Организованная образовательная деятельность "В поисках сокровищ" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Пшеничникова Ольга Александровна

Цель:   создание педагогических условий по ознакомлению детей с жизнью, культурой, бытом  народов разных стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_-_v_poiskah_sokrovishch.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

ООД «В поисках сокровищ»

подготовительная группа

воспитатель Пшеничникова О.А.

Цель:   создание педагогических условий по ознакомлению детей с жизнью, культурой, бытом  народов разных стран.

Задачи:

  • продолжать формировать первоначальные представления детей  о странах: Китай, Индия, Африка;
  • расширить знания детей о нашей планете, о том, что на ней много разных стран;
  • развить умение ориентироваться по карте мира, находить страны и континенты;
  • формировать умения самостоятельно сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес, активность детей в процессе выполнения заданий; умение общаться; внимание, мышление;
  • воспитывать у детей интерес, уважение к культуре разных народов;  доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Словарная работа:

обогащение и активизация словаря – индиец, индианка, континент

Материалы:  

  • демонстрационный:  карта мира, мешок, модули (для постройки корабля), телевизор; видеоролик «Индия»; книга К.И. Чуковского «Айболит»; картинки с изображением флагов 7 стран, иллюстрации: «Китай», «Индия», «Африка», головные уборы, свиток «Знания», послание «Детям от Айболита», синяя ткань, сундук с монетами-шоколадками;
  • раздаточный: книга (фрагменты) «Путь к сокровищам», клей, скотч, для каждого ребенка карточка «Найди жилище», камни, дощечки, бумага, карандаши, палочки для письма, круги зеленого, желтого, темно-зеленого цветов, карточки-животные природных зон Африки и России».

Предварительная работа:  

чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит»; знакомство детей с жизнью, бытом, традициями, культурой народов разных  стран в  совместной деятельности; чтение сказок разных народов; рассматривание карты мира; рассматривание иллюстраций о Родине, о разных странах;просмотр фильмов; беседы.

Интеграция образовательных областей:  

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое  развитие, художественно-эстетическое развитие.

Содержание  ООД:

I.   Вводный этап

(дети играют в уголках)

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне   (дети подошли к воспитателю)

- Как вы думаете, для чего я взяла эту книгу? (будем продолжать читать…)

- Давайте присядем и вспомним, как называется книга и кто ее автор?

                                                                        (К.И.Чуковский «Доктор Айболит»)

- О чем мы с вами уже прочитали, узнали?  

- На чем остановились?

Введение в тему(мотивация к деятельности)  

- И так, продолжим чтение книги К.И.Чуковского «Доктор Айболит»

(после слов: «они хотели догнать доктора Айболита и отомстить ему за то, что он похитил у них рыбака…» раздается угрожающий звук и прилетает мешок, воспитатель и дети в недоумении оглядываются)

- Ребята, я не поняла, это что такое?     (какой-то мешок)

- Откуда он взялся?       (рассуждения детей, в мешок хотят заглянуть)

- Дети, Стоп!!! А можно ли брать чужие, незнакомые вещи? (нет)

- Почему?    (объяснения детей)

(загорается экран Телевизора: плывут 2 пирата на корабле, беседуя:

- Ты слышал, что Айболит хотел передать детям мешок с подсказками, по которым они найдут сокровища, и Айболит сможет купить на эти деньки кучу лекарств для своих противных зверей.

-Теперь он не сможет его передать, ведь этот мешок у нас!  Ха, ха, ха!

-Сокровища – это же золото, много денег! Значит, мы будем богаты! Ура-а-а!

