НОД (открытое занятие) в старшей группе "День прав человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В данном интегрированном занятии рассматривается право ребенка на имя. Дети вместе с персонажем домовенком Кузей оформляют для себя свидетельство о рождении, где написано и значение имени для каждого малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_prav_cheloveka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 17 «Колокольчик»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по правовому воспитанию
на тему:
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И РЕБЕНКА»
Разработка:
Соколова Юлия Николаевна
Толкачева Ирина Александровна
воспитатели старшей группы
г. Лыткарино – 2015 г.
Педагогические цели: создать условия для ознакомления детей с Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Днем прав ребенка, Днем защиты детей; способствовать развитию познавательных психических процессов.
Целевые ориентиры образования: овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в разных видах деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и педагогом; достаточно хорошо владеет устной речью, осуществляет построение речевого высказывания в ситуации общения; развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения, правилам во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом; проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно объяснять поступки людей; обладает начальными знаниями о социальном мире; знаком с произведениями детской литературы.
Участники: дети, Кузя (педагог).
Средства реализации: стихотворения А. Усачева, Ф. Резника; палочка для игрового упражнения «Обратись друг к другу по имени»; листочки белой бумаги, штампики, фломастеры, маркеры по количеству детей.
Ход мероприятия
Дети входят в группу, садятся на стульчики. Появляется домовенок Кузя (большая кукла, которую держит в руках педагог или живой человек).
Кузя. Здравствуйте, ребята! Я - домовенок Кузя. А пришел я к вам не с пустыми руками - принес вам подарок (достает календарь). Кто знает, что это такое? (Ответы детей.) А почему в календаре одни числа отмечены черным, а другие - красным? (Красные числа - это праздники, а черные числа - это будни.)
Кузя. Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. В их числе важная дата - 10 декабря. Каждый год в этот день во всем мире люди отмечают День прав человека.
Далее педагог знакомит детей с историей создания Всеобщей декларации прав человека.
Педагог. Много лет назад разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла: смерть, голод, разрушения. А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик - съехались люди.
Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания.
Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека. Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.
Права нельзя отобрать - никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не дает, человек получает их от рождения. Мы - люди, и мы все равны, а значит, у нас у всех одинаковые, равные права.
Далее педагог знакомит детей с историей создания Конвенции ООН о правах ребенка.
После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех в наше время защитить не удастся. Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества.
Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети - это не только часть населения планеты, это ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ - Конвенция ООН о правах ребенка.
Конвенция - это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель которой - сделать все для того, чтобы детям на Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.
Ежегодно 20 ноября во всем мире отмечается День прав ребенка, а 1 июня - День защиты детей.
К у з я . А есть ли права у детей? (Высказывания детей)
Ребенок (читает стихотворение А. Усачева).
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны –
Есть права у их детишек,
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Кузя. А вы знаете, какие права есть у детей? (Высказывания детей.)
Педагог. Ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, свое мнение, сохранение своей индивидуальности, развитие, свободу мысли, образование, игру, защиту от всех форм эксплуатации.
Дети читают стихотворение Ф. Резника.
1-й ребенок. Лишь появится ребенок и дышать начнет едва,
У него уже с пеленок - веские права!
2-й ребенок. Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
3-й ребенок. Видеть тихий, мирный сон.
4-й ребенок. Врачей помощь получать.
5-й ребенок. Обучаться, отдыхать.
6-й ребенок. Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым -
Все (хором). Он на свете не один!
Далее педагог останавливается на одном из прав ребенка, например праве ребенка на имя.
Педагог. При рождении ребенка семья дает ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество.
Предлагает детям поучаствовать в игровом упражнении «Обратись друг к другу по имени».
- Ребята, встаньте в круг, передавайте палочку, поворачиваясь лицом к соседу и обращаясь к нему ласково: например, Сашенька, Лизонька и т. Д.
Дети участвуют в игровом упражнении.
- Сведения о полном имени человека записываются в специальном документе. Он называется «свидетельство о рождении» (показывает свидетельство о рождении). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Это первый документ, который получает человек.
Запомните: ничто так не обижает человека, как неправильное произношение или искажение его имени. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, счастье.
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Ф. Резник
Давайте и мы с вами сделаем красивые свидетельства о рождении. И Кузя с нами тоже нарисует свидетельство о рождении, а потом я впишу всем имена в свидетельства.
Дети рассаживаются за столики.
Педагог показывает образец, объясняет последовательность создания рамки и ее декорирования. Дети при помощи штампиков, фломастеров, маркеров декорируют рамку свидетельства о рождении.
Кузя. Спасибо, ребята, я очень рад. Я теперь тоже умею рисовать очень красивое свидетельство о рождении! Пойду и покажу это свидетельство своим друзьям! До свидания!
Педагог. Приятно, что домовенок ушел довольный.
Далее педагог знакомит детей со значением некоторых имен.
Даниил - «бог», «судья». Екатерина - «чистая». Максим - «величайший». Мария - «желанная». Никита - «победитель».
Ребенок. Будь всегда достоин
Имени своего.
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Ф. Резник
Педагог. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (Высказывания детей.) Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идет по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
Упражнение «Врасти в землю».
Педагог. Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы - могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.
Дети встают и выполняют упражнение.
Читают стихотворение.
1-й ребенок. Человеку много нужно,
Чтобы счастливо жилось.
2-й ребенок. Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
3-й ребенок. Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
4-й ребенок. Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Ф. Резник
Педагог. Ребята, у человека есть не только права, но и обязанности. Расскажите, какие обязанности есть у вас. (Я убираю за собой игрушки; я заправляю постель; я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома; дети обязаны слушаться своих родителей и т. д.)
Подошло к концу наше мероприятие.
О чем самом важном для детей мы сегодня говорили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"
Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....
Конспект открытого занятия в старшей группе «Дети имеют право на отдых»
Цель: - познакомить детей с понятием отдыха;- раскрыть возможное содержание отдыха;- учить интересно проводить свободное время;- учить детей заботиться друг о друге и о близких людях....
Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе «Зачем нужны правила?»
Конспект открытого занятияв старшей/подготовительной группе «Зачем нужны правила?»...
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему «Имею право!»
Занятие на тему прав ребенка, интегрированное с речевым развитием....
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по формированию лексико - грамматических категорий по теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"
Лексическая тема: "Транспорт. Правила дорожного движения"Тема: " Путешествие в Солнечный город"...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе
Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе...
Открытое занятие в старшей группе "Человек часть природы"
ООД в старшей группе "Человек часть природы" Цели: На основе исследовательской деятельнос...