Конспект НОД экспериментально исследовательской деятельности на тему "Волшебница вода" (с элементами ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомить детей со свойствами воды, формировать у детей представление о том, что вода источник жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_volshebnitsa_voda.docx | 47.37 КБ |
voda_1.pptx | 2.48 МБ |
prezentatsiya_v_prirode_puteshestvuet_voda_2.pptx | 2.54 МБ |
prezentatsiya_vy_uznali_o_vode_2.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Экспериментальной – исследовательской деятельности в старшей группе на
на тему: «Волшебница вода»
(с использованием элементов ТРИЗ)
Составила и провела: воспитатель
МКДОУ «Шварцевский д/с»
В. Е. Нечипорович
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Цель: формировать у детей представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни.
Задачи
Образовательные:
Знакомить детей с закономерностями в природе, формировать представление о разных состояниях воды: о круговороте воды в природе, побуждать детей к исследовательской деятельности: опытам по определению свойств воды: отсутствие собственной формы, вкуса, цвета, запаха, вода обладает текучестью (её можно переливать, наливать, выливать), прозрачностью. Вода может растворять некоторые вещества. Закрепить представления детей о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое и газообразное: пар и лёд – тоже вода, закрепить свойства льда (прозрачный, твёрдый, хрупкий), закрепить умение детей моделировать с помощью «Маленьких человечков» переход воды в (твёрдое, и газообразное состояние), развивать умение находить в одном объекте наличие двух противоречивых качеств, развивать связную речь детей.
Развивающие:
Развивать любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, умение делать выводы, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
Воспитывать навыки бережного отношения к воде и ко всему в природе, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Безопасность: формировать знания детей о том, что с водой надо обращаться аккуратно, нельзя пить воду без разрешения взрослого, ходить по льду водоёмов без взрослых.
Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, потешек, загадывание загадок о воде, паре, снеге, льде, чтение произведения К.Чуковского «Мойдодыр», наблюдение на прогулке за дождём, снегом, рассматривания льда, закрепление их свойств, наблюдение летом за тем, как при активном солнечном свете после дождя идет испарение, экскурсия к пруду и реке в разные времена года. Просматривание презентаций: «Мир морей и океанов», «Река и её обитатели», «Круговорот воды в природе, «Кому нужна вода».
Словарная работа: опыт, прозрачная, пар, хрупкий, бесцветная, текучесть, круговорот.
Материал и оборудование: стаканчики, самовар, сахар, гуашь,кисточки, лимон, вода, лёд, стекло, ложечки, карточки с изображением «Маленьких человечков», подносы, глобус, карточки с изображением предметов, цветные формочки, кусочки льда, мультимедийная установка, сосуды разной формы, снежинки.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, экспериментально – исследовательская деятельность.
Ход НОД
Воспитатель: дети, я сейчас загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать:
- В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода)
- Мы говорим: она течёт,
Мы говорим: она играет,
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает(вода)
- Молодцы, ребята, вы все загадки отгадали правильно.
- Раздаётся стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми, в руках у него глобус. Незнайка говорит детям, что Знайка подарил ему вот это – показывает глобус. А вот что это такое и для чего нужно, он не знает. Просит детей помочь ему разобраться. (Это глобус, модель Земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.)
- Дети, а сейчас давайте попутешествуем по глобусу: назовите, какие цвета вы видите на глобусе и что они обозначают?
- Зелёный – это леса; коричневый – горы и возвышенности; белый – снег, лёд; жёлтыё – степи и пустыни; голубой – реки, моря, океаны.)
- Правильно, голубым цветом на глобусе обозначена вода. Её очень много на нашей планете.
(Незнайка благодарит детей за то, что он узнал: что это глобус и что на нём обозначают цвета, в школе это ему пригодится. Прощается и уходит.)
- Предлагаю детям сесть на коврик, закрыть глаза и послушать музыку.