- А где же наш мешочек?  - Кажется, мы его обронили, потеряли. Как же теперь мы найдем сокровища? Побежали его искать….(гаснет ТВ)

- Ребята как вы думаете, не об этом ли мешке сейчас говорили Пираты? (Пираты потеряли мешок, а он оказался у нас)

- Кто же нам передал этот мешок  с подсказками?  (Айболит) 

- Давайте проверим, так ли это?      (дети открывают мешок, педагог достает послание)

«Дорогие ребята! Мне очень нужны лекарства, чтобы вылечить больных зверей. Помогите найти сокровища, на которые я смогу купить эти лекарства!  А в мешке вы найдете книгу с подсказками. Книга укажет вам путь к сокровищам.  Вперёд, на поиски сокровищ! Желаю удачи!»   АЙБОЛИТ

II.  Основной этап  

Проблемная ситуация

- Ребята речь шла о какой-то книге. А где же она?  (дети трясут мешок, а из него выпадает не книга, а листы-фрагменты книги)

- Что это за обрывки? А где же сама книга? (рассуждения детей)

- Как нам быть, что делать?     (надо склеить, чтобы получилась книга)

(дети находят клей, скотч в группе, собирают обрывки, склеивают их в страницы; обращают внимание на то, что есть и цифра, которая указывает номер страницы в книге, затем вклеивают все листы в обложку книги)

- Вы молодцы, ребята, у вас получилась настоящая книга подсказок. Прочитайте название книги (дети читают «Путь к сокровищам»)

- Ребята, а на чем передвигались и Айболит, и Пираты?     (на корабле)

- Тогда на чем же мы могли бы отправиться вслед за Айболитом и Пиратами искать сокровища?

- Но у нас нет корабля, что же нам делать?         (можем построить)

-  Тогда вперед к реке строить корабль!  

- Подумайте,  из чего и как мы можем построить корабль   (дети строят корабль)

- Кто встанет к штурвалу?

- Как нам выбрать одного рулевого, чтобы никому не было обидно?  

(по считалке)

- Ребята,  предлагаю начало нашего пути  отметить на карте мира. Откуда мы начинаем свой путь?

- Найдите среди флагов разных стран  флаг России и поместите его на карту мира,                            

                                           (дети выбирают флаг и прикрепляют его на карту)

- Как вы узнали, что это флаг России?      (три цвета: синей, белый, красный – триколор)

- Корабль готов к отплытию?

- Отправляемся в путь!       (все проходят на корабль)

- А мы ничего не забыли?   (книгу)

Плывут на корабле:

- Так куда мы путь держим? Давайте обратимся к книге подсказок  

- Что изображено на первой странице?    (страница № 1 с изображением Китайской стены)

- Так куда мы путь держим?        (в Китай)

- Почему решили, что в Китай?  (т.к. эта стена находится в Китае)

- Рулевой командуй!

Ребенок: - Внимание! Корабль отправляется в Китай!          (плывем)

- Ребята, что вам известно о Великой китайской стене?   (ответы детей)

- Да, ребята, это самое огромное архитектурное сооружение во всем мире. В строительстве принимало участие почти все население Китая.

   1 остановка «Китай»

- Вижу берег Китая! Рулевой отдать швартовы! Вот наш корабль  и прибыл в Китай.       (заиграла Китайская музыка, дети подходят к заставке «Китай»)

- Ребята, что вы знаете о Китае?  (одежда, блюда, посуда, бумага, великая китайская стена, священный дракон, родина риса, панда…)

-  Коль вы знаете много об этой стране, тогда может быть, и знаете, как  называют жителей Китая?    (китайцы)

- Где же мы здесь будем искать сокровища?

Д/игра «Подбери головной убор»

(на столе:  шапка-ушанка, шлем, платок, кокошник, шляпа из соломы)

- Может быть это сокровища?    (это головные уборы)

- Помогите подобрать головной убор, который является национальным головным убором жителей Китая        (рассуждения детей)

- Что здесь лишнее?  Уберите лишнее в коробку. Что же у нас осталось?  (соломенная или бамбуковая шляпа)

- Это самый распространенный  головной  убор среди простого народа Китая, в котором в жару не жарко, а в холодную погоду не холодно.

- А еще у меня есть знакомый для вас материал. Что это?   (бумага)

- Ребята, как вы думаете, какая связь между бумагой и Китаем?

- Оказывается, бумагу изобрели в Китае!  Много столетий бумага была редким и дорогим материалом. А сейчас нашу жизнь трудно представить без бумаги.

Раньше, когда еще не было бумаги, Китайский народ писал на камнях, потом на деревянных дощечках.  

