методический сборник "Сказания о великих людях России"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Ябурова Зоя Сергеевна

сказания о великих людях  России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazaniya.docx49.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  Детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

                               

МЕТОДИЧЕСКИЙ  СБОРНИК

«Сказания о великих людях России»

Разработчик:

Ябурова Зоя Сергеевна,

 воспитатель

Городской округ  Красноуральск

2012 год

От автора

        Невозможно оценить значение  патриотического воспитания, посредством знакомства детей с подвигами героев русской истории, вкладом великих ученых и культурных деятелей в развитие России.

        В программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» одним из ведущих направлений работы с детьми является приобщение дошкольников к основам духовной культуры и интеллигентности. Данная работа предполагает решение образовательных и воспитательных задач по введению детей старшего дошкольного возраста в мир науки, искусства и знакомство с такими знаменитыми людьми России, как: Ломоносов М. В., Жуковский В. А., Крылов, Пушкин А. С., Суворов А. В., Кутузов М. И., Менделеев Д. И., Нахимов П. С., Айвазовский И. К., Чайковский П. И., Бианки В. В. и другими выдающимися соотечественниками.

        Чем вызвана необходимость данной работы?

        Во-первых, знакомство с выдающимися людьми России рассматривается, как средство формирования образа России. Познание Родины многообразно: это и история, и литература, и искусство, и природа и многое другое. Знакомство с тем или иным соотечественником позволяет детям прикоснуться к отдельным страницам истории России, раскрыть ее красоту и неповторимость, отраженную в художественных произведениях.

        Яркое впечатление о событии, о человеке, о красоте, которую увидел ребенок, оставляет след в памяти и в душе, наполняет смыслом и содержанием слова «любовь к Родине».

         Во-вторых, на основе системы представлений о выдающихся соотечественнике, как о личности, возникает редкая возможность содействовать формированию у детей образа человека - нравственного идеала. Образы великих людей, имена которых сохранила история, как лучших представителей нации, позволяют наглядно представить, раскрыть содержание нравственных категорий, понятий, наполнить их конкретными примерами.

         В-третьих, ознакомление детей со знаменитыми людьми России – это специфический путь развития вкуса к философствованию, как условию развития потребности учиться.

         Философствование шестилетнего ребенка – это новый способ познания окружающего мира и себя в нем. У детей формируется способность и умение принимать самостоятельные решения, критически относиться к достигнутым знаниям, творчески переосмысливать те, что имеются.

          Знаменитые соотечественники предстают перед детьми, прежде всего, как люди, которые были, прежде всего, хорошо образованы, и потому смогли совершить великие открытия и подвиги во славу России. На примере великих людей России дети приходят к осознанию того, что эти герои преодолевали трудности, сделали открытия и совершали подвиги потому, что применяли знания для умелого разрешения проблем.

           Ведущей формой работы с детьми явились – сказания. Главное отличие сказания от других форм работы заключалось в том, что сказание никогда не могло быть на новом содержании. Сказание – специально разработанный текст, благодаря которому ребенок систематизирует ранее полученные знания, совершает рефлексивную деятельность, активизирует ассоциативные ряды связей, обогащает вновь возникающие образы воспоминаниями о своем личном опыте.

         Готовность детей к пониманию «сказания» - результат длительной работы до занятия. Ежедневно - между занятиями, в свободные минуты, в ходе различных режимных моментов ведутся разговоры о том или ином выдающемся соотечественнике, его жизни, рассматриваются книги, иллюстрации, репродукции картин, позволяющие полнее раскрыть обстановку, время, в которое он жил. Это способствует тому, что дети могли представить то состояние, в котором находился герой, проникнуть в атмосферу того времени, представить себя на его месте.  

         Представления о великих людях России закладывают своеобразный фундамент, на который будут опираться более глубокие знания, которые ребенок получит в школе.

         На основе данных представлений формируется интерес к познанию, к философским рассуждениям, умение вести диалог, быть интересным собеседником. Дети приобретают навыки общения с энциклопедическими изданиями, словарями и, конечно же, у детей  формируется нравственный идеал человека.

