познавательно исследовательская деятельность на экологической тропе «В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В этом материалеможно познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_ekologii.docx | 681.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий на экологической тропе
«В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»
Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
Материалы и оборудование. Письма детям от хозяина тропы Колобка(). Каждое письмо должно быть написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся дети. Эти письма заранее (перед занятием — причем дети не должны знать о них!) вывешиваются на соответствующие деревья тропы. Возле деревьев поставьте лейки или ведерки с водой, положите лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесьте цветные мелки — сюрприз Колобка, награда детям за выполнение задания.
Во время занятия дети будут дарить деревьям подарки — подготовьте их вместе с ребятами. Каждый подарок имеет функциональное значение: ребенок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар. Варианты подарков: кормушка для птиц, которые спасут дерево от гусениц; капелька воды (из бумаги), чтобы дерево могло напиться; солнышко (рисунок), чтобы давать тепло и окрашивать листья в зеленый цвет; дождевой червяк, который перерабатывает опавшие листья, рыхлит почву под деревом и делает ее плодороднее; земля в мешочке, чтобы дерево лучше росло, — и т.д. Возможны различные варианты подарков, важно лишь то, чтобы они имели экологическое содержание и были изготовлены с участием детей. Помимо этого, вырежьте из зеленой бумаги небольшие листья деревьев, в гости к которым пойдут дети. .
Цель : Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи :
Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
Формирование знаний о природе.
Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение
Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Ход занятия на тропинке
Воспитатель: Ребята! Сегодня хозяин тропинки — колобок пригласил нас в гости к деревьям и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:
Письмо колобка:
Дорогие мои маленькие друзья! Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим друзьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого ваш ждет сюрприз. А для того чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут. Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то вас ждет приз. Ваш любимый колобок.
Дети выходят на улицу. Находят первое письмо задание.
Письмо №1
Отгадайте загадки какие деревья вам надо найти на экологической тропинке растущие рядом.
Клейкие почки, |
Берёза |
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён и его плоды)
Весной цветет,
Летом ягоды дает
Маленькие черные очень полезные.
Ирга.
Воспитатель: давайте посмотрим на схеме плане, где у нас находятся эти деревья.
Дети показывают.
- дети но колобок просил найти где эти деревья растут рядом. Давайте посмотрим на схеме плане.
Дети делают вывод, что это находится около выхода из нашей группы.
Идут с речевкой.
Раз, два!
Три! Четыре!
Три! Четыре!
Раз! Два!
Кто шагает дружно в ряд?
Мы – экологов отряд!
Кто шагает дружно в ногу?
Мы – любители природы!
Солнце, воздух и вода!
Наши лучшие друзья!
Раз, два! Шаг на месте!
Три, четыре! Мы все вместе!
Письмо №1 с листочками от деревьев.
Дети отгадывают от какого дерева листочки и берут какое им понравится.
Расскажите чем полезно дерево ирга, береза, карагач, клен?
Ирга-декоративное дерево или кустарник. Содержит витамин А улучшает зрение. Сок из свежих ягод излечивает гнойную ангину, желудочно-кишечные расстройства, авитаминоз ,сердечно сосудистые заболевания.
Береза- Берёзовый сок очень полезен, он богат витаминами. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: делают надрез на коре и сок стекает, после сокосбора ранку на стволе нужно замазать глиной, чтобы дерево не погибло.
Карагач-вяз. Благодаря своей красивой текстуре, древесину карагача любят использвать в декоративных работах и в столярном деле, а также при изготовлении мебели
КЛЕН САХАРНЫЙ - красивое дерево с востока Северной Америки, широко разводимое ради темногосладкого сока и твердой древесины с мелкослойной текстурой. Кроме того, оно ценится за яркую окраску листвы.
Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.
Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления.
Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое.
Письмо №2.
Мы большие деревья , очень рады вашему приходу, так как очень любим гостей. Давайте поздороваемся: обнимите нас крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола). Смотрите, какие мы большие! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить нас из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у нас еще силушка! А теперь ответьте на наши вопросы: что же нас в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)А для чего нам еще наши корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».) Если вы правильно ответили, полейте нас, пожалуйста, нам очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу .) Спасибо, ребятки, мы теперь так хорошо себя чувствуем! Потрогайте нас руками, погладьте нашу кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? (Дети выполняют и эти просьбы.)А теперь постойте и послушайте, — это мы с вами разговариваем.
-дети как вы думаете, за что деревья вам говорят спасибо?
-за что они могут рассердится на вас?
Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили деревьям подарки, давайте их вручим. Дети по очереди дарят деревьям подарки, объясняя (своими словами) их значение.