- Дети, вставайте с коврика. Что вам напомнили звуки музыки?
- Шум моря, журчание ручейка, капель воды, сильный дождь, водопад, звук родника…
- Правильно, сейчас вы услышали разные звуки, напоминающие движения воды. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Мы сегодня будем говорить о воде.
- Дети, сегодня мы с вами очень многое узнаем о воде, она как царица, как волшебница, с ней могут происходить разные чудеса. Я вас приглашаю в нашу лабораторию, вы будите сегодня исследователями, будете определять свойства воды.
- Посмотрите на столах стоят стаканы с водой. Вода жидкое или твёрдое вещество? (Жидкое – воду можно переливать из стакана в стакан - переливают. А ещё вода льётся из крана, в реках вода движется по течению, идёт дождь.)
- Дети, давайте определим цвет воды. Поставьте стакан с водой на карточки с рисунком. Что вы видите? (Рисунок, вода прозрачная, бесцветная.)
- Прозрачную воду можно сделать не прозрачной. Как?
- Дети: если в неё добавить краску.
- Наберите краску на кисточку и опустите её в стакан с водой, размешайте краску, наблюдайте, как вода меняет прозрачность. Какого цвета стала вода? (Вода стала зелёной, красной, жёлтой.)
- Виден теперь рисунок на карточке? (не виден, вода стала не прозрачная.)
- Какой можно сделать вывод?
- Вода принимает цвет той краски, которую мы в ней растворили.
- Попробуйте воду на вкус. (Вода не сладкая, не кислая, вода без вкусная.)
- Можно изменить вкус воды?
- Да, можно.
- А как?
- Добавить сахар.
- Давайте попробуем изменить вкус воды. Возьмите ложечку, наберите в неё сахар и положите в стакан размешайте и попробуйте воду.
- Какая вода стала на вкус?
- Вода стала сладкой.
- Какой можно сделать вывод?
- Вода приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворили.
- Понюхайте воду. Пахнет вода? (Вода не пахнет.)
- Правильно, вода не имеет запаха. Запах воды можно изменить, как?
– Дети: положить в воду кусочек лимона. Дети кладут, нюхают. (Появился запах, вода пахнет лимоном.)
- Какую форму имеет вода?
- Дети: Вода не имеет формы.
- Посмотрите на столе у меня стоят сосуды с водой. Они одинаковые?
- Нет, они разные по форме.
- Какой вывод можно сделать?
- Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
-Вода жидкое вещество. Дети, вспомните, как выглядят « человечки» жидких веществ? (У них руки опущены, свободны.)
-Дети, у вас на столах лежат карточки с разными «человечками». Давайте построим модель воды. (Дети выкладывают карточки из «человечков», символизирующих вещество в жидком состоянии.)
- Почему вы выбрали этих «человечков? (Вода жидкое вещество.)
- Показываются слайды: река летом. Дети, что вы видите на слайде?
- Река летом, вода в реке течёт по течению.
- Что вы видите на другом слайде?
- Река зимой, вода в реке замёрзла и превратилась в лёд
- Почему лёд зимой не тает? (Потому что «маленьким человечкам» холодно, они плотно прижались друг к другу, крепко взялись за руки.)
- Встаньте и покажите как выглядят «маленькие человечки» льда.(Дети встают и плотно прижимаются друг к другу, крепко держась за руки.)
- Правильно. Вода замёрзла и превратилась в лёд. А лёд твёрдое вещество, «маленькие человечки» твёрдых веществ выглядят по - другому: они крепко держатся за руки, плотно прижавшись, друг к другу.
- Сейчас я дам вам по кусочку льда, вы его положите в формочку. Видно через лёд, какого цвета дно у формочки? Почему? (Видно, лёд прозрачный.)
- Возьмите кусочек льда и положите на ладонь. Какой лёд? (Холодный.)
- Что происходит со льдом и почему? (Лёд начал таить, потому что ладошки тёплые.)