 

Занятие - Сказание «Об адмирале  П. С. Нахимове»

     Цель:  рассказать детям о герое П. С. Нахимове, содействовать развитию интереса к прошлому и настоящему своей Родины, углублять представления о героях России; воспитывать чувство патриотизма, гордость за Российских героев.

     Оборудование: портреты А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Суворова, П. С. Нахимова, глобус, карта России, кадет, орден Святого Георгия  (мультимедийное сопровождение).

Словарная работа: кадет, мичман, бухта.

Предварительная работа: разговор о моряках, рассматривание книг о море, о моряках, чтение В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк», разговор о профессиях: штурман, капитан, моделирование морской бухты.

     Ход  мероприятия:

Детям предлагаются портреты А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Суворова, П. С. Нахимова.

- Дети, чем знамениты эти люди?

- Почему мы их узнаем? (знаем их дела).

- Чем прославил Россию этот человек? (портрет А. С. Пушкина).

- Чем знаменит этот человек? (портрет Суворова).

- О ком вы еще не знаете? Портрет этого героя перед вами.

- Это П. С. Нахимов. О нем я хочу сегодня вам рассказать.

П. С. Нахимов родился в семье офицера и тоже захотел стать военным. Учился он в городе Петербурге в морском кадетском корпусе.

       Кадетами называли учеников военно-морских училищ. Когда ему было 16 лет, он блестяще закончил морской кадетский корпус. Все предметы у него были сданы на оценку «отлично». Ему было присвоено звание мичмана – это офицерское звание. И он был зачислен на корабль. (показ кадетов)

Впоследствии П. С. Нахимов совершил кругосветное плавание, проплыл на корабле вокруг земного шара (показ на глобусе).

        В одном из морских боев на Балтийском море (показ на карте) П. С. Нахимов отличился особой храбростью и был награжден орденами Святого Георгия второй и четвертой степени за храбрость (показ слайда).

- Ребята, вы хотите стать моряками?

       Физкультминутка «Как живете, моряки?»

Итак, мы узнали, что сначала Павел Степанович Нахимов служил на Балтийском флоте, а потом стал служить на Черноморском флоте. И вот здесь ему пришлось командовать флотом во время войны с турками.

Разведка донесла П. С. Нахимову, что корабли турецкого флота сосредоточены в Синопской бухте (показ на карте). Адмирал П. С. Нахимов решил идти на корабле под названием «Императрица Мария» на перехват противника, чтобы напасть неожиданно. Он рассчитывал, что турецкие корабли стоят в тесной бухте и передвигаться не могут. И если действовать быстро, помощь туркам не подоспеет. Так и было! П. С. Нахимов напал смело, неожиданно, каждый его корабль знал свою цель. Шквал огня обрушился на турецкий флот. Турецкий адмирал Осман-паша был взят в плен. Из двенадцати турецких кораблей лишь один смог бежать. Турецкий флот перестал существовать. Так наш адмирал умело выиграл сражение.

          Так же П. С. Нахимов возглавил оборону города Севастополя (показ на карте, которая длилась почти год (349 дней).

           Он был храбрым человеком, требовательным и справедливым, внимательным к подчиненным. Приходил туда, где было трудно, дважды был ранен, но не ушел с поля боя. Но однажды на Малаховом кургане П. С. Нахимов был убит. Гроб с его телом был накрыт флагом, простреленном в бою. Это был флаг корабля «Императрица Мария», которым командовал П. С. Нахимов в Синопском сражении.

- Так почему все помнят П. С. Нахимова?

- Что он защищал?

- Можно ли его назвать героем?

- А вы бы хотели быть на него похожими?

В следующий раз я вам расскажу подробно о Синопском сражении и о Севастопольской обороне.

Совместная  образовательная деятельность «Сказание о А. С. Пушкине»

 Цель: Познакомить детей с биографией А.С.Пушкина в детские и юношеские годы.  Воспитывать любовь к поэтам и писателям России. Развивать чувство гордости за свою Родину.