Опыт «Напишем письмо»

- Давайте представим, что у нас нет ни бумаги, ни карандашей. Попробуем изобразить или написать что-либо на камне  (дети пишут)

- Получилось написать? Легко ли это сделать?

- А теперь попробуем написать на деревянных дощечках. Как вы думаете, чем писали на дощечках в то далекое время? Затрудняетесь? Тогда я вам подскажу: углем или обожженными палочками  (пишут)

- Как вы думаете, удобно ли это было? Почему?

- А теперь напишите на листке бумаги все, что захотите  (дети пишут на бумаге)

- Какой из этих 3-х материалов показался вам самым удобным для письма? Почему?

- Как вы думаете, каким было это открытие?  Бесполезным и пустым?  (нет, важным)

- Почему?    (дети доказывают)

Д/упражнение «Узнай флаг»

- Ребята, и на прощение с Китаем давайте обозначим Китайскую республику их национальным флагом на карте мира  

                               (дети выбирают флаг и прикрепляют его на карту мира)

- Ребята, но где же все таки сокровища?  Что же нам делать дальше?  

                (надо вернуться на корабль и обратиться к книге подсказок)

- Мы в Китае побывали,  сокровища  не отыскали

На корабль детвора! Сокровища  искать пора!

На корабле:                         

- Кто мне подскажет, куда держать курс дальше?   (дети по книге определяют, что вторая страница – это Индия)

- Почему решили, что это Индия?

- Ура Индия! Вперед за сокровищами….

2 остановка «Индия»        

 - На горизонте вижу Индию! Рулевой отдать швартовы! Ну что, выходим на берег?

(звучит музыка Индии, дети выходят на берег, заставка «Индия»)

- А вот и жители Индии. Как вы думаете, как их называют?   (индийцы: индийскую женщину называют «индианка», мужчину – «индиец»)

- Ребята, мы не найдем сокровища, пока не расскажем, что мы знаем об Индии?  (слон – домашнее животное в поселениях, одежда женская – сари, Индийский океан)

- Ребята, из каких источников можно узнать об Индии?

(прочитать в энциклопедии, через Интернет, спросить у взрослого и др.)

- А давайте обратимся ко взрослым и спросим у них, что они знают об Индии?

 (дети спрашивают у гостей)

- Что же вы узнали об Индии?

Просмотр видеоролика «Индия»     (дети, сидя перед экраном)

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вам необходимо рассказать, что нового вы из него узнали?(просмотр видеофильма)

Беседа с детьми

- О чем же фильм? Что нового вы из него узнали?    (ответы детей)

- Но где же все таки сокровища?

Д/упражнение «Найди жилище»

- Ребята, я вижу еще одну подсказку (показ карточек)

- Соедините линией народ с его традиционным жилищем  (дети выполняют задание)

- Ребята поменяйтесь карточками и проверьте у своего друга, правильно ли он выполнил задание     (дети проверяют)

- Ребята, удалось нам найти сокровища в Индии?          (ответы детей)

- Ребята, и на прощение давайте отметим Индию ее национальным флагом на карте мира.  

                               (дети выбирают флаг и прикрепляют его на карту мира)

- Все на корабль, продолжим наш поиск. А куда?

- Что нам дальше делать?  

- Что изображено на 3-й странице? (Африка)  Как догадались?

3  остановка «Африка»        

(звучит африканская музыка, заставка «Африка», дети выходят на берег)

- Дети, это точно Африка? Как вы узнали, что мы прибыли в Африку?

- Как называют жителей Африки? (африканцы)

- Что вы знаете об Африке?  (жара, мало дождей, африканские животные, цвет кожи…)

- Ребята, где нам здесь найти сокровища? Может, кто-то из вас видит очередную подсказку?   А я увидела подсказки – это кружочки. Жители Африки предлагают нам взять по одному кружочку и пройти  к столам  (подошли к столам)

- Почему вы подошли к этому столу, а вы…., а вы…..

              (у нас кружок зеленого цвета и на столе кружок такого же цвета…)

Д/игра «Кто, где живет?»

