Экологическая тропа. В гости к деревьям.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Экологическая тропа. В гости к деревьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_derevyam_-_kopiya.docx | 580.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа
«В гости к деревьям»
для детей младшей группы
Цель:
- Продолжать знакомить детей с деревьями: кленом, берёзой, елью; их особенностями (строением) (ствол, ветви, листья, корни, расположение хвоинок на ветке). Учить видеть отличия от кустарников, взаимосвязь растений с окружающей средой (вода, солнце-свет, тепло, почва, животные); взаимосвязь природы с человеком (посев, полив, и т.д.)
- Активизировать и обогащать словарь детей: шершавая, гладкая, прохладная, белоствольная, хвоинки, шишки, гусеница, дождевой червяк, семена, кора, ажурные листочки, плодородная земля.
- Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, деревьям, научить видеть их красоту и неповторимость. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Способы:
игровая ситуация, рассматривание, беседа, пояснение, показ, пение, чтение стихотворений, загадки, продуктивная деятельность, помощь, рефлексия, анализ.
Средства:
письмо хозяина тропы - Лесовичка, письма деревьев, написанные на листе бумаги, напоминающие по форме листья деревьев (клен, берёза, ель), подарки детей, сюрприз-подарок детям, лейки.
Предварительная работа:
Знакомство с Лесовичком –хозяином экологической тропы.
Загадывание загадок.
Чтение произведений В. Бианки.
Разучивание стихотворений.
Разучивание движений под мелодию песни «Мы вокруг березки…».
Подвижная игра « Беги к дереву…».
Дидактические игры: «Узнай, с какого дерева листок?»
Изготовление подарков (рисунки, фигурки из бумаги, поделки).
ХОД ЗАНЯТИЯ
на тропинке
Воспитатель. – Ребята! Сегодня хозяин тропинки – старичок-Лесовичок, пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Пойдём к нему в гости.
А где же он? Наверное ушёл по своим делам, а нам, смотрите-ка, оставил письмо. (Висит на ветке дерева)
Письмо Лесовичка
Дорогие мои, маленькие друзья! Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждёт сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки – задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке особенные, волшебные. Вот я и попросил придумать для вас задания. Вы найдёте их в письмах, а письма – на деревьях: клене, берёзе, ели. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут.
Итак, в путь! Желаю вам удачи! А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы всё сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.
Ваш любимый старичок-Лесовичок.
Воспитатель. Сейчас, ребята, мы пойдем с вами в гости к деревьям. К какому сначала дереву пойдем – нам подскажет загадка.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(клен)
Кто из вас покажет, где растёт у нас клён. Правильно, вот и клён. И письмо здесь есть.
«Я очень рад вам ребята. Мне приятно когда ко мне приходят гости. Давайте с вами поздороваемся. Только не надо дёргать меня за ветки, мне будет больно, и вы их можете поломать. Я так люблю ласковое обращение и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой, ломают ветки или царапают ножом. А теперь ответьте на мой вопрос:
- Что же меня в земле так крепко держит? (дети отвечают: корни.)
- А для чего мне ещё корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу»).
Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу клена).
Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте ещё мою кору-кожу руками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? (гладкая), тёплая или прохладная? (прохладная). Потому что я живое дерево и вода побежала по стволу к веточкам.
- А чем я пахну? (дети отвечают).
- А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки – это я с вами разговариваю.
- А как вы думаете, что я сейчас сказал? (дети высказывают свои предположения)
- А почему шевелятся мои листочки? (дует ветер)
Вы, ребята, ответили на все мои вопросы правильно. Спасибо.
Воспитатель: Ребята, а ведь мы приготовили клену подарки, давайте их вручим. (Дети по очереди дарят подарки, объясняя ( своими словами) их значение.
- Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги), она будет тебе другом и спасёт от гусениц.
– Я дарю тебе солнышко (рисунок), пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зелёный цвет.
(клен благодарит ребят за подарки, развешенные на ветвях дерева).
Воспитатель: - А к какому сейчас дереву пойдем, нам подскажет загадка:
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку,
Зеленая косынка.
А платьице — в полоску
Ты узнаешь.
Дети отгадывают: (берёзку)
Воспитатель: Правильно, берёза. Мы с вами сейчас подойдем к берёзе.
(Дети идут)
Как много берёзок. А вот я вижу, что одна березка нам приготовила письмо. Давайте поздороваемся и с берёзкой, она нас тоже ждала. (дети гладят берёзку по стволу, а воспитатель читает письмо, которое достал с ветки).
Письмо берёзы.
