Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы».
Задачи: уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строение. Формировать понятие «зимующие птицы». Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложение. Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.
Оборудование: предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны. Трафареты птиц, простые карандаши.
Ход:
Приветствие в кругу:
Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Дети присаживаются на стульчики.
-Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: «Детский туб. санаторий. Ребятам средней группы». Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и узнаем, кто прислал письмо. «Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее…». (Сорока). Правильно. А теперь давайте откроем конверт и узнаем, что в нем: «Дорогие ребята, я знаю много интересного обо всех жителях леса, и сегодня я хочу попросить вас о помощи для некоторых моих друзей. Угадайте, кому необходима помощь.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом».
- Кто это? (птицы.) Давайте вспомним, каких мы птиц знаем. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы».
Задачи: уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строение. Формировать понятие «зимующие птицы». Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложение. Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.
Оборудование: предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны. Трафареты птиц, простые карандаши.
Ход:
Приветствие в кругу:
Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Дети присаживаются на стульчики.
-Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: «Детский туб. санаторий. Ребятам средней группы». Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и узнаем, кто прислал письмо. «Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее…». (Сорока). Правильно. А теперь давайте откроем конверт и узнаем, что в нем: «Дорогие ребята, я знаю много интересного обо всех жителях леса, и сегодня я хочу попросить вас о помощи для некоторых моих друзей. Угадайте, кому необходима помощь.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом».
- Кто это? (птицы.) Давайте вспомним, каких мы птиц знаем. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
-Попробуйте отгадать, о какой птице загадка.
1. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой-
Все равно ты будешь мой! (дятел)
2. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
3. Эта птица сизокрылая
Любит семечки клевать
И тихонько ворковать. (голубь)
4. Чик-чирик!
К зернышку прыг!
Клюй, не робей!
Кто же это? (воробей)
5. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири) .
6.Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеницу. Кто узнал ее? (синица)
7.Черная, как вар и кричит: Кар-кар! (ворона)
- Какие это птицы? (зимующие).
- Почему они так называются? (Остаются с нами на зиму, не улетают в теплые края).
- Правильно, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих птиц.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
- Вспомните, какая бывает зима? (Холодная, суровая). Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!
Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
- Чего боятся птицы зимой? (голода) А чем питаются птицы зимой? (семенами и плодами растений)
-Да. Зимой голод для птиц страшнее всего. Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет, как дрова греют печку. «Сытому, морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? (добывают еду) Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком, и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Птицам тяжело найти корм под снегом. Поэтому они прилетают поближе к людям.
- А как вы думаете почему? (люди кормят птиц)
- Правильно, люди заботятся о них, подкармливают. Делают кормушки.
- А вы знаете, чем люди кормят птиц? (хлебными крошками, семечками)
- А какие птицы любят рябину поклевать? (снегири)
- А вот у синичек кроме семечек и крошек любимое лакомство – сало.
- Ребята, давайте посмотрим картинки и поговорим о птичках, изображенных на них.
- Снегирь (показ иллюстрации) - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, ягодами рябины.
Побелело за окошком,
Всё в снегу, какая ширь.
Как румяная матрёшка - на крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь:
Здравствуй, милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйдешь
Дай им спелых зёрен горсть.
- А это что за птица на дереве сидит? (ворона) (показ иллюстрации) Правильно. Давайте рассмотрим её:
- Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)
- Какие у неё крылья? (большие)
- А лапки? (сильные, цепкие)
- Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)
- Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
- Как они кричат?
Вот под ёлкой запушённой
Скачут по двору вороны
Кар - кар - кар
Из-за корочки подрались
Во всю глотку разорались:
Кар - кар - кар!
- А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.
- Вот воришки – воробьи (показ иллюстрации)
- Давайте их рассмотрим.
- Какие по размеру эти птицы?
- Какого цвета оперение у воробья?
- Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)
- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)
- Чем питаются воробьи? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)
«Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей-
Киньте крошку воробью-
Я вам песенку спою
Чик - чирик!»
- А вот синички – дружные сестрички. (показ иллюстрации)
- Давайте их рассмотрим.
- Какие по размеру эти птицы?
- Какого цвета оперение у синички?
- Какой клювик у синички? (маленький, но остренький)
- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)
- Чем питаются синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами, салом).
- А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Ты с модницей этой
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится.
Всё хвастает, желтым своим сюртуком
И шапочкой желтой
Гордится синица.
- Ребята, как мы можем помочь птичкам зимой? (делаем кормушки и подкармливаем птиц)
- А сейчас давайте встанем на ноги и поиграем в игру «Шустрая синица».
Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки -на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!
- Молодцы, присаживайтесь. Давайте поиграем в игру « Назови ласково».
Птица – птичка
Перо- … (перышко)
Крыло — … (крылышко)
Хвост — …(хвостик)
Клюв — …(клювик)
Синица — …(синичка)
Птенец — …(птенчик)
Воробей — …(воробышек)
Ворона — … (воронушка)
Голубь — … (голубок)
- Понравилось вам наше занятие?
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Что нужно делать, чтобы птицам жилось зимой легче?
- А сейчас я предлагаю вам взять трафарет птички и обвести её. Раскрашивать птичку мы будем необычным способом - штриховкой. Рисовать полоски будем сверху вниз. Спрячем птичек от холода.
(Дети выполняют штриховку).
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов
Слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему "Посуда".
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Посуда». Задачи:- систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; матери...
Проект по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире растений"
Проект по ознакомлению детей с окружающим миром: "В мире растений" (средняя группа)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Голубь- птица мира»
Бесда, просмотр слайдов "Символ мира", чтение стихотворений, из вырезанных из бумаги голубей создаем "мирное небо"...
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Где живет снежная баба?»
Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы» разработан с целью закрепления представлений детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживо...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: Зимующие птицы
Материал предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, так как прививает любовь к природе и воспитывает бережно...
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «23 февраля»
Цель: продолжать рассказывать детям о дне защитника ОтечестваЗадачи:Образовательные:• ввести в активный словарь детей понятие «Родина» “Отечество”, «защитник»...