Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы» разработан с целью закрепления представлений детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы»
Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц.
Образовательные задачи:
- закреплять умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные»;
- закреплять знания о сходствах и отличиях снегиря, воробья, синицы;
- закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
- расширять кругозор детей и активизировать словарь по теме «Птицы»
Развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные задачи:
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;
Оборудование: картинки с изображением птиц: 3 синицы, 3 воробья, 4 снегиря, 5 воробьев, голубь, клест, ворона, мяч, раскраски по теме, цветные карандаши.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Беседы о зимующих птицах.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение познавательных рассказов о птицах.
- Изготовление вместе с родителями кормушек.
- Разгадывание загадок о птицах.
- Лепка зимующих птиц.
Ход занятия:
I. Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем заниматься, давайте встанем вкруг и возьмемся за руки.
- А какое сейчас время года?
Дети: зима
Воспитатель: Опишите зиму. Какая она?
Дети: морозная, холодная, снежная, ветреная, длинная, белоснежная и т.д.
Воспитатель: Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра. Теперь давайте через свои руки передадим друг другу тепло и отгоним подальше от нас зимнюю стужу.
- Стало теплее? А чтобы действительно стало тепло, улыбнитесь друг другу самой доброй и искренней улыбкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на окно, кого вы там видите? (на окне картинка с изображением синицы). Видимо синичка почувствовала тепло наших сердец и прикосновений и решила к нам присоединиться.
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать?
Дети: ответы детей.
II. Основная часть.
- А давайте посмотрим вокруг, может еще кого-нибудь мы найдем в нашей группе?
- Дидактическая игра «Прятки птичек»
В разных местах группы расположены картинки с изображением птиц: 2 синицы, 3 воробья, 4 снегиря, 5 воробьев, голубь, клест, ворона.
Воспитатель: Ребята, нужно не просто найти, куда спрятались птички, но и рассказать о них все, что о них знаете, чем они отличаются от других птиц, чем питаются, где обитают.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Как много гостей к нам сегодня прилетело!
- Как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: зимующие.
Воспитатель: Почему же их так назвали?
Дети: Потому что эти птицы не улетают в тёплые края, они не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой.
Воспитатель: А как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края?
Дети: Перелётные.
- Упражнение «Сосчитай птиц»
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько же к нам прилетело птиц каждого вида. Сколько синичек? Сколько клестов? Сколько снегирей? Сколько голубей? Сколько ворон? Сколько воробьев?
- Каких птиц прилетело больше всего?
- Каких птиц прилетело меньше всего?
- Ой, 2 воробья улетели. Сколько воробьев осталось? (убрать 2 воробья)
- Дидактическая игра «Цветные дома»
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Воспитатель: А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.
- А сейчас я вам предлагаю найти материал для создания кормушек синицам и снегирям.
На ковре лежат 2 обруча, в один обруч мы посадим синицу, а в другой – снегиря. Вам нужно собрать предметы желтого цвета и положить их к синичке, а предметы красного цвета положить снегирю. Крупные предметы, которые нельзя принести и положить в обруч, разрешается просто назвать. Выигрывает та команда, которая соберет больше предметов подходящего цвета.
- Словесная игра с мячом «Скажи ласково»
Воспитатель: Сейчас поиграем в мяч в игру «Скажи ласково».
Острый клюв - остренький клювик
Тонкие лапы – тоненькие лапки
Длинная шея – длинненькая шейка
Белая грудь – беленькая грудка
Черное крыло – черненькое крылышко
Толстая шея – толстенькая шейка
Короткий хвост – короткий хвостик
Светлые перья – светленькие пёрышки
- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.
5. Физкультминутка - Малоподвижная игра «Птица без гнезда»
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Птица без гнезда». Для этого вам нужно встать в круг парами. До кого я дотронусь - тот садится на корточки и превращается в гнездышко, остальные дети превращаются в птичек.
Птички под музыку летают вокруг гнездышек, когда музыка заканчивается, птички ищут себе “свободное” гнездышко, садятся около него. (После 2-х повторений дети меняются ролями, птички превращаются в гнездышки и наоборот)
6. Пальчиковое упражнение «Дятел»
Воспитатель: Для того, чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо подготовить наши пальчики.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони. После каждой сточки
Все равно он будет мой. меняем палец (средний, безымянный, мизинец)
7. Изобразительная деятельность
Дети раскрашивают изображения зимующих птиц.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - О ком сегодня мы говорили на занятии?
- Почему птицы остаются у нас зимовать?
- Как мы можем помочь птицам зимой?
Закрепление вне занятия: картинки птиц в учебной зоне, шаблоны снегирей, раскраски птиц, образцы рисования в центре творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме: «Зимующие птицы»
Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»....
Конспект занятия в ООД в средней группе на тему "Зимующие птицы"
Конспект ООД в средней группе «Зимующие птицы»...
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы на тему "Зимующие птицы"
НОД на тему "Зимующие птицы"Цель: формировать у детей экологическую культуру, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним, развивать и активизировать словарь, совершенст...
Конспект ОД по аппликации в средней группе на тему “Зимующие птицы”
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Цель занятия: формирование умения у детей среднего возраста передавать в аппликации образ птицы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности. в средней группе на тему: «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время. Задачи:Обучающие: с...
Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему: «Зимующие птицы».
Цель: Формировать обобщённые представление детей о зимующих и перелётных птицах....