Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: «Природные зоны. Условия жизни, растения и животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Болтенкова Ольга Владимировна

Этот вид деятельности направлен на развитие  у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию;

- развитию умения устанавливать взаимосвязи между климатическими условиями и растительным и животным миром природной зоны;

- развитию умения самостоятельно искать информацию;

-воспитания экологического поведения;

- воспитания нравственных качеств;

- развития умения воспитанников  решать интеллектуальные  задачи;

- формирования универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширения  и активизации  словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_prirodnye_zony.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Природные зоны. Условия жизни, растения и животные»

Цель: Закреплять полученные  знания детей о природных зонах, взаимосвязи растительного и животного мира с климатическими условиями.
 

Задачи:  

Воспитательные:

  • Познакомить с природоохранной деятельностью человека.
  • Формировать экологически правильное поведение в природе.
  • Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.
  • Воспитывать коммуникативные качества- сотрудничество, умение действовать в паре.

Развивающие:

  • Способствовать развитию мыслительных операций.
  • Развивать умение  самостоятельно находить информацию.
  • Развивать интерес к получению и распространению информации, полученной из интернет-источников.
  • Знакомить детей с приемами экспериментальной деятельности.
  • Развивать смекалку, воображение.

Образовательные:

  • Закрепить представления детей об условиях жизни, растениях и животных различных природных зон (Крайнего Севера, тайги, степи и саванны, пустыни, джунглей).
  • Устанавливать взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в природных зонах.
  • Учить детей строить модели, отражающие взаимосвязь условий жизни и растений и животных в природных зонах.
  • Побуждать детей к использованию знаний о природных зонах и знаковых средств для создания плакатов, журнала о природных зонах.
  • Овладение способами речевого общения со взрослыми и сверстниками.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации - что могут обозначать лепестки разного цвета.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, анализ эксперимента,  выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, комментирование, использование схем, моделирование, демонстрация результатов экспериментирования, продуктивная деятельность (обогащение плакатов новыми сведениями).
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора действия, экспериментирование, физкультурная пауза,  чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.                                  

Создание среды для организации и проведения НОД :

1. плакаты различных природных зон (Арктика и Антарктида, тайга и смешанный лес, Джунгли, Пустыня, журнал "Записки путешественника. Саванна").

2. компьютерная презентация о тюльпанах.

3. энциклопедии, книги, наборы картинок о степи.

Виды детской деятельности в НОД:

Познавательная.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию;

- развитие умения устанавливать взаимосвязи между климатическими условиями и растительным и животным миром природной зоны;

- развитие умения самостоятельно искать информацию;

-воспитание экологического поведения;

- воспитание нравственных качеств;

- развитие умения воспитанников  решать интеллектуальные  задачи;

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познавательное

развитие

Анализ эксперимента: "Лучшие условия для роста тюльпанов"

 Отгадывание загадок по теме "животные природных зон",

Соотнесение условных обозначений условий жизни и природной зоны. знакомство с природной зоной "степь".

Развивать познавательный интерес к изучению природных зон земли.

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение .

Принимать  активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное сотрудничество в паре.

Знакомство с природоохранной деятельностью человека.

Формирование экологически правильного поведения в природе

Приучать решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и ребенком.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Развивать детское сотрудничество, взаимопомощь, умение действовать в паре.

 

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Речевое развитие

Загадывание загадок, составление коротких рассказов об условиях жизни в  природной зоне, о растениях и животных, живущих в природных зонах.

Формировать умения делать выводы, умозаключения. Упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи между условиями жизни в природной зоне и растительным и животным миром. Развивать связную монологическую речь.

Художественно- эстетическое развитие

Восприятие картинок природных зон. Создание аппликаций из различных материалов для обогащения плакатов природных зон.

Соблюдать эстетику рабочего места.

Физическое развитие

Физ-минутка

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

Отгадывание загадок. Беседа о ранее изученных природных зонах.

Знакомство с природной зоной - степь.

Компьютерная презентация и рассказ ребенка о тюльпанах.

Анализ экспериментальной деятельности.

3.Заключительная часть:

Мотивация на последующую практическую работу выращивание тюльпанов.

Длительность НОД

3 мин

24 мин

3 мин.

30 мин.

