Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Растения и животные зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-7_ood_rasteniya_i_zhivotnye_zimoy.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30»
Конспект ООД
в подготовительной группе
Тема: «Растения и животные зимой»
Ржавки
Тема: «Растения и животные зимой»
Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочьживотным пережить холодную зиму.
Оборудование: презентация «Растения и животные зимой»
Ход:
Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
(И. Суриков)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
Воспитатель: По каким признакам вы узнали зиму? (Обсуждение с детьми)
Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.
Дети: Декабрь, Январь, Февраль
Воспитатель: Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь - шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь – студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь – сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Воспитатель: А теперь давайте сравним погоду, которая у нас зимой с осенней погодой.
Дети сравнивают погоду, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью.
Физкультминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимаем поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И Снегурочку лепим мы, лепим мы (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.
В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодрствующие обитатели леса.
А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Ребята, а сможете ли вы отгадать загадки о диких животных?
- Хоть на вид - краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)
- На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок —
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
- С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица. (Белка)
- Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
- Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Воспитатель: А почему у нас мало птиц зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята! Какие птицы остались с нами? (Ответы детей)
Воспитатель: На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись, камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоей. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики. В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц. Они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых, спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.
Воспитатель: Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (Ответы детей)
Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
Физкультминутка «Зимняя» (выполнение движений под музыку)
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
Воспитатель: Ребята, а как у нас зимуют растения?
Дети: Деревья и кусты стоят без листьев, погружаются в сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ; Под снегом зимуют семена трав, а весной онипрорастают.
Воспитатель: Правильно, ребята. Деревья, так же как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно ребята, большинство насекомых впадают в глубокий сон.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний».Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.
- Декабрь, январь, февраль, июнь.
- Синица, дятел, скворец, сорока.
- Шуба, свитер, сарафан, валенки.
- Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили о зиме, вспомните, какая погода бывает зимой, как зимуют звери, птицы, насекомые, растения, что нового и интересного вы узнали сегодня? (Ответы детей)
Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку (дети рисуют смайлики и дарят друг другу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: «Природные зоны. Условия жизни, растения и животные»
Этот вид деятельности направлен на развитие у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию;- развитию умения устанавливать взаимосвязи между климатическими условиями...
Перспективный план в подготовительной группе Тема «Удивительный мир животных и растений Севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера, о растительном мире СевераЗадачи: Продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, морж, пингвин; Продолжат...
Перспективный план в подготовительной группе Тема «Удивительный мир животных и растений жарких стран»
Цель: Расширить и закрепить знания детей о самом жарком континенте Африке. Систематизировать представление детей о животных Африки.Задачи: Формировать представления о природных зонах Африки; Формирова...
Конспект по лепке подготовительная группа. Тема: Как мы играем зимой.
Конспект по лепке подготовительная группа.Тема: Как мы играем зимой....
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой»
для подготовительной группы...
Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой»
Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пони...
НОД в подготовительной группе .Тема «Жизнь лесных животных зимой».
Цель: Формирование представления о жизни лесных животных зимой. Образовательная область познавательное развитие.Задачи: Пополнить и закрепить знания о жизни животных в лесу зимой: ...