Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
· Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования
для детей старшего дошкольного возраста
«В природной лаборатории»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 34
Бровко А. А.
2016 год
Программное содержание:
- вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать интерес к совместным играм, желание активно участвовать в них;
- развивать внимание, восприятие, любознательность, наблюдательность, мышление, умение ориентироваться в пространстве, общую и мелкую моторику;
- упражнять в образовании прилагательных от существительных, обогащать словарный запас детей;
- закреплять представления о деревьях, форме их листьев;
- формирование представлений о сезонных изменениях в природе осенью;
- в ходе экспериментальной деятельности исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Материалы и оборудование:
- листок-письмо
- лупы, простые карандаши
- кусочки светлой ткани, деревянные кубики
- листья зеленого цвета
- листья крупные и мелкие, разной формы
- вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев
- силуэты деревьев на больших листах (береза, клен, дуб)
- карточки с заданием «Найди пару», листы с заданием «Полет листка»
Взаимосвязь с другими видами деятельности.
До НОД:
- рассматривание деревьев и листьев; сравнение по форме, цвету, размеру;
- наблюдение за опадающими листьями;
- дид. игры «К дереву беги», «С чьей ветки детки»
После НОД:
- сбор листьев разной формы и окраски, составление букетов, гербария;
- штриховка листьев разной формы
Содержание деятельности
Этапы | Содержание | Время проведения |
Процесс вовлечения | Организационная игра «Ветер дует» (с движениями): Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. Воспитатель: - Посмотрите, ребята, веселый ветерок принес нам листок. Воспитатель и дети рассматривают листок, читают письмо на обороте: «Потерялись детки, улетели с ветки. Вы, ребята, помогите, листочки деревцам верните». | 1 мин. |
Процесс целеполагания | Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем? А что мы должны сделать? (надо найти листочки, которые улетели с деревьев). | 1 мин. |
Процесс проектирования и планирования | - А как мы узнаем, с какого дерева листок? В ходе обсуждения проблемы воспитатель и дети совместно решают изучить (исследовать) листочки и деревья разными способами. | 1 мин. |
Процесс осуществления деятельности | Воспитатель: - Ребята, какие деревья вы знаете? (ответы детей) Проводится игра «Найди пару дереву» (дети находят по силуэту свое дерево, называют его). Воспитатель: - Ребята, а вы как думаете, листочки у деревьев одинаковые или разные? (выслушивает ответы детей) Как узнать точно? Хотите рассмотреть листочки получше? Какой инструмент нам поможет внимательно изучить листочки и сравнить их? Узнать, чем они похожи, а чем отличаются? Приглашаю вас в нашу «лабораторию». Дети садятся за столы и исследуют строение листов с помощью лупы. Воспитатель: - Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. - Так чем похожи все листочки? (у них есть жилки, черешок, кромка) - Чем листочки отличаются? (у них разная форма, цвет, размер) Воспитатель: - Летом листья на деревьях какого цвета? (зеленого) - Ребята, что происходит с листьями осенью? (они желтеют, меняют цвет) - А почему листочки летом зеленые, а осенью меняют цвет? Вы хотите узнать, почему это происходит? Тогда предлагаю вам провести опыт. Опыт «Почему лист зеленый?» - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет: он становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые. - А теперь поиграем, как листочки полетаем! (дети выходят из-за столов). Проводится динамическая пауза «Мы листики осенние» Мы листики осенние, Ветер дунул - полетели, И на землю тихо сели. Ветер снова набежал Закружились, полетели И на землю снова сели, Воспитатель: - Как много листочков опало с деревьев! А листочки с деревьев падают одинаково или по-разному? Эксперимент «Что происходит с листьями?» - Давайте проверим все догадки! Проведем эксперимент и выясним, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. - Как падал твой листок? А твой?... Что же мы узнали, играя с листочками? Крупные листья падают медленно и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. Хотите нарисовать, как падали листочки? Тогда приглашаю вас за столы. Дети садятся за столы. Дидактическое графическое упражнение «Падают, падают листья…» - Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Дети выполняют задание. Воспитатель: - Я подую ветерком, на полянку вы бегом! (подбегают к столам с листочками из бумаги) - А вот и потерявшиеся листочки нашлись! Как их много и все разные! Речевая игра «Назови листья». Воспитатель берет 1 листок: - Это листок с березы. Берёт ещё один: - А этот? Как назвать одним словом, такие листья? (березовые). Это листики……. Воспитатель предлагает детям выбрать по 3 понравившихся листа и назвать их одним словом, а потом сказать, с какого он дерева (опрашивает нескольких детей). Дидактическая игра «С какого дерева листок» Воспитатель: - А теперь, ребята, пришло время найти листочкам их деревья. Дети подходят к силуэтам деревьев и прикрепляют к ним листочки. | 20 мин. |
Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности | Воспитатель: - Я подую ветерком, на полянку в круг встаем! - Ребята, что мы с вами хотели сделать? (найти деревьям листья). - Мы смогли помочь листикам? - А вы хотите сделать подарок мамам букет из листочков? А где мы можем найти много красивых листьев? (На улице) - Тогда пойдемте собираться на прогулку, найдем листики, составим красивые букеты и вечером подарим их мамам. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»
Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Хозяева тайги». (продолжение занятия «Оживший лес»)
Программное содержание: Продолжать закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технку и материал в соответствии с образом животного выбранного для рисования....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Оживший лес».
Программное содержание: Закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технику и материалы в соответствии с образом дерева, выбранного для рисования....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7лет Тема: «Я в подводном мире».
Программное содержание: закреплять умение детей работать в технике печать по трафарету побуждать к использованию декоративных элементов при оформлении изображения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»
Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...