Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие. Участие в областном конкурсе «Репортажи с кормушки» в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, .развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в старшей группе проекта «Птицы зимой» можно считать своевременным и актуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokt_ptitsy_zimoy.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Зимующие птицы»
Подготовила: воспитатель
старшей группы «Фиалка»
МБДОУ «Колокольчик»
Архипова М.Н
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: зимний период (краткосрочный).
Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.
Участники: педагог, дети и родители старшей группы.
Актуальность:
Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
-пополнить развивающую среду по теме проекта;
-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Реализация образовательных областей:
«Познание»
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,
«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность».
Организационные формы работы дошкольников над проектом:
Формы работы
1. Непосредственная образовательная деятельность. +
2. Наблюдения в природе. +
3. Чтение художественной литературы. +
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +
5. Участие в игровой деятельности. +
6. Самостоятельная деятельность +
7. Проведение ситуативных бесед +
8. Продуктивная деятельность. +
9. Музыкально – ритмические движения. +
10. Заучивание стихов, песен. +
11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +
12. Организация совместно с родителями выставки поделок из
бросового материала «Птицы наши друзья».+
Методы и приёмы:
1. наблюдения;
2. беседа
3. сбор информации;
4. работа с литературой;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Содержание работы:
№ | Вид деятельности | Названия мероприятия | Дата |
1 | Информация. Выставка книг. | Выставка книг о птицах. -познакомить с книгами, которые содержат информацию о птицах.(образ жизни,внешний вид,способы питания) | Декабрь 2015 |
2 | Выставка картинок «Зимующие птицы» | Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. -уточнять представления детей о зимующих птицах. | Зимний период |
3 | Выставка темаческих картинок по теме | Птицы у кормушки"- формировать экологическую культуру у детей; Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. | Зимний период |
4 | Информационный бюллютень | «Покормите птиц зимой»-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время; | Зимний период |
5 | Познание. Беседы. | «Наши друзья-пернатые»: -Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии. Развивать способность делить птиц на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. | |
Беседа «Зимующие птицы» -формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных зимних условиях. | |||
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: -обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. | |||
Беседа «Жалобная книга природы»: -повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны. Беседа «Кто заботится о птицах»: -обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. | |||
6 | Наблюдение. | Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах. | Зимний период |
Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. | Зимний период | ||
Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года. | Зимний период | ||
Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: формировать умение различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. | Зимний период | ||
Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное в | Зимний период | ||
7 | Художественно-эстетическое развитие(музыка) | Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина. Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой. Слушание записи с голосами птиц. | Зимний период |
8 | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | Рисование на тему "Снегирь» Совершенствовать умение передавать в рисунке образ птицы, подбирая соответствующую цветовую гамму. Красиво располагать силуэты птицна листе бумаги Рисование «Стайка воробьёв»: закрепить умение передавать позу клюющего воробья. Закрепить навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями. | 21.12.2015; 20.01.2016. |
Раскрашивание силуэтов птиц. Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы | |||
9. | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | «Птицы у кормушки» Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц. Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста. Развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Воспитывать бережное отношение к птицам. Комарова Т.С | 13.01.2016. |
10 | Конструирование из бросового материала | «Кормушка для птиц». Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал. | 07.01.2016 |
11 | Знакомство с художест- венной лит-й | Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам. В.Берестова «О чём поют воробушки?» способствовать развитию интереса к художественной литературе Чтение В. Бианки «Синичкин календарь. Январь» Познакомить со сказкой. Развивать интерес к художественной литературе, кругозор. Воспитывать доброту, отзывчивость. | 24.12.2015 11.01.2016 20.01.2016 |
12 | Знакомство с художественной лит-й | А. Прокофьева «Снегири», Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувств Чтение стиха А. Яшин «Покормите птиц зимой» Цель: С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям. Воспитывать любовь к птицам. а. | 28.01.2016 05.02.2016 |
13 | Игровая деятельность | Дидактические игры "Что за птица?» упражнять в описании птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.; Один-много»: упражнять в образовании множ-ого числа имени сущ-го (ворона-вороны и т. п.) «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) . "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п. "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц. Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.) «Кто больше подберет действий ,признаков? »: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях. | Зимний период |
14 | Игровая деятельность | Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках. "«Перелёт птиц». Развитие быстрой ориентировки в пространстве; Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения. «Птицы в клетке». Развитие быстроты бега, внимания «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.ния, ловкости. «Кот и птицы». Развивать ловкость, силу, выносливость. Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают. | Зимний период |
15 | Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игра «Птичий двор»-развивать творческие,актёрские способности детей Театрализованная игра: «Где обедал воробей»-развивать умение перевоплощаться,развивать творческие способности детей. | |
16 | Работа с родителями | Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой» | Декабрь 2015 |
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах. | Зимний период | ||
Творческая мастерская.Изготовление и развешивание кормушек.Конкурс на лучшую кормушку. | Зимний период | ||
Пополнение книжного уголка. Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы | в течении года | ||
Изготовление уменьшенных моделей птиц для пособия по игровому моделированию (к играм «Красный Огонёк;Птицы нашей области) | В течении года | ||
17 | Трудовая деятельность | «Заполнение пустых кормушек» -Обратить внимание детей на отсутствие кормушек.. Развивать способность наблюдать, анализировать и делать выводы.Сформировать желание заботиться о живых существах | Зимний период |
18 | Трудовая деятельность | Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. | Зимний период |
Заключительный этап.
-викторина: «Кто больше знает о птицах?»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
-выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;
-выставка совместного творчества родителей и детей;
- изготовление пособия о игровому моделированию и уменьшенных моделей (к дидактическим играм «Красный огонек».
Цель: закрепление знаний детей о птицах Московской области, занесенных в Красную книгу; «Птицы нашей области».Цель: Закрепление знаний детей о птицах Московской области. Развитие связной речи детей.
Ожидаемые результаты
Дети
* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.
* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители
* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Педагоги
* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
* Распространяют и обобщают опыт.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируется разработка весеннего, осеннего проекта «Перелётные птицы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....