Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

·         Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности  с элементами экспериментирования

для детей старшего дошкольного возраста

«В природной лаборатории»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ № 34

Бровко  А. А.

2016 год

Программное содержание:

  • вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать интерес к совместным играм, желание активно участвовать в них;
  • развивать внимание, восприятие, любознательность, наблюдательность, мышление, умение ориентироваться в пространстве, общую и мелкую моторику;
  • упражнять в образовании прилагательных от существительных, обогащать словарный запас детей;
  • закреплять представления о деревьях, форме их листьев;
  • формирование представлений о сезонных изменениях в природе осенью;
  • в ходе экспериментальной деятельности исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

 

 

Материалы и оборудование:

  • листок-письмо
  • лупы, простые карандаши
  • кусочки светлой ткани, деревянные кубики
  • листья зеленого цвета
  • листья крупные и мелкие, разной формы
  • вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев
  • силуэты деревьев на больших листах (береза, клен, дуб)
  • карточки с заданием «Найди пару», листы с заданием «Полет листка»

 

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

До НОД:

  • рассматривание деревьев и листьев; сравнение по форме, цвету, размеру;
  • наблюдение за опадающими листьями;
  • дид. игры «К дереву беги», «С чьей ветки детки»

        После НОД:

  • сбор листьев разной формы и окраски, составление букетов, гербария;
  • штриховка листьев разной формы

 

Содержание деятельности

 

Этапы

Содержание

Время проведения

Процесс вовлечения

Организационная игра  «Ветер дует» (с движениями):

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, веселый ветерок принес нам листок.

Воспитатель и дети рассматривают листок, читают письмо на обороте: «Потерялись детки, улетели с ветки. Вы, ребята, помогите, листочки деревцам верните».

1 мин.   

Процесс целеполагания

Воспитатель:

- Ну что, ребята, поможем? А что мы должны сделать? (надо найти листочки, которые улетели с деревьев).

1 мин.

Процесс проектирования и планирования

- А как мы узнаем, с какого дерева листок?

В ходе обсуждения проблемы воспитатель и дети совместно решают изучить (исследовать) листочки и деревья разными способами.

1 мин.

Процесс осуществления деятельности

Воспитатель:

- Ребята, какие деревья вы знаете? (ответы детей)

Проводится игра «Найди пару дереву» (дети находят по силуэту свое дерево, называют его).

Воспитатель:

- Ребята, а вы как думаете, листочки у деревьев одинаковые или разные? (выслушивает ответы детей) Как узнать точно? Хотите рассмотреть листочки получше? Какой инструмент нам поможет внимательно изучить листочки и сравнить их? Узнать, чем они похожи, а чем отличаются? Приглашаю вас в нашу «лабораторию». 

Дети садятся за столы и исследуют строение листов с помощью лупы.

Воспитатель:

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
- Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Они вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
- Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

- Так чем похожи все листочки? (у них есть жилки, черешок, кромка)

- Чем листочки отличаются? (у них разная форма, цвет, размер)

Воспитатель:

- Летом листья на деревьях какого цвета? (зеленого)

- Ребята, что происходит с листьями осенью? (они желтеют, меняют цвет)

- А почему листочки летом зеленые, а осенью меняют цвет? Вы хотите узнать, почему это происходит? Тогда предлагаю вам провести опыт.

Опыт «Почему лист зеленый?»

- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет: он становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

- А теперь поиграем, как листочки полетаем! (дети выходят из-за столов).

Проводится динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)

И на землю снова сели,
(Присесть)

Воспитатель:

- Как много листочков опало с деревьев! А листочки с деревьев падают одинаково или по-разному?

Эксперимент «Что происходит с листьями?»

- Давайте проверим все догадки! Проведем эксперимент и выясним, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
- Для этого возьмите в руку лист и встаньте в круг. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

- Как падал твой листок? А твой?... Что же мы узнали, играя с листочками? Крупные листья падают медленно и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. Хотите нарисовать, как падали листочки? Тогда приглашаю вас за столы.

Дети садятся за столы.

Дидактическое графическое упражнение «Падают, падают листья…»

- Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

- Я подую ветерком, на полянку вы бегом! (подбегают к столам с листочками из бумаги)

- А вот и потерявшиеся листочки нашлись! Как их много и все разные!

Речевая игра «Назови листья».

Воспитатель берет 1 листок:

- Это листок с березы.

Берёт ещё один:

- А этот? Как назвать одним словом, такие листья? (березовые). Это листики…….

Воспитатель предлагает детям выбрать по 3 понравившихся листа и назвать их одним словом, а потом сказать, с какого он дерева (опрашивает нескольких детей).

Дидактическая игра  «С какого дерева листок»

Воспитатель:

- А теперь, ребята, пришло время найти листочкам их деревья.

Дети подходят к силуэтам деревьев и прикрепляют к ним листочки.   

20 мин.

Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности

Воспитатель:

- Я подую ветерком, на полянку в круг встаем!

- Ребята, что мы с вами хотели сделать? (найти деревьям листья).

- Мы смогли помочь листикам?

- А вы хотите сделать подарок мамам букет из листочков? А где мы можем найти много красивых листьев? (На улице)

- Тогда пойдемте собираться на прогулку, найдем листики, составим красивые букеты и вечером подарим их мамам.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Хозяева тайги». (продолжение занятия «Оживший лес»)

Программное содержание: Продолжать закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технку и материал в соответствии с образом животного выбранного для рисования....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Оживший лес».

Программное содержание: Закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технику и материалы в соответствии с образом дерева, выбранного для рисования....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7лет Тема: «Я в подводном мире».

Программное содержание: закреплять умение детей работать в технике печать по трафарету побуждать к использованию декоративных элементов при оформлении изображения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»

Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»

Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...