- Назовите, к какой природной зоне Африки подошла ваша группа, а ваша группа…?   (к саванне, к тропическому лесу, к пустыне)

- Ребята, мы сможем найти наше сокровище, если правильно расселим животных в их природные зоны обитания  (дети выполняют задание)

- Поменяйтесь местами и проверьте правильность заселения животных   (дети меняются местами и проверяют)

- Ребята, почему не заселили этих животных  (живут в наших лесах)

- Ребята, как вы думаете, удалось нам найти сокровища в Африке?

                                                                                                     (ответы детей)

- Давайте отметим Африку ее национальным флагом на карте мира  (флага нет) 

- Нашли флаг? А почему не нашли?

Словарная работа

- Африка, это страна или континент?   (континент)

- Покажите на карте Африку    (показывают)

- Назовите и покажите на карте реку, по которой Айболит спешил на помощь к больным зверятам   (это река Лимпопо)

(дети показывают реку и находят подсказку, разгадывают ребус и находят сокровища)

3. Заключительный этап   

(педагог, держа в руках сундучок)

- Оказывается, сокровища были совсем рядом. Ребята, мы, наверное, зря путешествовали с вами? Мы ничего нового не нашли, не узнали?

- Путешествуя по всем странам, мы узнали что-то новое и интересное?

Сюрпризный момент

- Ребята, давайте посмотрим, сможем ли мы теперь помочь Айболиту?

        (находят монетки-шоколадки0

- Здесь еще что-то есть?   (свиток с надписью «Знания»)

- Знания – это тоже сокровища?   Почему?

- А завершим мы наше путешествие ритуалом «Узел дружбы»

                                                (дети встают в круг и берутся за руки)

- Мо-лод-цы!!!

Пояснительная записка

к организованной образовательной деятельности

«В поисках сокровищ»

Организованная образовательная деятельность «В поисках сокровищ» разработана  и запланирована в рамках перспективного календарно-тематического планирования (тема недели «Я – житель земного шара»).

Мероприятие построено по принципу интеграции образовательных областей через разнообразные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, продуктивной, двигательной.

Целью данного вида деятельности является:  создание педагогических условий по ознакомлению детей с жизнью, культурой  и бытом  народов разных стран.

Задачи ООД:

  • продолжать формировать первоначальные представления детей  о странах: Китай, Индия, Африка;
  • расширить знания детей о нашей планете, о том, что на ней много разных стран;
  • развить умение ориентироваться по карте мира, находить страны и континенты;
  • формировать умения самостоятельно сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес, активность детей в процессе выполнения заданий; умение общаться; внимание, мышление;
  • воспитывать у детей интерес, уважение к культуре разных народов;  доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Главной задачей вводного этапа являлось создание условий для появления у детей мотивации к активной деятельности на занятии. Таким приемом послужил угрожающий звук и появление мешка с подсказками, а так же показ видеоролика «Разговор Пиратов».

На основном этапе использовала проблемные ситуации «Как восстановить книгу?», «У нас нет корабля, что делать?», «Как написать письмо без бумаги?», «Найди жилище?», которые  позволили мне не только поддерживать интерес детей и активизировать их познавательную деятельность, но и формировать умения самостоятельно действовать, анализировать.

Вопрос повышенной трудности «Что мы знаем об Индии?» построено на основе метода развивающего дискомфорта (информация содержалась в видеофильме и ей владели взрослые) когда вопрос  перед детьми был поставлен четко и ясно, но у детей имелся явный дефицит знаний. Цель использования данного метода заключалась в стимулировании поисковой активности детей и самостоятельном поиске детьми ответа.

Чтобы избежать утомления и перенапряжения детей проводилась постоянная смена видов детской деятельности с использованием игровых методов и приемов.  

На заключительном этапе дети делились своими впечатлениями о том, как смогли помочь героям сказки  и что нового узнали.

По результатам совместной деятельности с детьми можно сделать вывод, что использование данных методов и приемов мною было эффективным. Поставленные задачи достигнуты, дети демонстрировали владение определенным объемом знаний и умений. Они принимали проблемные ситуации, понимали  их и находили пути решения, что свидетельствовало о степени их включенности в образовательный процесс. Ребята охотно вступали в диалог, самостоятельно находили  решения  поставленных задач.

