Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».
проект (старшая группа)

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателей детского сада, а также родителей, которые могут осуществлять познавательное обучение ребёнка в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Прогулка в осенний лес».

Краткая аннотация:

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателей детского сада, а также родителей, которые могут осуществлять познавательное обучение ребёнка в домашних условиях.

Основная образовательная область: познавательное развитие

Раздел: ознакомление детей с окружающим социальным миром.

Интеграция областей:

1.Познавательное развитие;

2.Речевое развитие;

3.Физическое развитие;

4.Социально-коммуникативное развитие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Цель: расширять и закреплять знания детей о диких животных и их детёнышах.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

Закреплять представления детей о животных и их детенышах, особенностях их питания;

Активизировать словарь по данной теме;

Учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа в Дательном падеже с предлогами и без;

Закреплять умение использовать в речи имена существительные ед. ч. И.п. и ед.ч. В.п.;

Продолжать учить придумывать загадки.

 Развивающие задачи:

Развивать слухоречевую память, зрительное внимание, слуховое восприятие, фонематический слух;

Развивать просодическую сторону речи, координацию речи с движением;

Развивать умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения поставленных задач (проблем);

Воспитательные задачи:

Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

Формировать навыки самостоятельности, инициативности, взаимопонимания, доброжелательности;

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к миру природы;

Формировать нравственные качества.

Форма проведения: путешествие в лес

Материал и оборудование:

Мультимедийный проектор. Шестигранные карандаши. Осенние листья с изображением детенышей диких животных. Планкарта. Диск со звуками ветра. Муляжи: ягода, яблоко, морковь, капуста, рыба, грибы. Натуральные предметы: шишка, орехи. Корзина. Таблица для составления загадок, маркеры.

Предварительная работа.

Просмотр слайдов с изображением диких животных Амурской области, беседа о жизни животных в осенний период.  Разучивание динамического упражнения «Прогулка». Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Айболит».

Методические приёмы: рассматривание, беседа, театрализация, дидактические игры.

Ход занятия.

Организационный момент.

Приветствие: «Друг»

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель:

-Какое сейчас время года, ребята?

(Ответы детей: осень)

-Как можно охарактеризовать осеннюю погоду?

(Ответы детей: пасмурная, дождливая, холодная)

-Кто из вас любит путешествовать, а кто предпочитает сидеть дома?

(Ответы детей)

-Каким способом можно отправиться в путешествие осенью?

(Ответы детей: на машине, на велосипеде, на поезде и т.д.)  

ТРИЗ «Хорошо-плохо»                                                                                                             (Например, на велосипеде хорошо путешествовать в теплую погоду, а в дождливую – плохо, и т.д.)

Цель: развивать умение находить и выявлять противоречия в окружающей действительности

В это время раздаются звуки ветра. (Включить звук ветра)

Воспитатель: 

-Слышите, звук?

(Ответ детей: ветер шумит)

-Если ветер дует осенью, то какой это ветер?

(Ответы детей: осенний)

-Он нас зовет в путь. Закройте глаза и представьте себе, что нас подхватил легкий осенний ветерок и перенес на лесную сказочную, волшебную полянку.

Воспитатель:

-Что мы видим?

(Ответы детей: осенний лес)

Какой лес?

(Ответы детей: смешанный, лиственный, хвойный)

Дидактическая игра «С какого дерево листочек»

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев.

Ответы детей: лиственный

-Правильно, лиственный лес!

Дети берут листочек

-Давайте рассмотрим листья. Какие они?

(Ответы детей: красивые, яркие, интересные).

Дети находят «необычные» (с изображением детенышей диких животных) листья.

Дидактическая игра «На кого похож листочек?»

Цель: Учить детей сравнивать листья с животными, воспитывать слуховое внимание.

-Какие это животные?

(Ответы детей: дикие)

-Почему они дикие?

(Ответы детей: они живут в природе, они сами о себе заботятся)

Воспитатель предлагает их рассмотреть и прикрепляет листья на магнитную доску.

Дидактическая игра «Какое настроение у животных?»

Цель: формировать умение определять и различать эмоции, развивать воображение, речь ребенка.

Рассуждение детей

-Ребята, как вы думаете, что случилось?

(Ответы детей: они заболели, им грустно)

-Какой сказочный герой все знает и помогает животным?

(Ответы детей: доктор Айболит)

-Как можно помочь им?

(Ответы детей: надо позвать доктора Айболит).

-Давайте позовем? А, как?

  1. Основная часть.

Воспитатель: 

-А если попробовать с помощью эха?

(Ответы детей: давайте)

-Эхо разносится далеко, и доктор Айболит обязательно нас услышит.

Чтобы нам спасти зверей,

Позовем врача скорей.

Упражнение «Эхо»

Цель: развивать фонематический слух 

Воспитатель: Я буду говорить громко, а вы - повторять за мной тихо, как эхо.

 (Дети повторяют за воспитателем).

Кто на помощь к нам спешит? (Громко)

Кто на помощь к нам спешит? (Тихо)

Добрый доктор Айболит. (Громко)

Добрый доктор Айболит. (Тихо)

Упражнение «Поможем Айболиту найти дорогу»

Воспитатель с детьми становятся вокруг стола, педагог показывает карту.

(На карте обозначен сказочный лес, бурная река, сломанный мост через пропасть, непроходимое болото, дом доктора Айболита)

-Ребята, мы находимся в сказочном лесу, нам нужно переплыть бурную реку, по сломанному мосту пройти болото и только потом мы окажемся возле дома доктора Айболита. (Воспитатель показывает маршрут по карте)

Воспитатель: 

-Айболиту предстоит пройти длинный путь. Поможем доктору преодолеть все препятствия?

