Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_od_igra.pptx | 1.3 МБ |
prezentatsiya_k_od_zanyatie_2.pptx | 2.61 МБ |
nod_sledy_oseni_1_1.docx | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Берёза Ствол белеет, Шапочка зеленеет, Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки.
Ива Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит.
Осина Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФИЗМИНУТКА «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» Листья на ветке все лето висели, Сентябрь наступил и они пожелтели, Октябрь принес за собой листопад, Листья слетают и в танце кружат. Ноябрь пришел и весь лист улетел, И под ногами у нас зашумел.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 комбинированного вида города Ейска
муниципального образования Ейский район
КОНСПЕКТ НОД
ОО «Познавательное развитие»
/Ознакомление с миром природы/
в форме квест - игры
в подготовительной к школе группе
Тема: «Следы осени»
Воспитатель: Зайкова К.А.
г. Ейск, 2018 г.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Программные задачи:
- Актуализировать знания детей о приметах осени посредством использования мнемотехники и квест - игры;
- Активизировать познавательные и мыслительные процессы дошкольников: реализовать умение самостоятельно в ходе игровой деятельности, находить ответы вопросы поискового характера;
- Продолжать развивать логическое мышление дошкольников, умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе и её состоянием;
- Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;
- Воспитывать бережное заботливое бережное отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.
Методы и приемы:
Словесные: вводная беседа, решение проблемной ситуации, загадки об осени и грибах, вопросы к детям, пояснения, актуализация раннее полученных знаний;
Наглядные: рассматривание, показ;
Практические: «квест-игра», исследовательская деятельность «Что же случается с опавшими листьями?»;
Игровые: игровой персонаж «Осень», интерактивная игра «С какого дерева листок?», игровое упражнение «Съедобный - несъедобный».
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: колокольчик, гелиевый воздушный шар с письмом, сундук с план — картой, магнитная доска, магниты, коробка с сухими листьями, коробка со свежими листьями, 1 лист – письмо от Осени красного цвета (большой) , 2 кленовых листа (желтого и красного цвета), еж, гриб, слайд - презентация «С какого дерева листок», плакат «Девушка-осень», мультимедийная установка;
Раздаточный: разноцветные листья и осенние изображения для украшения платья Осени.
Предшествующая работа: наблюдение за листопадом, сезонными изменениями в природе, сбор природного материала, беседа об осени; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов - Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский;разучивание стихов и поговорок об осени;пение песен об осени и слушание музыки;рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.
Ход НОД
1. Мотивация: введение в ситуацию:
Воспитатель (стоит у окна и звенит колокольчиком):
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Указание воспитателя: закройте глаза 1,2,3 – волшебство скорей приди! (влетает воздушный шарик, ни нитке «секретное» письмо, написанное свечкой)
Воспитатель (ловит шарик, удивляется): Ух, ты, ребята, как вы думаете, что это? Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Как, по – вашему, что бы это значило? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, разве бывают такие письма? Но, возможно, это не просто чистый лист, а тайное письмо. Вы хотите это узнать? (Ответы детей).
Воспитатель: А как же узнать, что в нем написано? (Ответы детей).
Воспитатель: Есть у нас такая водичка, которая поможет нам узнать тайну этого письма. (Ответы детей)
- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо водой с краской).
(Воспитатель удивляется) – Посмотрите, проявляется что-то!
(Появляется надпись – «СУНДУК»)
2. Актуализация опыта участников деятельности:
Воспитатель: Сережа, помоги нам, пожалуйста, прочитать, что же здесь написано? (ребенок читает).
Воспитатель: Оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти? (Ответы детей). Ребята, а есть ли у нас в группе сундук? Кто покажет к нему дорогу? (Дети находят сундук, открывают и находят письмо).
Воспитатель: Посмотрите, какое необычное письмо, я первый раз вижу письма на осеннем листике. А вы? Ребята, как вы думаете, кто мог прислать нам такое сказочное письмо? (Ответы детей)
«Здравствуйте ребята группы «Рябинушка»! Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства. Чтобы вам было легче искать следы осени, высылаю карту. Выполнив все задания, вы непременно мне поможете».
(Воспитатель достает карту из сундука с указанием маршрута).
3. Затруднение в ситуации:
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Сможем помочь осени? (Предполагаемые ответы детей – пойдем искать доказательства).
- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!
- Тогда в путь! (Дети выбирают проводника команды)
4. Открытие детьми нового знания (способа действий):
Остановка №1 (на карте изображен желтый лист).
Воспитатель: Ребята, а вот и первое задание: назвать приметы осени, которые определяют время года. Кто подскажет, какие приметы нам говорят о том, что наступила осень? (Предполагаемые ответы детей: день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад; небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; люди надевают демисезонную одежду; собирают урожай овощей, фруктов и зерна);
Воспитатель: Ребята, я уверенна, что вы знаете и сможете мне сказать, как называются осенние месяцы. (Предполагаемые ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Сегодня я хочу открыть вам большой секрет: оказывается, каждый осенний месяц в народе имеет свое название. Хотите узнать их? (ответы детей.
Воспитатель: Сентябрь в народе называют рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (Предполагаемые ответы детей: потому что в это время появляется рябина).
Октябрь назывался – листопадник. Как вы думаете почему? (Предполагаемые ответы детей: потому что опадают листья).
А ноябрь назывался – зимник. Кто догадался, почему именно такое название? (Предполагаемые ответы детей: становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки?
Что это такое? (Предполагаемые ответы детей: дождь, град, снег, иней, туман.)
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (Предполагаемые ответы детей: посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру, по интернету).
Воспитатель: Как высчитаете, а с этим заданием мы справились?