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Но сначала выполните мои желания и задания.
Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите, чем мы с кленом похожи, а чем отличаемся? (ствол …, холодный). А как вы узнали, что мы с кленом деревья? Может мы травинки, или кустарники? Докажите мне, что я – дерево! (Дети объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли. Пусть дети покажут берёзе растущую рядом «травинку», кустарник.)
И ещё у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, берёзы, любим слушать о себе песни. Я сегодня именинница, порадуйте меня:
«Ваша берёзка»
(Дети водят хоровод вокруг березы)
Спасибо вам, ребята, за всё! Приходите, не забывайте меня!
- Мы тебе, берёзка, приготовили подарки.
– Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя (рисунок).
– Я дарю тебе зелёные листики. Пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
Смотрите, ребята здесь кто-то оставил корзину с шишками.
- А на каких деревьях растут шишки? (На ёлках и соснах)
- А шишки одинаковые на этих деревьях или разные? (разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие)
На нашем участке есть одна ёлка. Давай подойдём к ней и рассмотрим её.
- Ёлочка похожа на деревья, которые мы рассматривали раньше или нет? (нет, не похожа. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и клен).
- Наша ёлка высокая или низкая? (она низенькая)
- Какой у ёлки ствол: толстый или тонкий? (тонкий, его трудно рассмотреть за густыми ветками)
- Гладкий или шершавый? (шершавый, как- будто с «чешуйками»)
- светлый или тёмный? (светло-коричневый)
- Что у ёлочки вместо листочков? (на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя.)
- Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета? (Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие.)
- Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает? ( Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год.)
А мы тоже приготовили для елочки подарок, расскажем ей стихотворение:
Ёлка летом просто ёлка:
Тронешь ветку — пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придёт,
Ёлка будто оживёт:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не мёдом,
Ёлка пахнет Новым годом!
А еще с елочкой мы можем поиграть в игру «Покажи ствол, ветви, корни, листья». Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки верх
Ах, какие замечательные деревца выросли на тропе!
Ну вот мы с вами поиграли, но ведь на нашем участке есть много других деревьев. Как вы думаете, им у нас нравится? (ответы детей) Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова.
Шумит всё лето деревце
Зелёною листвой
И, пожелтев, разденется
Осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу:
К стволу присыпан снег.
В нём деревце согреется,
Он деревцу, как мех.
Весной побелкой светится,
Окопано вокруг…
Растёт счастливым деревце,
У деревца есть друг.
Воспитатель: Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задачи и Лесовичок должен быть нами доволен. Но где же он? Ребята, пока нет нашего хозяина тропы, мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три – к дереву беги».
Где же наш Лесовичок? Придется нам поискать его, ведь он обещал нам сюрприз. Давайте пойдем дальше по нашей тропе, может где его и встретим.
Идем мимо муравейника, куста сирени, и около клумбы встречаем Лесовичка.
Лесовичок: - А вот и я. Здравствуйте. Я наблюдал за вами. Порадовали вы меня, старичка. Слышу я, что и деревья теперь по - другому листочками шелестят, настроение у них праздничное.
- А вам, ребятки, понравилось в гостях у деревьев?
- С какими деревьями вы встретились на моей тропе? (клен, берёза, ель).
-А какую пользу приносят деревья людям? (дают кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)
- А как вести себя в саду и на территории детского сада вы знаете?
«Нельзя ломать деревья, рубить их топором, разводить костёр, рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, разрушать муравейники, ловить насекомых и т.д.»
Молодцы, ребята. А сейчас я приглашаю вас поиграть со мной в дидактическую игру «С какого дерева листочек».
Молодцы, ребята. Вы замечательно справились с заданием, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…, угощайтесь.
Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!
Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.
Ребята, и нам с вами пора возвращаться в группу. Воспитатель предлагает детям нарисовать понравившееся дерево по выбору и рассказать о нём: чем пахла кора, о чем шелестели листья и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное занятие на экологической тропинке "В гости к деревьям"
Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце — свет, тепло); воспитать эмоционально-положительное, бережное ...
КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».
Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клён, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные)....
познавательно исследовательская деятельность на экологической тропе «В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»
В этом материалеможно познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положите...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Конспект занятия на Экологической тропе "В гости к деревьям"
Цель:познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой. Воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим) экологическая тропа "В гости к деревьям"
Программное содержание:Познакомить с разными породами деревьев, их солнцем;Закрепить знания о строении деревьев ;Формировать представления о неоценимой пользе деревьев;Развивать у детей представление ...
КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».
Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клен, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные). 2. Знак...