- Во что превратился лёд? (В воду.)
- Что произошло с «маленькими человечками?» (Они опустили руки.)
- Я сейчас стукну молоточком по кусочку льда. Что стало со льдом и почему? (Лёд раскололся, он хрупкий.
- Дети, скажите как выглядят «Маленькие человечки» твёрдых веществ, льда?
- Они плотно прижимаются друг к к другу и крепко держатся за руки.
- Встаньте и покажите как выглядят «маленькие человечки» льда. (Дети встают и плотно прижимаются друг к другу, крепко держась за руки.
- Дети посмотрите на экран.
- А ещё, во «что превращается вода зимой? (В снег.)
- Правильно, летом идёт дождь – зимой снег, кружатся в воздухе снежинки и падают на землю, образуя большие сугробы (показ слайдов.)
- Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». ( Дети делятся на две команды). Одна команда говорит, что хорошего в том, что зимой много снега. Другая команда говорит, что плохого в том, что зимой много снега(передавая друг другу снежинку).
- 1 команда: «Хорошо» - приятно гулять по улицам, когда идёт снег; красиво, когда снег лежит на лугах, деревьях; хорошо играть в снежки свежим снегом; можно слепить снеговика, построить постройки, Кататься на санках, лыжах…
- 2 команда: «Плохо» - заметает дороги, тяжело идти, буксуют машины, попадает в лицо – неприятно, попадает в сапожки – можно промочить ноги и заболеть, когда идёт снег – плохо кататься на коньках…
- Дети, послушайте. Я прочитаю вам стихотворение.
«Посмотрите-ка сюда,
У него внутри вода.
Он – блестящий самовар.
Из под крышки вьётся пар.
Пар водичка или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.
- Пар это вода.
- Вода нагрелась, закипела, появился пар. «Человечки» воды превратились в пар.
- Скажите, как выглядят «Человечки» пара ?
- Они прыгают, бегают, летают.
- Правильно они находятся всегда в движение. Давайте на мольберте покажем переход воды из жидкого состояния в парообразное с помощью «маленьких человечков»
- Выходит ребёнок и на мольберте показывает, как вода превращается в пар (с помощью «Маленьких человечков»)
- Подношу охлаждённое стекло к пару, Что появилось на стекле? (Капельки воды.)
- Капельки пара собирается на стекло и снова падают в самовар.
- Так происходит и в природе: с приходом зимы – капельки воды превращаются в снежинки, в реках, прудах, озёрах, морях – в лёд. Весной солнышко пригревает – снег таит, лёд, вода начнёт испаряться, превратится в пар, соберётся в облачке и выпадет в виде дождя. Происходит круговорот воды в природе.
Предлагаю детям сесть на коврик и посмотреть на экран и послушать стихотворение Н.Рыжовой:
Вы узнали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На морозе замерзает,
В лес туманом заползает,
В самоваре закипит –
Паром сильно зашипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
-Проводится игра «Маленькие человечки». Звучит музыка. Дети («маленькие человечки») гуляют по группе. На сигнал воспитателя, например: «вода льётся из крана, лимонад, камень, стол, роса, пар, молоко и т. д.», изображают « Маленьких человечков» жидкого, твёрдого и газообразного вещества.
- Сегодня мы много говорили о воде определили свойства воды. Назовите их.
- Вода бесцветная, прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы, может растворять некоторые вещества, принимает цвет того вещества, которое мы в ней растворили.
- Где встречается вода в природе? (в реках, озёрах, морях, океанах, прудах.)
-А ещё вода содержится в подземных озёрах, если она выходит на поверхность, образуется родник.