Давайте поищем на карте, где же следующее задание? (Ребята находят на карте изображение ежа).
Воспитатель: Ребята, нам надо поторапливаться, ведь Осень ждет нашей помощи!
Остановка №2 (на карте изображен еж, картинка на экране с животными)
Воспитатель: Разве и с животными что-то происходит осенью? (Предполагаемые ответы детей: все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Предполагаемые ответы детей: нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны).
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (Предполагаемые ответы детей: есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края).
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Предполагаемые ответы детей: такие птицы называются перелетными).
- А почему же они улетают? (Предполагаемые ответы детей: осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше).
- Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. Как называются эти птицы? (Предполагаемые ответы детей: зимующие птицы).
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Предполагаемые ответы детей: эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки).
- Верно, и, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Воспитатель: Ребята, мы все верно выполнили, давайте посмотрим на карту, где же для нас лежит следующее задание. (Дети находят следующую остановку, определяют дальнейший маршрут).
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка:
Остановка №3 (на карте изображен красный лист).
Воспитатель: Ребята, я вижу, вы готовы все преодолеть. Проходите, присаживайтесь на стулья (воспитатель дает установку правильной посадки на стульчиках, поставленных полукругом).
Воспитатель: Ребята, кто знает, почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Верно, листьям не хватает солнечного света и они желтеют. Дерево сбрасывает их, потому что зимой, в стужу корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды - тянут ее из дерева.
Интерактивная игра «С какого дерева листок»
Воспитатель: Ребята, вы не перестаете меня радовать! Предлагаю отдохнуть, а потом приступить к выполнению следующего задания.
Физминутка «Осенние листья»:
- Листья на ветках всё лето висели. /Руки подняты вверх и раскачиваются влево – вправо/
- Сентябрь наступил и они пожелтели. /Руки на верху, повороты кистями
«фонарики»/
- Октябрь с собою принес листопад, /Плавно опускаем руки вниз/.
- Листья слетают и в танце кружат. /Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны/
- Ноябрь пришел, весь лист облетел. /Присели/
- И под ногами у нас зашумел. /Потирание ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев/
Исследование№1 «Что же случается с опавшими листьями?».
Воспитатель: Так что же случается с опавшими листьями? (Предполагаемые ответы детей: они высыхают).
Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? Предлагаю проверить?
(На столе стоят две коробочки с сухими и свежими листьями, дети берут коробочки и определяют на слух, в какой сухие, а в какой не засохшие листья. Вывод детей: сухие листья шуршат сильнее).
Воспитатель: Опять вы порадовали и удивили, ни кто не ошибся/ особенно Полина и Тимофей.
Воспитатель: Предлагаю поискать на карте следующую подсказку. (Ребята находят на карте изображение гриба)
Остановка №4 (на карте изображен «Гриб»)
Игровое упражнение «Съедобный - несъедобный»
Воспитатель: Ребята, вам необходимо внимательно послушать загадки о грибах и отгадать правильный ответ, называя съедобные это или не съедобные грибы.
1. На поляне я расту
Все обходят за версту.
Хоть приметен я на вид,
Но ужасно ядовит. (Предполагаемый ответ детей: мухомор, несъедобный гриб).
2. На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (Предполагаемый ответ детей: опята, съедобные грибы)
3. Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (Предполагаемый ответ детей: сыроежка, съедобный гриб)
4. Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... ( Предполагаемый ответ детей: лисички, съедобные грибы).
5. Он живет под елками
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется… (Предполагаемый ответ детей: рыжик, съедобный гриб).
6. Посмотрите-ка, ребята:
Тут - лисички, там - опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... (Предполагаемый ответ детей: поганки, несъедобные грибы).
Воспитатель: Какие животные запасаются на зиму грибами? (Ответ детей: белка).
6. Рефлексия участниками образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, как вы считает, мы выполнить просьбу осени?
- Ребята, напомните, пожалуйста, наш маршрут («Желтый лист», «Еж», «Красный лист», «Гриб»).
- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?
- Как вы думаете, пригодятся нам эти знания?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
- Вы меня сегодня удивили, порадовали, думаю, и вам было интересно.
Воспитатель: Своими ответами вы собрали много листочков для осени, что же нам с ними делать? (Предполагаемый ответ детей: подарить их осени. Дети прикрепляют листья на платье осени, прикрепленной к магнитной доске).
Воспитатель: Обратите внимание, какое чудесное платье получилось у нашей осени, вот какие мы сегодня с вами молодцы! Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД «Познавательное развитие» Ознакомление с Миром природы Тема: «Путешествие в страну витаминок».
Конспект ООД «Познавательное развитие» Ознакомление с Миром природыТема: «Путешествие в страну витаминок».Программные задачи:1) Познакомить детей с понятием «полезные продукты», витамины;2) Закрепить ...
Конспект НОД Познавательное развитие Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в младшей группе на тему: «Лесные звери осенью»
Цель: формирование представлений детей о поведении диких животных в разное время года....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы, предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе «Цветы сада, леса, поля и луга»
Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо ознакомлению с миром природы, предметными социальным окружениемв подготовительной к школе группе«Цветы сада, леса, поля и луга»Цель...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.
Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. Задачи: Обучающие: Формировать представления о лиственных и хвойных д...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.
План – конспект по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. (Краеведение)(Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок....
Конспект ОД по области «Ознакомление с миром природы» с применением технологии «Ситуация» в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия...
Конспект ОД ОО «Познавательное развитие» /Ознакомление с миром природы/ в форме квест - игры в подготовительной к школе группе. Тема: «Следы осени»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи....