«Реализация проекта «Великие люди России» в подготовительной к школе группе»
консультация (подготовительная группа)
Реализация данного проекта позволяет эффективно развивать у дошкольников патриотические чувства и уважение к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_proekta.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация проекта «Великие люди России»
в подготовительной к школе группе»
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» А.С. Пушкин
Россия всегда была богата на талантливых людей. Какую бы область науки или культуры мы не назвали, везде найдутся наши соотечественники, которые прославили Россию.
В настоящее время стараниями отечественных и зарубежных СМИ усиленно нивелируется вклад России в мировой прогресс, перекраиваются страницы истории и приветствуется рабское поклонение всему иностранному, принижаются достижения и открытия сделанные российскими учеными. Можно с уверенностью сказать, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, ее вкладу в развитие человечества и мировую культуру.
Воспитание у детей уважения к страницам собственной истории и к ее настоящим героям может состояться лишь через знакомство ребят с разными историческими событиями, с основам духовной культуры и интеллигентности.
Данный проект предполагает решение образовательных и воспитательных задач по введению детей старшего дошкольного возраста в мир науки, искусства и знакомство с такими знаменитыми людьми России, как: Пушкин А.С., Суворов А.В., Чайковский П. И., Шишкин И.И., Жуков К.Г., Ломоносов М.В., Жуковский В.А., Крылов И.А., Кутузов М.И., Менделеев Д.И., Нахимов П.С., Айвазовский И.К., Бианки В.В. и другими выдающимися соотечественниками.
Чем вызвана необходимость данной работы? Во-первых, знакомство с выдающимися людьми России рассматривается, как средство формирования образа России.
Познание Родины многообразно: это и история, и литература, и искусство, и природа и многое другое. Знакомство с тем или иным соотечественником позволяет детям прикоснуться к отдельным страницам истории, раскрыть красоту и неповторимость Родины, отраженную в художественных произведениях.
Яркое впечатление о событии, о человеке, о красоте, которую увидел ребенок, оставляет след в памяти и в душе, наполняет смыслом и содержанием слова «любовь к Родине».
Во-вторых, на основе системы представлений о выдающемся соотечественнике, как о личности, возникает редкая возможность содействовать формированию у детей образа человека - нравственного идеала.
Образы великих людей, имена которых сохранила история, как лучших представителей нации, позволяют наглядно представить, раскрыть содержание нравственных категорий, понятий, наполнить их конкретными примерами.
В-третьих, ознакомление детей со знаменитыми людьми России – это специфический путь развития вкуса к философствованию, как условию развития потребности учиться.
Философствование шестилетнего ребенка – это новый способ познания окружающего мира и себя в нем. У детей формируется способность и умение принимать самостоятельные решения, критически относиться к достигнутым знаниям, творчески переосмысливать те, что имеются.
Знаменитые соотечественники предстают перед детьми, прежде всего, как люди, которые были, прежде всего, хорошо образованы, и потому смогли совершить великие открытия и подвиги во славу России. На примере великих людей России дети приходят к осознанию того, что эти герои преодолевали трудности, сделали открытия и совершали подвиги потому, что применяли знания для умелого разрешения проблем.
Ведущей формой работы с детьми явились – беседы. Ежедневно - между занятиями, в свободные минуты, в ходе различных режимных моментов ведутся разговоры о том или ином выдающемся соотечественнике, его жизни, рассматриваются книги, иллюстрации, презентации, репродукции картин, позволяющие полнее раскрыть обстановку, время, в которое он жил, прослушивание аудиозаписей. Это способствует тому, что дети могли представить то состояние, в котором находился герой, проникнуть в атмосферу того времени, представить себя на его месте.
Представления о великих людях России закладывают своеобразный фундамент, на который будут опираться более глубокие знания, которые ребенок получит в школе.
На основе данных представлений формируется интерес к познанию, к философским рассуждениям, умение вести диалог, быть интересным собеседником. Дети приобретают навыки общения с энциклопедическими изданиями, словарями и, конечно же, у детей формируется нравственный идеал человека.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Анкетирование родителей. Выявление знаний о людях, прославивших Россию.
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений.
- Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектом.
- Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление патриотического уголка «Великие люди России», «Наша Родина - Россия». Уголок содержит различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток и пр.), игровой (куклы-персонажи, дидактические игры, настольно-печатные игры). Материал уголка постоянно пополняется. Развивающая среда соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.
- Подбор художественной литературы.
- Изготовление дидактических игр, папок-раскладушек.
- Разработка цикла бесед, конспектов занятий.
