Квест - игра по ознакомлению с окружающим на тему: «По тропинкам осени» в подготовительной группе №10 «Фантазеры». Составила: воспитатель Видякина Н. И.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Квест - игра обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его поисковой активности, самостоятельности, инициативности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Именно во время квест - игры, незаметно для себя, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разные логические задачи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Квест - игра по ознакомлению с окружающим на тему: «По тропинкам осени» в подготовительной группе №10 «Фантазеры».
Составила: воспитатель Видякина Н. И.
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, связную речь с опорой на мнемотаблицу.
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, высказывать свои предположения, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, любовь к природе, заботливое отношение к животному миру.
- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Материал: Карточки (мнемотаблица, вопрос, осенний лист, фрукты – овощи, птичий клин, девочка Осень); мнемотаблицы на тему «Осень»; разноцветные кленовые листья, залепленные зеленым пластилином, на каждого ребенка; стеки; карточки «Сколько предметов на рисунке?»; простые карандаши; перелетные и зимующие птицы с трикотажной застежкой; изображение зимнего дерева и неба с облаками с трикотажной застежкой; корзинка и муляжи фруктов; осенний листочек; магнитные доски; песочные часы.
Предварительная работа:
• Наблюдение за деревьями на прогулке: за тем, как опадают листья с деревьев; за поведением и внешним видом птиц.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени.
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина.
• Разучивание стихов и поговорок об осени.
• Пение песен об осени и слушание музыки.
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением грибов, птиц, животных, фруктов и овощей, работой взрослых на полях, в саду, в огороде.
• Рисование на занятиях по изодеятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев, грибов, птиц, осенних листьев.
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография).
• Поделки из природного материала.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
ХОД НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам квест-игру. Вы знаете, что это такое? (выслушиваются предположения детей, если затрудняются, то воспитатель дает подсказку: квест, в переводе с английского, поиск, поиск предметов, поиск приключений). Квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо. За выполненное задание вы будете получать букву. Что можно сделать с этими буквами? (составить слово). Когда слово будет составлено, то вас ждет сюрприз. Вы согласны поиграть? А тему нашей игры вы должны отгадать сами:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Воспитатель: - Да, ребята, тема нашего квеста «Осень». Что это значит? (предположения детей: все задания будут касаться осени). Есть карточки, по которым вы узнаете куда надо идти, есть зоны, где необходимо выполнять задания. Выбирайте первое задание.
На доске прикреплены карточки с рисунком (мнемотаблица, вопрос, осенний лист, фрукты – овощи, птичий клин, девочка Осень).
Дети выбирают карточку, направляются к определенной зоне.
Воспитатель: - Мнемотаблица. Нужно поделиться на две команды, рассмотреть и расшифровать таблицу всей командой, а потом рассказать по таблице рассказ. Кто будет рассказывать, вы выбираете сами. На выполнение задания дается 3 минуты, следить за временем будем с помощью песочных часов.
Дети рассматривают таблицу, обсуждают (приметы осени, труд взрослых осенью, поведение животных и птиц), выбирают ребенка, который расскажет по таблице рассказ.
Пример рассказа:
Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Становится холодно. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный. В лесу после дождя появляются грибы. Поздней осенью с деревьев и кустов опадают листья. Вянет трава, засыхают цветы. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Люди надевают тёплую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки.
Воспитатель: Отлично. Вы много интересного рассказали об осени, говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: Ищите скорее первую букву (дети находят букву Я).
2. Игра «Угадай, сколько предметов изображено на картинке». Воспитатель: - Следующая карточка нам подскажет куда направляться (на карточке изображение фруктов и овощей, грибов). Найдите себе пару, берите карточку, заштрихуйте на карточке только два предмета. Штриховку выполняйте вертикальную. Только все нужно делать быстро, т. к. время ограничено.
Дети выполняют задание. Первые двое детей могут рассказать о том, что они нашли на картинке и заштриховали, остальные прикрепляют свои рисунки на стойке для рисунков). Воспитатель выслушивает ответы двух первых пар детей, а остальные работы предлагает рассмотреть после игры, т. к. время на выполнение заданий ограничено.
Воспитатель: - Молодцы! Скорее ищите следующую букву.
Дети находят букву Б.