Ход мероприятия:

Поиграем в нашу любимую игру «Лабада». Дружно шагаем мы, тра-та-та, тра-та-та. Мы танцуем танец. Это «Лабада». Мои плечи хороши, а у соседа лучше. Все берут друг друга за плечи, повторяют начало и так шагают, взявшись за плечи, по кругу, называют новую часть тела – локти, (колени, голову, шею и т. д.). Темп ускоряется с каждым новым кругом.

Воспитатель: Вы дружно живете! Любите играть друг с другом! О чем я обещала вам рассказать?

Дети: О Пушкине, как он учился в лицее.

Воспитатель: Да, о том, как в детские годы А.С.Пушкин учился в лицее. Принесите стулья, поставьте на краю ковра. А. С. Пушкин родился в Москве, в 1799 году. В доме Пушкина была бабушка Мария Александровна Ганнибал. Маленький Пушкин любил слушать рассказы бабушки о старине. Еще Пушкин любил слушать сказки своей няни Арины Родионовны. В кабинете у Сергея Львовича Пушкина…А кто это – Сергей Львович?

Дети: Папа Пушкина.

Воспитатель: Да, в кабинет отца была великолепная библиотека. В библиотеке были собраны на французском и русском языках, но особенно много было книг на французском языке.

       Пушкин очень рано научился читать, и чтение его было любимым занятием. В 8 лет он уже начал писать стихи, басни и даже написал комедию, которую он читал своей сестренке Оле – Ольге Сергеевне. Учитель не похвалил комедию, и Пушкин сжег ее. И детских стихов поэта не сохранилось.

        В Царском селе был открыт Лицей. Туда пригласили работать лучших учителей России. И родители Пушкина решили отдать его в новое учебное заведение. Из Москвы в Петербург собрался ехать дядя Пушкина – Василий Львович вот он – то и отвез племянника в Лицей. Добирались они из Москвы до Петербурга целую неделю, потому что ехали на лошадях.

        19 октября 1811 года в Актовом зале Лицея был торжественно отмечен день открытия этого учебного заведения. Было принято 30 воспитанников, среди них был и Пушкин. В лицейском зале между колоннами был поставлен большой стол, накрытый красным сукном с золотой бахромой. На нем лежала грамота об учреждении лицея. Справа стояли воспитанники и их наставники. А слева- профессора. Остальная часть зала была занята креслами для публики. Из Петербурга приехали педагоги, именитые гости и даже Царь Александр Первый. А так же и родители воспитанников.

           В лицейские годы произошла первая встреча Пушкина с выдающимися писателями: Василием Жуковским, Гавриилом Державиным, Николаем Карамзиным.

           Державин признал в лицеисте Пушкина своего преемника как поэта. Николай Карамзин сказал: «Пари как орел, но не останавливайся».

Время, свободное от занятийПушкин и его товарищи проводили в Екатерининском парке. Парк украшали широкие липовые аллеи. Пересекаясь под прямыми углами, аллеи образуют зеленые КУРТИНЫ – углы, на которых посеяна трава, образуя небольшую полянку. Среди куртин размещены павильоны и статуи. А вокруг большого пруда расположен ПЕЙЗАЖНЫЙ парк. Это название вам знакомо?

Дети: Да.

Воспитатель: Так называют разнообразные группы деревьев на широких полянках, которые кажутся естественно выросшими. Но, оказывается, их так вырастили садовники. А среди деревьев извилистые дорожки, пешеходные тропинки. В парке были памятники – Чесменская колонна в честь победы России над Турцией. У павильона, Камероновой галереи – статуя Геркулеса и Царскосельская статуя… Пушкин, когда стал поэтом, написал стихи о ней:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не иссякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева, над вечной струей, вечно печально сидит.

Воспитатель: У лицеистов очень рано начинались занятия. Вставали очень рано, гуляли, занимались физкультурой. Нам тоже пора идти на физкультуру. После физкультуры еще расскажу.

Занятие - Сказание  «Путешествие в сказы Бажова»

Цель: Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова.

Приобщать к изобразительному искусству через восприятие иллюстраций Т. Я. Калининой. Приобщать к музыкальному искусству через знакомство с русским хороводом. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы. Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта.