Основной:
- Беседы с детьми.
- Организация вечеров развлечений, тематических праздников.
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Мероприятия с педагогами ДОУ.
- Экскурсии по городу, посещение памятников.
- Пополнение развивающей среды.
- Выставки детских работ.
- Выпуск буклетов, информационных листков, консультаций.
Заключительный:
- Итоговое диагностирование детей.
- Повторное анкетирование родителей.
- Анкетирование педагогов.
В ходе реализации проекта повышается детская, родительская и педагогическая компетентность в вопросах истории, культуры, помогает сформировать уважение к великим соотечественникам, чувство гордости от осознания себя россиянином. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Методически рекомендации.
А.С. Пушкин
Рассказывать о А. С. Пушкине и просто, и трудно. Просто – потому что об этом великом поэте написано много книг, снят не один кинофильм, нарисованы его портреты.
Трудно, потому что нелегко подобрать слова, чтобы передать всю глубину чувств, которые испытывает русский человек веред гением поэта.
Исходя из этого, целесообразно остановиться подробнее на детстве поэта, т.к. дети находятся в том возрасте, о котором мы собираемся им рассказать, а значит, события детства поэта не оставят их равнодушными.
Постепенно можно увеличивать объем информации о жизни А.С. Пушкина, рассказать о том, как он учился в Царскосельском лицее, о трогательной любви поэта к своей няне, которой он посвятил ряд стихов.
И, конечно же, знакомить дошкольников со стихами поэта. Их напевность, ритм, звучание завораживают слушателя, стихи хочется «чувствовать» снова и снова.
Конечно, отдельные слова в произведениях Пушкина нам придется объяснить детям, но это – не беда, главное, что с детства они будут привыкать слушать (а потом читать) высокую поэзию, что станет предпосылкой того, что ребенок никогда не пристраститься к низкопробной литературе.
Художники
Цель бесед о художниках – подвести детей к пониманию того, что одно и то же явление окружающего мира можно передать по-разному: стихотворением или рассказом, картиной, музыкальным произведением. Это будут первые шаги ребенка в оценке особенностей разных видов искусств, в понимании того, что художественное произведение (поэтическое, изобразительное, музыкальное) всегда отражает личный взгляд автора на какой-то объект окружающего мира.
Важно, чтобы дети больше рассматривали репродукции картин. Обязательно оставьте их в группе – это даст детям возможность детально рассмотреть картины.
Музыканты
«Все начинается в детстве» – эти слова как нельзя лучше подходят к жизни и творчеству П.И. Чайковского, потому что уже в раннем детстве проявилась его страсть к музыке, и мы не знаем, получил бы мир великого композитора, если бы его родители не поддержали интерес мальчика к сочинительству.
Нужно подробно рассказать о детстве композитора, о его взаимоотношениях с многочисленными племянниками
И конечно же, посвятить время для слушания музыки Чайковского. Целесообразно привлекать к данной работе музыкального руководителя. Не стоит ограничиваться слушанием произведений только на занятиях: пусть великая музыка сопровождает детей и в свободное время.
Полководцы
Цель данной работы – познакомить дошкольников со славными страницами истории нашего государства. У детей начинает формироваться представление о том, что Россия всегда вела освободительные войны, с честью защищала свою родину от внешних врагов. В разные исторические времена в войнах с разными противниками русские войска возглавляли талантливые полководцы, а солдаты всегда отличались смелостью и мужеством.
Особенно заинтересуют детей рассказы о детстве военачальников, о том, как воплотилась в жизнь их мечта стать военными.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность позволяют эффективно реализовать возможности воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
Выступление на педагогическом совете. " Реализация проекта" Что мы Родиной зовём?" Подготовительная к школе группа.
Выступление на педагогическом совете перед коллегами своего сада № 1781 и коллегами д/о №2, д/с №2103.Совместная деятельность с коллегами из №2103 , обмен опытом,помогло более полно расскрыть данную т...
Проект "Моя Родина-Россия" в подготовительной к школе группе
Проект "Моя Родина-Россия" в подготовительной к школе группе...
проект «Наша Родина - Россия» в подготовительной к школе группе
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...
Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей (в рамках реализации проекта «Смоленск - мой город» в подготовительной к школе группе)
Паспорт проекта:Воспитатель, инструктор ФК, дети подготовительной группы №8«Веснушка», родители.Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.Тип проекта: краткосрочный, групповой.Форма организ...
Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашео времени. Патриотизм-сложное человеческое чувство. Это любовь к близким людям, детскому саду. к родному ...