Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Растения и животные зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Комиссарова Наталья Викторовна
Тема: «Растения и животные зимой» Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочь животным пережить холодную зиму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7_ood_rasteniya_i_zhivotnye_zimoy.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30»

Конспект ООД

в подготовительной группе

Тема: «Растения и животные зимой»

Ржавки

Тема: «Растения и животные зимой»

Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пониманию того, как человек может помочьживотным пережить холодную зиму.

Оборудование: презентация «Растения и животные зимой»

Ход:

Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение об удивительном времени года, а вы внимательно его послушайте:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

(И. Суриков)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: О зиме.

Воспитатель: По каким признакам вы узнали зиму? (Обсуждение с детьми)

Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, зимние месяцы.

Дети: Декабрь, Январь, Февраль

Воспитатель: Верно. Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь - шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.

Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь – студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь – сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.

Воспитатель: А теперь давайте сравним погоду, которая у нас зимой с осенней погодой.

Дети сравнивают погоду, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью.

Физкультминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимаем поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И Снегурочку лепим мы, лепим мы (соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как у нас живут звери в лесу зимой?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, ребята, вы всё правильно сказали. Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодрствующие обитатели леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.

Ребята, а сможете ли вы отгадать загадки о диких животных?

  • Хоть на вид - краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)

  • На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок —

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

  • С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица. (Белка)

  • Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

  • Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Воспитатель: А почему у нас мало птиц зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие птицы у нас улетели? И почему они улетели? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята! Какие птицы остались с нами? (Ответы детей)

Воспитатель: На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись, камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоей. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики. В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц. Они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых, спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.

Воспитатель: Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (Ответы детей)

Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

Физкультминутка «Зимняя» (выполнение движений под музыку)

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы                    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,                                    (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками.)

Воспитатель: Ребята, а как у нас зимуют растения?

Дети: Деревья и кусты стоят без листьев, погружаются в сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ; Под снегом зимуют семена трав, а весной онипрорастают.

Воспитатель: Правильно, ребята. Деревья, так же как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором, так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение.

Воспитатель: А как вы думаете, почему мы не встречаем насекомых? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно ребята, большинство насекомых впадают в глубокий сон.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний».Вам нужно услышать лишнее слово и, объяснить, почему это слово лишнее.

  • Декабрь, январь, февраль, июнь.
  • Синица, дятел, скворец, сорока.
  • Шуба, свитер, сарафан, валенки.
  • Гирлянда, кубик, шарик, хлопушка.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили о зиме, вспомните, какая погода бывает зимой, как зимуют звери, птицы, насекомые, растения, что нового и интересного вы узнали сегодня? (Ответы детей)

Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому подарим друг другу улыбку (дети рисуют смайлики и дарят друг другу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: «Природные зоны. Условия жизни, растения и животные»

Этот вид деятельности направлен на развитие  у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию;- развитию умения устанавливать взаимосвязи между климатическими условиями...

Перспективный план в подготовительной группе Тема «Удивительный мир животных и растений Севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных  Севера, о растительном мире СевераЗадачи: Продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, морж, пингвин; Продолжат...

Перспективный план в подготовительной группе Тема «Удивительный мир животных и растений жарких стран»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о самом жарком континенте Африке. Систематизировать представление детей о животных Африки.Задачи: Формировать представления о природных зонах Африки; Формирова...

Конспект по лепке подготовительная группа. Тема: Как мы играем зимой.

Конспект по лепке подготовительная группа.Тема: Как мы играем зимой....

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой»

Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пони...

НОД в подготовительной группе .Тема «Жизнь лесных животных зимой».

Цель: Формирование представления о жизни лесных животных зимой. Образовательная область познавательное развитие.Задачи: Пополнить и закрепить знания о жизни животных в лесу зимой: ...