Предварительная работа: Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков. Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней и изделий из них. Разучивание хоровода "Красный сарафан", музыка А. Варламова. Подготовка детьми силуэтов для коллажа к сказу Бажова "Серебряное копытце".

Материалы: Макеты к сказам П. П. Бажова, иллюстрации воспитателя по изо деятельности Т. Я. Калининой к сказам,  портрет П. П. Бажова, шкатулка с угощением; 

Ход мероприятия:

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал в русских народных костюмах. Их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель).

-Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

-Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

-Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Дети ведут хоровод "Красный сарафан".

2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове.

Дети садятся на скамеечки.

-Первым делом, ребята, я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя. Рассказ см. приложение.

3. Путешествие в картинную галерею

-А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова.

1- 2 - 3 - повернись

Дети идут к стене, где висят картины

-В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам.  

Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.

1.- "Серебряное копытце": "Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. "

2.-"Огневушка -Поскакушка": "У меня тепло!, У меня светло! Красно летичко! Обошла круг - тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает. "

3."Малахитовая шкатулка": "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…"

4."Синюшкин колодец": "Поворотился Илюха в ту сторону. Видит - девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка - и сказать нельзя…"

5."Медной горы хозяйка": "Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье. "

-Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

4. Путешествие в "Комнату Знаний"

-А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате Знаний окажись!

Дети присаживаются на скамеечки.

"Отгадайте загадки":

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка)

"Из какого сказа эти строки?"

1. "Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку. " ("Синюшкин колодец")

2. "Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. "("Серебряное копытце")

"Ответьте правильно на вопросы"

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка)

6. Кто заухал, захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (Филин)

-Молодцы, порадовали меня знаниями, а вот теперь я умения ваши проверю.

5. Путешествие в " Мастерскую"

-Хочу я посмотреть, какие вы мастера - умельцы. И приглашаю вас в мастерскую.

1 - 2 - 3 - повернись

В мастерской окажись!

Дети подходят к столам, где находят силуэты персонажей сказа "Серебряное копытце", клей и др.

-Я знаю, что вы подготовили силуэты персонажей сказа, которые помогут вам создать коллаж по любимому сказу.

Самостоятельная деятельность детей.

Звучит музыка. Дети наклеивают заготовки на фон.

Хозяйка рассматривает готовый коллаж, узнаёт, каким способом дети раскрашивали заготовки; замечает, что не хватает драгоценных камней, которые выбивал Серебряное копытце, дарит стразы на клейкой основе или бусинки - каменья; благодарит за работу.

-Вот это настоящие мастера!

6. Подведение итогов работы.

-Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это я награжу вас своими самоцветами.

Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обертках.

Прощается и уходит.

Приложение 1.

Павел Петрович Бажов  (рассказ о писателе).

     Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.

       Мы уже знаем произведения П. П. Бажова: "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка","Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок".

         Но не все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него "необыкновенная биография в необыкновенное время".

Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (133 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать Павла Петровича — Августа Степановна выросла сиротой, до замужества очень трудно жила, была искусной кружевницей и зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было. Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

        А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

         В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Участвовал П. П. Бажов в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае, воевал в партизанском отряде, работал в газете. После войны опять жил на Урале.

           В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию.

           Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

          С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

          Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

Жил и работал П. П. Бажов и в годы Великой Отечественной войны. Он помогал семьям других писателей и поэтов из Москвы, Киева, Ленинграда.

Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы "Малахитовой шкатулки" во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.

         А после войны был избран депутатом в Верховный Совет СССР, помогает людям и продолжает писать свои сказы.

Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

         Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход "Павел Бажов".

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок").

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Занятие - Сказание  «Рассказ о человеке, прославившем страну»

Цель: Содействовать обогащению развития представлений воспитанника об окружающем мире на основе понимания им монологической речи взрослого. Содействовать обогащению развития ребенка через такие формы, как сказание (форма общения с ребенком как эпический монолог взрослого об истории, великих людях отечества). Развивать  речевую  активность ребенка, используя наглядный, иллюстративный материал. Содействовать обогащению развития словаря, включая в него слова, обозначающие этические качества, в том числе волевые и интеллектуальные, личностные характеристики.