Воспитатель: - Отправляемся дальше. (Карточка с изображением листочка).
3. «Осенний листочек».
Перед каждым ребенком зеленые кленовые листья (заранее листья окрашены в красный, оранжевый и желтый цвет, а затем залеплены зеленым пластилином).
Воспитатель: - Снимите верхний слой листочка и объясните, что с ним произошло.
Рассказывают дети:
-В каждом листочке живут разноцветные частички: зеленый - хлорофилл, желтый - ксантофилл, оранжевый - каротин и красный - антоцианин. Их называют пигментами. Цвет листа зависит от того, каких пигментов в нем больше. Весной и летом зеленых частичек больше, поэтому листья нам кажутся только зелеными. А на самом деле, и желтый, и оранжевый цвет в них всегда есть. Осенью растения перестают вырабатывать зеленый пигмент, он разрушается, а новые не появляются. В каких листьях больше желтого пигмента? Красного? Оранжевого? (дети называют).
Воспитатель: Умнички! Ищите следующую букву.
Дети находят букву Л.
4. Вопросы об осени. Мы должны заполнить корзиночку, отвечая на вопросы.
1.Какой осенний месяц самый продолжительный?. Ответ: Октябрь. В нем 31 день. У сентября и ноября по 30.
2.Как называется неделя осенней поры, когда светит солнце, тепло как летом и летает много паутины? Ответ: Бабье лето
3.Что называют “дарами осени”? Ответ: Урожай, собранный на полях, огородах, в садах, в лесу – фрукты и овощи, грибы и ягоды.
4.Почему листья деревьев, расположенные у макушек, осыпаются самыми последними? Ответ: Чтобы листья оставались зелеными им необходимы влага и свет. На кончиках веток и на макушке дерева растут самые молодые листики, они лучше впитывают влагу и получают больше света, чем те, что находится ниже. Именно поэтому они дольше остаются зелеными и не опадают.
5.Какие горькие ягоды первый мороз делает сладкими? Ответ: Калину и рябину
6.Золотая осень! На какой месяц она обычно приходится в средней полосе России и почему ее так называют? Ответ: Октябрь. Листья на деревьях изменили цвет на желтый, оранжевый, красный.
7.Какие деревья и кустарники не сбрасывют листья на зиму? Ответ: Сосна, ель, кедр, можжевельник, мирт, туя, барбарис, кипарис, самшит, горный лавр 8.Какие праздники празднуют осенью?
8.Почему нельзя топтать ядовитые грибы в лесу? Какие ядовитые грибы самые опасные? Ответ: Ядовитые для человека грибы являются лекарством для животных. Мухомор и бледная поганка
9.Когда говорят: «Пошел на тихую охоту», что имеют ввиду? Ответ: Сбор грибов.
10.Что происходит с шерстью диких зверей после осенней линьки? Ответ: Шерсть становится гуще. Изменяется цвет (Заяц был серым, стал белым)
11.У каких ягодных растений листья осенью не опадают? Ответ: Брусника, клюква.
12.Что осенью должна заготовить белка, чтобы быть зимой сытой? Ответ: Ягоды, орехи, шишки, грибы.
13. Что такое слякоть? Ответ: Жидкая грязь, образующаяся от дождя или мокрого снега. Что такое морось? Ответ: Очень мелки дождь, выпадающий из тумана или облаков.
14.Почему опасность на дорогах осенью возрастает? Ответ: Плохая видимость. Скользко. Тормозной путь у автомобилей резко возрастает.
15. Какие сказки про овощи, фрукты вы знаете? (Русская народная сказка «Репка», сказка «Чиполлино» Д. Родари).
16. Какие праздники люди отмечают осенью? Ответ: День знаний, День учителя, День воспитателя. День осеннего равноденствия, Осенины, Праздник урожая, День пожилого человека, День музыки, День народного единства…
17. Какую пользу приносят опавшие листья? Ответ: опавшие листья перегнивают и обогащают почву.
Воспитатель: - Корзинку заполнили, потому что правильно ответили на вопросы, а теперь дальше пойдем.
Заполнив корзинку до краев, дети находят букву О.
На следующей карточке караван птиц.
- «Перелетные птицы».
Перед детьми вперемежку разложены зимующие и перелетные птицы, Они должны прикрепить зимующих птиц на картинку, где изображено зимнее дерево, а перелетных птиц на картинку, где изображено небо.