Ребёнок читает стихотворение А.Бунина «Родник»
«В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит»
- У нас в посёлке много родников. Вы пили воду из родников, какая она?(чистая, прозрачная, хрустальная, студёная)
- Дети а кому нужна вода? (человеку, растениям, животным, рыбам)
- Как надо относиться к воде? (бережно, не бросать мусор в водоёмы, нельзя мыть вблизи водоёмов машины, велосипеды)
- Как надо беречь воду дома? (умылся, закрой кран)
«Воду зря не выпускай,
Кран покрепче закрывай»
- Дети, закройте глаза и представьте, что станет на планете Земля, если в природе исчезнет вода?(нечего будет пить, погибнут растения, животные, всё живое на земле)
- Воду надо беречь, не загрязнять, без воды всё живое погибнет.
« Без меня вам
Не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!»
- Послушайте, стихотворение Н.Рыжовой (сопровождается на экране показом слайдов)
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в пар превратится, то в лёд.
Растает и снова в поход –
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся –
Дождями вернётся…
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Вас окружает всегда и везде
Это волшебница – чудо вода.
Рефлексия.
Дети, вы сегодня были настоящими учёными. Кому было интересно проводить исследования, возьмите в подарок - красную розу.
Кто немного затруднялся или показалось, что это очень трудное дело – возьмите – ромашку.
Раздаются стук в дверь, входит «Волшебница вода», благодарит детей за то, что они сегодня много говорили о воде и угощает детей конфетами, называются они «Морскиие», прощается и уходит.
-Приглашаю детей к столу: сейчас мы будем пить горячий чай из самовара с конфетами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОДА – ЖИДКОЕ ВЕЩЕСТВО
РЕКА ЛЕТОМ
РЕКА ЗИМОЙ
ЛЕТОМ ИДЁТ ДОЖДЬ
ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ,
ОБРАЗУЯ БОЛЬШИЕ СУГРОБЫ
ВЕСНОЙ СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ПРИРОДЕ ПУТЕШЕСТВУЕТ ВОДА. ОНА НЕИСЧЕЗАЕТ НИКОГДА:
ТО В ПАР ПРЕВРАТИТСЯ,
ТО В ЛЁД.
РАСТАЕТ И СНОВА В ПОХОД -
ПО ГОРНЫМ ВЕРШИНАМ,
ШИРОКИМ РАВНИНАМ
ВДРУГ В НЕБО ВЗОВЬЁТСЯ – ДОЖДЯМИ ВЕРНЁТСЯ…
ВОКРУГ ОГЛЯНИТЕСЬ, В ПРИРОДУ ВГЛЯДИТЕСЬ…
ВАС ОКРУЖАЕТ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ Э ТО ВОЛШЕБНИЦА – ЧУДО ВОДА !
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЫ УЗНАЛИ О ВОДЕ? ГОВОРЯТ ОНА ВЕЗДЕ!
В ЛУЖЕ,
В МОРЕ,
В ОКЕАНЕ
И В ВОДОПРОВОДНОМ КРАНЕ
НА МОРОЗЕ, КАК СОСУЛЬКАЗАМЕРЗАЕТ
В ЛЕС ТУМАНОМ ЗАПОЛЗАЕТ,
В САМОВАРЕ ЗАКИПИТ – ПАРОМ СИЛЬНО ЗАШИПИТ
РАСТВОРЯЕТ САХАР В ЧАЕ МЫ ЕЁ НЕ ЗАМЕЧАЕМ
МЫ ПРИВЫКЛИ, ЧТО ВОДА - НАША СПУТНИЦА ВСЕГДА!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Водичка-водичка»
Задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Развивать у детей способность к экспериментальной деятельности. Познакомить детей со свойствами мячей, тонут не тонут. Закрепить знание детей основных цве...
Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...
Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Что растворяется в воде?»
Познакомить детей со свойствами воды, развивать наблюдательность, умение сравнивать,делать выводы....
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воды"
Овладение детьми новыми способами экспериментирования с водой....
Экспериментально-исследовательская деятельность "Волшебные превращения воды-водицы..."
Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес. Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не...
Конспект ООД в средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Игры с водой — это увлекательно».
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности; расширять представления детей о свойствах воды. Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, позн...