Оборудование: портреты К. Э. Циолковский, А. С. Пушкин, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Л. Н. Толстой, П. С. Нахимов. Репродукции картин Т. Яблонская «Хлеб», Г. Горелов «Портрет сталевара», А. Пластов «Ужин тракториста», М. Глюк «Лесорубы», И. Кимм «Кузнецы».

Предварительная работа: Занятие - сказание о Пушкине, сказание о К. Э. Циолковском, сказание о А. В. Суворове, сказание о М. И. Кутузове, сказание о Л. Н. Толстом, сказание о П. С. Нахимове.

Мотивация занятия:

Воспитатель(смотрит на портреты) Вот интересно, можно ли вот всех вместе и ученых, и писателей и тех, кто хлеб выращивает, и металл выплавляет как-то о них обо всех вместе сказать, кто они? (они прославили Россию). Да, родились эти люди, прославившие Россию, в разных уголках. Пушкин – в Москве, Кутузов в псковской области, Кутузов - в Петербурге. Вот мы украсим портретами группу. Наша страна не только большая, она славится учеными, поэтами, писателями, военными. А вы сумеете назвать их имена и рассказать, чем онипрославили Россию? (сумеем) Очень хорошо, проверим после завтрака, про кого вы сможете рассказать так, чтобы было понятно, что этот человек прославил Россию.

Ход  мероприятия: Все собрались около портретов великих людей России.

Воспитатель: Всех ли вы знаете? И по имени отчеству назовете, и фамилию помните? Это-то вы знаете, а чем знамениты? Это кто? (писатель) А это кто? (полководец) А вот мы и послушаем, как вы про кого-нибудь расскажете. Интересно ли вас будет слушать? Надо сидеть, чтобы вас удобно было слушать.

Воспитатель: Ты расскажи, чем знаменит этот человек, но не называй его. А мы догадаемся, если ты все правильно расскажешь.

Заранее подготовленные дети составляют свои рассказы, а другие отгадывают, о ком был рассказ.

Воспитатель: Знаменитые люди эти, где жили? (В России). Так, только знаменитые люди живут в России? (Нет, те, кто хорошо работать умеют.) А этих людей знает весь мир? Вот имена их не знают, а чем же они славятся, почему о них портреты написаны? (Результатами труда) Если бы эти люди так умело не работали, тогда бы великие люди не сделали свои открытия. Мы с вами обязательно еще будем говорить о людях, прославивших нашу Родину.

Константин Эдуардович Циолковский.

С детства он очень плохо слышал, был глухой. Но считал, что нельзя прожить жизнь, не сделав чего-то полезного для людей. Поехал в Москву, но решил не поступать в училище, а учиться самому. С утра он приходил в главную библиотеку Москвы, где изучал разные науки. Через некоторое время Циолковский сдал экзамен на право быть учителем. Он с семьей поселился в г. Калуге и стал преподавать в гимназии. Зимой любил кататься на коньках, а летом пить чай в садике. А еще он стриг всех мальчишек с улицы. Он интересовался астрономией и первым увидел в ракете снаряд, который способен вывести землян в межпланетное пространство. Ученый, философ, он верил, что человек сможет полететь с Земли в Космос и даже жить в Космосе.

Александр Сергеевич Пушкин.

Родился в Москве. Пушкин очень рано научился читать, и чтение было его любимым занятием. В восемь лет он уже начал писать стихи, басни. В доме Пушкина была бабушка Мария Александровна Ганнибал, маленький Пушкин любил слушать рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны. Свои знаменитые сказки Пушкин писал по рассказам бабушки и няни. Учился в лицее, занятия у лицеистов начинались очень рано, он очень много учился. Когда закончил лицей, переехал жить в Петербург, поступил на службу. Он увлекался театром, балами. Пушкин приезжал в имение своей матери с. Михайловское. Здесь он много работал, писал свои лучшие стихи, а вечерами ездил верхом и ходил в гости. У него было четверо детей, погиб на дуэли с французом бароном Дантесом.

Суворов Александр Васильевич.

С детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком: «Ну, где ж тебе быть военным! - смеялся над ни отец - Ты и ружья не поднимешь!». Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дома, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна, только вскроются реки, а Суворов – бух в студеную воду. Его теперь не страшили ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Он окреп и вскоре поступил на военную службу. Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом, кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом. Тридцать пять больших боев провел, в каждом был победителем.

Михаил Илларионович Кутузов

Родился в Петербурге. Отца за его большой ум и знания называли «разумной книгой». Свою любовь к знаниям и труду привил он своему сыну с самого детства. Когда Миша подрос, его отдали в Кадетский корпус. Мальчик рос здоровым и веселым. Товарищи любили его за доброту, а учителя за ум, способности и прилежание. Отлично учился, усвоил математику, тактику. Изучил шесть языков - немецкий, французский, латынь, турецкий, английский, шведский. Любил литературу и военную историю. Вскоре получил офицерский чин и стал командиром роты. Стал служить в полку, которым командовал Суворов. Учился у Суворова науке побеждать. Понял, что сила армии в солдате, всю жизнь ценил и берег русских солдат. Его солдаты всегда были сыты, хорошо обмундированы. Участвовал во многих боях, в бою под Очаковым был тяжело ранен. Пуля пробила ему голову, врачи думали, что он умрет. Но Кутузов победил смерть. Его направили за границу поправлять здоровье. Он ездил по странам Европы, изучал их историю и жизнь.

Лев Николаевич Толстой

Родился в Ясной Поляне. Матери своей он не помнил, она скончалась, когда ему было 1,5 года. У него было три брата и сестра. Когда ему было девять лет, семья переехала жить в Петербург, и в том же году неожиданно умер отец. Когда ему исполнилось 16 лет, он поступил в Казанский университет. Здесь он изучает французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский языки. Решил изучить сельское хозяйство, математику, историю, географию, музыку и живопись. По совету брата уезжает на Кавказ, там учит кумыкский язык и джигитовку, потом поступает на военную службу в артиллерию. Участвует в русско-турецкой войне. Потом путешествует по Европе, изучая как выращивать овощи, рожь, пшеницу, как ухаживать за коровами, свиньями, птицей. Возвращается в Ясную Поляну и устраивает школу для деревенских детей, преподает в этой школе. Обучая деревенских детей, он пишет для них азбуку и многие другие произведения.

Павел Степанович Нахимов

Родился в семье офицера и тоже захотел стать военным. Учился на отлично в Морском Кадетском Корпусе Петербурга. Ему был присвоен офицерский чин – мичман. Он был зачислен на корабль. Совершил кругосветное плавание, отличился храбростью в морском Наваринском бою и был награжден орденами. Вскоре его назначили командиром строящегося фрегата «Паллада». В ходе постройки корабля Нахимов предложил много изобретений, которые сделали корабль лучшим кораблем того времени. Он был умелым, решительным, смелым человеком, спас эскадру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Вопрос на засыпку" Великие люди России

Аналог телевизионной игры. Материал предназначен для детей подготовительной группы. Цель: Формировать у детей образа героя, защитника своего государства, привитие любви к Отечеству....

"Великие люди России"

Деловая игра для педагогов ДОУ.   Игра проводится в форме соревнования двух команд. Ответы участников команд оценивает жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Выигрывает к...

Проект "Великие люди России" для детей старшего дошкольного возраста.

Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы. Цель проекта: активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знания детей о своей Родине....

Проект " Моя Россия". блок 8. " Великие люди России".

Блок 8. « Великие люди России».Цель: Расширить кругозор детей о своей родине и способствовать формированию познавательного интереса к истории своей страны. Познакомить с великими людьми России.Задачи:...

альбом " Великие люди России"

Альбом " Великие люди России" включает в себя 15 фото великих личностей сыгравших огромную роль в истории России, а также их краткие биографии. Рекомендуется к использованию для занятий по ...

Конспект НОД на тему «Великие люди России» в подготовительной группе

Цель: Формирование познавательной активности детей....

«Реализация проекта «Великие люди России» в подготовительной к школе группе»

Реализация данного проекта позволяет эффективно развивать у дошкольников патриотические чувства и уважение к Родине....