Например:
— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц,
— Я дарю тебе солнышко, путь оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет,
— Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя,
— Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя,
— Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца,
— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей—птиц,
— Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя,
— Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и из них вырастет много-много твоих деток.
-Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много цветков, ведь чем больше цветков, тем больше семян-деток,
— Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
После вручения подарков дети отправляются искать следующее письмо№3
Письмо №3
Предлагаю поиграть в игру, вы будете семенами деревьев.
Игра «Я – дерево-мама»
Цель: закрепить знания о распространении семян ветром.
Взрослый:
Я-дерево-мама, а вы – мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети разбегаются по окончании слов останавливаются и делают фигуру дерева водящий отгадывает какое это дерево.
2 игра. « Выполни движение».
Дети под бубен разбегаются. Воспитатель показывает карточку с картинкой дерева.
Береза- присесть.
Клен-поднять руки.
Ирга-встать парами спинками.
«Обними дерево»
Основные цели: развитие способности сопереживать живому существу, развитие идентификации, стимулирование воображения.
Ориентировочное время: 20 минут.
Процедура. Участники окружают дерево, держась за руки. Сжимают круг, прижимаются к дереву, крепко его обнимают, изо всех сил стараются поднять дерево.
У кого больше сил, у нас или у дерева? - Откуда оно берёт эти силы? - Теперь можно нежно обнять дерево и потереться о него щекой.
У дерева есть мягкие участки? Закрыть глаза и погладить кору. Понюхать дерево. - Можно ли различать деревья на ощупь с закрытыми глазами?
Участникам предлагается изобразить разные деревья с помощью своего тела, показать, как они растут из маленького семени.
Дереву нужно дать описательное имя, как это было принято у индейцев. Прижавшись к дереву ухом, можно послушать его сокровенную тайну, а затем рассказать свою.
В кругу можно обменяться сообщениями о том, что кому рассказало дерево.
Что можем сделать мы для этого дерева? Уходя - поблагодарить дерево и попрощаться с ним.
Письмо №4
Игра «Найди клад».
Ход игры :
Воспитатель «случайно» находит записку, далее следуя рекомендациям и заданиям дети находят клад : коробку и письмо от колобка со словами благодарностями.
Воспитатель зачитывает письмо. .
1.Вам нужно сделать 20 шагов прямо, повернуть на право.
2 вам нужно прыгнуть на левой ноге 6 раз и пройти по дорожке гусиным шагом.
З.Вам нужно пройти вперед стоя спиной 10 шагов.
4.Пробежаться бегом до веранды.
5.Спеть весеннюю закличку.
6. Найдите на веранде на своем участке приз!!! Без Воспитателя не вскрывать!!!
Дорогие ребята, спасибо! А это вам за помощь, всегда поступайте правильно. Ведь вы защитники природы. На вас вся надежда. Помогайте птицам, животным и растениям.
Ваш колобок.
Дети давайте когда мы придем в группу напишем колобку ответное письмо.
Что бы вы хотели написать ему?
Дети-поблагодарить. О том что мы уходим в школу и что бы колобок не скучал. К нему придут другие маленькие дети, что бы он их тоже научил беречь , любить природу.
Дети получают цветные мелки в подарок. Воспитатель предлагает нарисовать понравившееся дерево на асфальте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное занятие на экологической тропинке "В гости к деревьям"
Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце — свет, тепло); воспитать эмоционально-положительное, бережное ...
Экологическая тропа. В гости к деревьям.
Экологическая тропа. В гости к деревьям....
Конспект проведения поисково - исследовательской деятельности на экологической тропинке (наблюдение)
Конспект проведения поисково - исследовательской деятельности на экологической тропинке (наблюдение), видовая точка «Цветник» (реализация вариативной части образовательной п...
Доклад "Познавательно-исследовательская деятельность на экологической тропе ДОУ"
Внастоящее ремя в воспитании и обучении дошкольников используется большое количестворазнообразных программ и технологий .Все они направлены на всестороннее развите ребенка. Одно из направлений это эко...
Конспект занятия на Экологической тропе "В гости к деревьям"
Цель:познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой. Воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим) экологическая тропа "В гости к деревьям"
Программное содержание:Познакомить с разными породами деревьев, их солнцем;Закрепить знания о строении деревьев ;Формировать представления о неоценимой пользе деревьев;Развивать у детей представление ...
Конспект проведения поисково- исследовательской деятельности на экологической тропинке
Конспект проведения поисково- исследовательской деятельности на экологической тропинке (наблюдение), видовая точка «Уголок леса» ( реализация вариативной час...
- Мне нравится (1)