Рецензия

на организованную образовательную деятельность воспитателя

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

Пшеничниковой Ольги Александровны

         Непосредственно образовательная деятельность «В гости к Маше и медведю» в средней группе проведена на высоком организационном и  методическом уровне с учетом индивидуально-типологических особенностей детей среднего дошкольного возраста.

        Проектируя совместную деятельность с детьми, Елена Анатольевна подобрала ситуации эмоционально значимые для ребёнка: психологический настрой, мотивация к деятельности, самоактуализация детей в причастности к большому и нужному делу – прийти на помощь (собрать яблоки для медведя, сварить варенье для медведя, помочь Маше собрать шишки). В качестве базовых компонентов использовались: развивающий характер занятия, личностно-ориентированное общение и стратегия сотрудничества с детьми.

Программное содержание данной деятельности Елена Анатольевна построила на принципах наглядности, осознанности и активности, систематичности  и последовательности, что способствовало достижению  поставленных  целей и задач.

Структура непосредственно образовательной деятельности методически верна и представлена тремя этапами:  вводный  (интерактивная игра на установление дружеских взаимоотношений между детьми;  введение в тему с помощью куклы Маши), основной (пластический этюд,демонстрация мультфильма с использованием ИКТ; решение проблемных ситуаций;   дидактическая и подвижная игра; задание с ситуацией повышенной трудности; элементарный опыт) и итоговый («Сюрпризный момент»), которые взаимосвязаны между собой.

В процессе совместной деятельности педагога с детьми отмечается профессионализм в сфере владения и применения методов  проблемного изложения, развивающего дискомфорта (воспитатель стимулировал поисковую активность детей через создание ситуации затруднения), частично-поискового,  метода стимулирования, сопереживания и мотивации. Использование их адекватно содержанию вышеуказанной деятельности повлияло на качество проведения НОД, на активизацию детского участия в процессе всей деятельности, на высокий уровень  содержательного познания дошкольников.  

Высокий уровень использования  приемов (голосовой и эмоциональной модуляции, игровой воображаемой ситуации,  придумывания фраз  и озвучивания,

прием  контрольных вопросов,  «провалы  памяти») позволил педагогу активизировать познавательную и творческую активность дошкольников.

Используемое педагогом мультимедийное оборудование позволило сделать просмотр сюжетов мультфильма зрелищным, что несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формирует у них систему мыслеобразов.      Педагог использовала авторскую методику В.А.Ковалева, которая была направлена на снятие зрительного напряжения у детей.

       Данный вид деятельности  является интересной и эффективной формой работы, построенной на принципе интеграции образовательных областей. Интеграция  способствовала снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей за счет переключения их на разнообразные виды детской деятельности в процессе занятия (игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую),  поддерживала внимание детей.      

В интересной игровой форме происходило обогащение словаря, формирование грамматической структуры речи, развивались коммуникативные умения – дети свободно высказывали свои мысли, делились впечатлениями. А также у детей развивалась познавательная активность, поскольку вопросы и задания требовали от них активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации. Все в целом позволяет говорить о высокой эффективности данного вида деятельности.

Основной материал усвоен дошкольниками в объеме, достаточном для первичного освоения содержания данной темы.

Все в целом позволяет сделать вывод о высокой эффективности занятия.

Старший воспитатель МБДОУ № 47   ______________   Кокорина С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность»)

Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность») 1.      Тема: ...

Организованно-образовательный вид деятельности в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАНИЕ» на тему: Картина А. К Саврасова «Грачи прилетели»

- Познакомить с творчеством А. К. Саврасова;- раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;- способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желание п...

КОНСПЕКТ организованного образовательного вида деятельности в подготовительной группе . По образовательной области «Здоровье сберегающей технологии» на тему «Царство растений».

Закреплять знания о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать знакомить детей с народными декорати...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": формирование элементарных математических представлений. Тема "Путешествие Лунтика"

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": Формирование элементарных математических представленийТема ...

Конспект организованной образовательной деятельности «Магазин игрушек» подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Магазин игрушек» подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада (Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие») Тема: «Морозные узоры».

Формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о нетрадиционной технике изображения «фотокопии» - рисование свечой или восковым мелком....