Ход непосредственно- образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

 

Воспитатель: Ребята, мне передали лепестки разных цветов. Как вы думаете, что они могут обозначать?

Варианты ответов - лепестки цветика-семицветика; цвета времени года; цвета природных зон

Речевое развитие

2.Основная часть.

Анализ эксперимента: "Лучшие условия для роста тюльпанов"

 Отгадывание загадок по теме "Животные",

Соотнесение условных обозначений климатических условий и природной зоны. Знакомство с природной зоной степь.

МЫ в течении года изучали разные природные зоны (перечислить), и я предлагаю поиграть в занимательную викторину. Отгадайте загадки:

Мы животные морские,

Для китов опасней гроз:

Плавники у нас такие, что острее острых кос. (касатка)

В какой природной зоне живет касатка? В Арктике.

У него обеды редки,

не найти его объедки.

Если схватит пищу он,

поглощает всю ... (питон)

Где можно встретить питона? В джунглях.

Хвостик длинный и задние ножки,

по пустыне скачет без дорожки,

и летает как будто воланчик,

от врагов убегая ... (тушканчик)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

(Белка) В тайге.

Найдите картинки этих животных и приклей те на плакаты нужных природных зон.

А теперь предлагаю разбиться на пары, взять одну карточку, подумать к какой зоне это относится и приклеить на плакат. (На пару дается набор условных обозначений тепла, света, почвы. воды, дети определяют какой природной зоне этот набор соответствует, подходят к нужному плакату, приклеивают.)

 Договоритесь, кто из вас расскажет о природных условиях.

Ребята, я кажется забыла еще одну загадку:

И на поле и в саду, и на клумбах на виду,

распрямил красивый стан,

это вырос  здесь - тюльпан.

Воспитатель достает картинку тюльпана и спрашивает:

 В какой природной зоне растут тюльпаны? Что мы с вами знаем о степи?

Где мы можем узнать? Варианты ответов.

Отправляю детей поискать информацию в книгах, играх, наборах открыток. Дети приносят то, что нашли. Составляем небольшой рассказ.

В степи много солнца, жаркое лето, холодная зима, питательная почва, но летом мало дождей, бывают сильные ветры суховеи. Растения в степи обычно невысокие, но с длинными корнями, чтобы добыть воду из глубины почвы. Часто можно встретить ковыль.  Весной степь кажется красной от цветущих тюльпанов.

О тюльпанах нам подготовила сообщение Полина. Давайте послушаем ее.

Как вы думаете почему нельзя срывать тюльпаны в поле?  Почему их нужно беречь? Почему их занесли в Красную книгу?

Как вы думаете где лучше будут расти тюльпаны - в почве или в песке? Мы с вами начали проводить эксперимент. Расскажите что мы делали? Давайте посмотрим , в какой почве - плодородной или в песке лучше растут тюльпаны?



Социально- Коммуникативное развитие

Речевое развитие Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физкультура

3.Заключительная часть.

Целевая установка практической деятельности

Как вы думаете что делать если хочется подарить кому-то тюльпаны? Где их взять?

Так как тюльпаны цветут весной, то как вы думаете к какому празднику их можно будет срезать и подарить? Давайте вырастим тюльпаны, и подарим их на празднике ветеранам войны.


 

Социально- Коммуникативная

Длительность НОД: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие на родину комнатных растений»

Программное содержание: 1.     Продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Знать их названия.2.     Воспитывать бережное отношение к растениям, знать, к...

Конспект прогулки в подготовительной группе. Тема: «Воздух – наша жизнь».

Цель: систематизировать представления  дошкольников о весенних изменениях и природных явлениях в природе.Задачи: Образовательные.- Закрепить представления детей о неживой природе.- Расширит...

Конспект занятия для подготовительной группы Тема: «Животный мир»

Конспект занятия для подготовительной группы Тема: «Животный мир»   ( знакомство с дикой кошкой « Манул» и семейством куньевых Соболем)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии на тему: «Обобщение представлений о жизни растений и животных леса и луга с использованием технологии мнемотехники».

конспект по экологичесому воспитанию с детьми старшей группы на тему "Обобщение представлений о жизни растений и животных леса и луга с использованием технологии мнемотехники"...

Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Растения и животные зимой»

Тема: «Растения и животные зимой» Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний пери...