

        Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Поэтому на территории нашего детского сада был разбит огород.

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая, какую оно может принести пользу, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость, понимать значимость для человека.

Цель проекта: 

Формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к растениям, привлечение детей к процессу выращивания овощей.

Задачи проекта:

1. формировать понятия о жизненно необходимых условиях для растений (питание, рост, развитие).

2. формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

3. развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Сроки выполнения проекта: с 18.05.2016  по 26.08.2016 г.

Вид проекта: экологически-познавательный.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Этапы проекта:

 Первый этап 

Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.

Формы работы

 Изучение методической литературы, опыт работы коллег, сбор материала (наглядного, дидактического, бытового, художественного), анализ материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком литературы, методической папки по экологическому воспитанию «Юные агрономы», задания для родителей: помощь при создании огорода на территории ДОУ; поиск информации, картинок и т.д.

 Второй этап

Цель: создание условий для ознакомления детей с огородом, посадкой семян, рассадой.

Формы работы

Проведение дидактических игр «Путешествие к овощам и ягодам», «Собери растение», «Инструменты садовника», «Что в корзину мы берем», «Угадай, что, где растет».

Беседа «Земледельцы — кто они?», «Правила работы с инструментами», «Про панаму не забудь», «Вершки-корешки».

Цикл занятий познавательно речевого развития «Экологически чистые продукты»: «Ягоды и фрукты», «Природный мир», «Что растет у нас в саду», «Овощи».

Цикл занятий художественно-эстетического развития «Засолка на зиму»:

рисование «Овощи», рисование «Фрукты», аппликация «Ягоды».

Художественная литература: стихотворения — С. Виталий «Огород», М. Пожарова «В огороде», Т. Шорыгина «Щедрый урожай» (заучивание). С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», С. Полякова «В огороде» (заучивание), произведения — Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород».

Третий этап 

Цель: подведение итогов  проделанной работы по реализации проекта.

Формы работы

— Сбор урожая.

Оформление материалов проекта:

— Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

— Макет «Строение растения», «Растение и его семя».

Предполагаемый результат:

1.   Получение знаний детей о жизни растений.

2.  Создание необходимых условий  на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

3. Развитие познавательного интереса у детей, любознательности, трудолюбия.

4. Привитие любви к растительному миру, развитие желания его беречь, охранять.

5. Развитие умения правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

Предполагаемые результаты:

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать за явлениями живой и неживой природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях. Постоянное наблюдение невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Формы организации, методы и приемы ознакомления с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, возраста детей, условий произрастания растений. Так в нашем детском саду было организовано экологическое пространство «Огород экологически чистых продуктов», где дети знакомятся с многообразием  растений, их характерными особенностями, целебными свойствами. У детей развивается познавательный интерес - они охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать красоту формы и окраски листьев, цветов.

Приложение № 1

Дидактические игры

«Что в корзинку мы берем»

Задачи: формировать у детей представления о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. 

У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Вершки – корешки»

Задачи: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно

«Угадай, что где растет»

Задачи: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Приложение № 2

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.

(Желудь.)

Знают этот фрукт детишки, 
Любят есть его мартышки. 
Родом он из жарких стран 
В тропиках растет...

(Банан.)

Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий...

(Абрикос.)

Он большой, как мяч футбольный, 
Если спелый - все довольны. 
Так приятен он на вкус! 
Что это за мяч?

(арбуз.)

Этот фрукт на вкус хорош 
И на лампочку похож.

(Груша.)

Желтый цитрусовый плод 
В странах солнечных растёт. 
Но на вкус кислейший он, 
А зовут его...

(Лимон.)

Чесноку любимый брат,
И никто не виноват,
Что его кто тронет,
Вмиг слезу обронит.

(Лук.)

На грядке длинный и зелёный, 
А в кадке жёлтый и солёный.

(Огурец.)

Над землей трава,
Под землей бордовая голова.

(Свекла.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Незнающие устали»

Актуальность проектаДошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценнос...

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»

Пояснительная запискаВ настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их эко...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей среднего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»

Цель проекта: осознание подрастающим поколением целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО), переработки  и изготовления из мусора различных нужных вещей....

Познавательный проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные экспериментаторы».

При экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие им трудно получить при других формах деятельности. Поэтому, метод экспериментирования, метод познания закономерностей и явлений ...

Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Академия юных космонавтов»

Реализация данного проекта поможет детям среднего дошкольного возраста более широко понять материал по теме "Космос"....

Программа кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»

Программа кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»...