(Ответы детей: да)

-Шел, Айболит, шел и подошел к чему?

(Ответы детей: к реке)

-Как поможем Айболиту перебраться через реку?

(Ответы детей: нужно построить плот).

 -Чтобы построить плот, нужно приготовить бревна.

-Ребята, давайте сделаем самомассаж с шестигранными карандашами.

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники».

Дети выполняют самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники». (Дети катают карандаши между ладонями, движения с действием)

Мы плотники, мы плотники,

Надежные работники.

Бревна пилим, бревна шкурим,

Строим самый крепкий плот.

-Ребята, все вместе постройте плот доктору Айболиту (дети из карандашей складывают плот).

Воспитатель предлагает ребенку передвинуть фигурку Айболита через реку.

Воспитатель: 

-На чем Айболит плыл по реке?

(Ответы детей: Айболит переплыл реку на плоту)

Воспитатель: 

-Давайте посмотрим на карту, куда дальше двигаться доктору Айболиту?

(Ответы детей: к сломанному мосту над пропастью(ущелье)).

 -А. чтобы узнать, как Айболиту перебраться через пропасть нужно отгадать загадку (дети отгадывают загадку)

Загадка:

Я сильный и могучий.
Повис я над рекой.
И спину свою выгнул,
Огромною дугой.
Я людям помогаю
Через реку перейти.
А как я называюсь,
Скорее назови.

(Ответы детей: с помощью моста).

Дидактическая игра «Собери целое» (Разрезные картинки)

Цель: учить собирать целое изображение из нескольких частей, развивать образное мышление, внимание, зрительное восприятие.

Воспитатель предлагает ребенку провести фигурку Айболита по мосту

Воспитатель обращаемся к карте

-Давайте посмотрим на карту, куда дальше двигаться доктору Айболиту?

(Ответы детей: к болоту).

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Воспитатель

-Ребята, чтобы помочь Айболиту переправиться через болото нужно выполнить упражнение «С кочки на кочку»

Упражнение «С кочки на кочку»

Цель: развитие координации движений, ловкость, быстроту.

Динамическое упражнение «Прогулка» (речь с движением)

Цель: развитие способности ориентироваться в пространстве, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Раз-два-три-четыре-пять —

Вместе мы пойдем гулять.

По извилистым тропинкам

По камням и камышинкам.

На носочках побежали

И медведя увидали.

По завалам, по оврагам

Шел медведь к берлоге шагом.

Мы пригнемся чуть пониже.

Вот и к речке быстрой вышли.

В лодочку сейчас зайдем,

По воде мы поплывем.

Ветер по реке гуляет.

Нашу лодочку качает.

Весла в руки мы берем.

Быстро к берегу гребем.

Обычная ходьба.

Ходьба «змейкой».

Бег на носках.

Остановились, приложили руку к глазам.

Ходьба с высоко поднятыми коленями.

Приседают на корточки.

Делают шаг вперед.

Разводить руками перед собой.

Движения руками вверх-вниз.

Наклоны туловища из стороны в сторону.

Изображают, как «гребут веслами».

Воспитатель: 

-Давайте посмотрим на карту, куда подошёл доктор Айболит?

(Ответы детей: к лесу)

Айболит помочь всем рад,

Угощает всех зверят.

Упражнение «Собери лакомства»  

Цель: развитие мелкой моторики; внимания, усидчивости, логического мышления.

 Дети становятся вокруг стола – в центре корзина, вокруг которой «лакомства»: ягода, яблоко, морковь, капуста, рыба, грибы, шишка, орехи.

Воспитатель: 

-Поможем Айболиту накормить животных?

(Ответы детей: да)

-Как вы думаете, чему обрадуется зайчонок (бельчонок, лисенок, ежонок)?

Дидактическая игра «Докажи»

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, кто что любит есть.

Воспитатель:

-Почему бельчонку орешки?

(Ответы детей: потому что у белки крепкие зубки ими она разгрызает орехи

-Почему ёжику яблоко, хотя сам ёжик яблоко не ест?

(Ответы детей: с насаженного яблока на колючки ёжика капает яблочный сок, который уничтожает вредных насекомых)

-Почему лисёнку рыба?

(Ответы детей: лиса хищное животное, она любит рыбу)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, раздали угощения животным и ответили на вопросы

А зверята баловались,

По полянке разбежались.

Игра ТРИЗ на логическое мышление «Кого не хватает?»

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Упражнение «Чей детеныш?» (Лабиринт по дорожкам)

Цель: формировать умение различать животных их детенышей, правильно соотносить их названия, развитие мелкой моторики.

        Заключительная часть.

Звучит музыка шум ветра.

–Ребята, пришла пора возвращаться в сад. Вам понравилось помогать животным?

 (Ответы детей: да)

-Как думаете, смог бы Айболит один так быстро добраться до больных животных? (Ответы детей: нет)

-Кто ему помогал?

(Ответы детей: мы …все вместе, дружно.)

Звучит песня «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится, от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит

Лишнего не спросит,

Вот, что значит – настоящий верный друг.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ «ЗАКОНЫ УЛИЦ И ДОРОГ»

•         Закрепить знания о значении светофора на дороге, правила регулирования движений транспорта и пешеходов.•...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Секреты воздуха»

Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развити...

Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Прогулка в осенний лес».

Тематическое занятие направлено на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста об объектах окружающего мира (дикие животные). Методическое пособие предназначено для воспитателе...