Воспитатель: - Дети, а вы знаете, почему птицы улетают в теплые края?
Как правило, дети объясняют это тем, что птицам холодно.
Воспитатель: - А вот и нет! Птицы не боятся холодов, у них теплое оперение, даже комнатная канарейка может выдержать мороз – 45 градусов.
Выслушиваются предположения детей.
Воспитатель подытоживает: Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту. А чем питаются птицы? Насекомыми, зерном, некоторые даже лягушками и грызунами.
Дети ищут и находят букву К.
- Игра «Красивые осенние слова».
Воспитатель: - А сейчас мы будем передавать друг другу осенний листочек и называть осень одним словом. Какая осень?
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Дети получают букву О.
Воспитатель: - Буквы все найдены, что теперь нам надо сделать?
Дети составляют слово ЯБЛОКО.
Воспитатель: - Вы справились со всеми заданиями, молодцы, получайте свой сюрприз.
Воспитатель вручает детям корзину с яблоками.
Рефлексия:
Воспитатель:
— Что больше всего запомнилось?
— Чему новому научились?
- Что нового узнали?
— Кому расскажете?
— Как думаете, что помогло вам справиться с заданиями?
- Чьи ответы сегодня вам больше всего запомнились и понравились?
Самоанализ квест – игры с детьми подготовительной группы
Тема: «По тропинкам осени»
Вашему вниманию было предложена квест – игра «По тропинкам осени».
На занятии: присутствовало 14 воспитанников. При составлении конспекта я опиралась на образовательную программу «Детского сада № 7 «Антошка», составленную в соответствии с ФГОС дошкольного образования, парциальную программу О.В. Бережновой, Л.Л. Тимофеевой «Ребенок и окружающий мир». Использовала компоненты интеграции следующих образовательных областей: познавательное, речевое, физическое и социально - коммуникативное развитие.
Перед собой ставила следующие цель и задачи:
Цель: Закрепление представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Установление причинно-следственных связей.
Задачи:
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, связную речь с опорой на мнемотаблицу.
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, высказывать свои предположения, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, любовь к природе, заботливое отношение к животному миру.
- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Приёмы: В ходе занятия использовала целый ряд методов: наглядный, практический, словесный, игровой.
В процессе занятия применялись следующие технологии: игровая деятельность; системно - деятельностный подход; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, которая была использованы для предупреждения утомляемости детей и снятия эмоционального напряжения.
Формы организации детей: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Перед занятием была проведена следующая предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за опадающими листьями с деревьев; сбор листьев разной формы и окраски; беседы об осени; О.Э.Д. с комнатным растением- Хлорофитумом, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихотворений об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; разучивание стихов и поговорок об осени; рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; работа с мнемотаблицами; проведение конкурса поделок из природного материала.
В начале игры нацелила детей на предстоящую деятельность с помощью вопросов, Стимулировала интерес к игре получением приза. Использование мнемотаблицы помогло актуализировать знания детей, полученные ранее,
что способствовало закреплению знаний о признаках осени, изменений в природе, поведении птиц и животных осенью, работе людей в саду, поле, огороде, умению согласовывать имена прилагательные с именами существительными, отвечать на вопросы полным ответом. Особый интерес у детей вызвало...
На каждый момент занятия использовала наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве. Старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность тематики.
Во время занятия использовала демократический стиль общения, выслушивала ответы каждого ребенка, побуждала к высказыванию детей нерешительных.
Дети были активны, проявляли интерес к деятельности, легко включались в работу, работали в заданном темпе, были ориентированы на общение с педагогом, что способствовало развитию познавательного интереса детей.
В заключительной части занятия
Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию выполнять задания. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.
Подводя итог, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Прогулка по - осеннему Югорску»
Конспект образовательной организованной деятельности в старшей группе....
Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....
Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».
Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...
Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».
Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...
Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Заканчивается осень и наступает зима»
Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Экологическая тропа осенью»
Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе4 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе...
Конспект занятия. Ознакомление с окружающим миром. Тема: "Что нам осень принесла?" 4 - 5 лет
Осень очень красивое время года, которым все любуются, её называют - золотой. И это занятие мы посвятили чудесному времени года - осени....