НОД ФКЦМ «Такие разные насекомые» 2 младшая группа
план-конспект занятия (младшая группа)

Конспект нод по фцкм с целью формирования первичных представлений о разнообразии насекомых и среде их обитания, способах передвижения с применением здоровьесберегающих технлогий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ftskm_kto_zhivyot_v_trave.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия НОД по фцкм во второй младшей группе на тему «Такие разные насекомые».

Воспитатель Кузнецова О.А.

Цели: знакомить детей с миром насекомых.

Задачи: упражнять детей в различении насекомых (бабочка, стрекоза, божья коровка, кузнечик) по внешнему виду; формировать первичные представления о разнообразии насекомых и среде их обитания, способах передвижения; развивать у детей наблюдательность и внимание, разговорную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип занятия – формирование первичных представлений.

Используемые методы: игровой метод, наглядный, словесный, здоровьесберегающие технологии.

Демонстрационный материал: фонограмма плача, паутина и на ней наклеены на скотч картинки насекомых (бабочка, стрекоза, божья коровка, кузнечик), корзинка, пособие для дыхательной и глазодвигательной гимнастики (бабочка и стрекоза), картинки бабочка, стрекоза, божья коровка, кузнечик, иллюстрация с кузнечиками в траве), травка и бумаги на картоне.

Раздаточный материал: корригирующие дорожки; корригирующие коврики, массажные мячики, су-джок по количеству детей.

Ход НОД:

  1. Орг. момент

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём,

А потом к груди прижмём,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

  1. Мотивация:

Звучит плач.

Воспитатель: Ребята, слышите кто-то плачет. Это злой паук поймал маленьких насекомых в свою паутину. Надо им помочь. Сейчас я достану их из паутины. Дети, вы знаете кто это? Какие это насекомые?

Дети: их ответы.

Воспитатель: Они что-то нам пытаются сказать. Сейчас я послушаю (подносит картинки к уху). Они просят отнести их домой. Поможем им?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда отнесём их домой, а по пути познакомимся с ними поближе.

  1. Основная часть:

  1. «Дорожки»

Воспитатель: Насекомые живут на полянке в траве, на листочках. Предлагаю прогуляться и отправится туда пешком по дорожкам. (Дети идут в носочках по разложенным дорожкам под стихотворение):

Топ, топ ножки
Шагают по дорожке.
Дорожка кривая –
Ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем

И ничуть не устаем.
Так шагают ножки
По кривой дорожке.
Топ, топ, еще топ.
А потом все вместе − стоп!

Вот мы и пришли с вами на полянку, здесь живут насекомые. Они очень маленькие, а мы с вами большие. Чтобы мы не наступили на них, предлагаю каждому присесть на коврик.

  1. Ритмопластика:

Хорошо. Дети, вы знаете, что на полянке растут цветы? Превратимся в цветочки.

Наши красивые цветки расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красивые цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.

Дети сидят на ножках и по мере роста цветка встают в полный рост. Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Затем пальцы медленно расходятся в стороны, немного прогибаются, чуть-чуть шевелятся кончики пальцев, пальцы медленно смыкаются.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. Кто это? (Бабочка.)

Руки скрещены в запястьях, ладони разведены в стороны. Сначала ладони неподвижны — «бабочка сидит на цветке», ладони двигаются вверх и вниз- «бабочка порхает».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая яркая, красочная, порхающая бабочка к нам подлетела. Её полёт похож на лёгкое дуновение ветерка. Она маленькая, беззащитная и очень хрупкая. Увидишь бабочку и настроение поднимается. Приятно любоваться такой красотой. Ребята, скажите вам понравилась бабочка?

Дети: да.

Воспитатель (присаживаясь на коврик): Сколько крылышек у бабочки? Правильно, два крылышка. Сколько усиков? Два.  Сколько лапок? Много. А ещё у неё есть хоботок. С помощью него она питается нектаром с цветов. Если бабочку поймать и подержать в руках, то ее красивый рисунок сотрётся, и она уже не сможет больше летать и собирать нектар с цветов. Таким образом, мы можем навредить бабочке. Поэтому, дети, не надо ловить бабочек и трогать их.

  1. Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки».

Что ж, пора выпускать нашу бабочку, которую мы спасли от паука. Мы принесли её домой, на цветочную полянку. Чтобы бабочки полетели, надо сильно на них подуть. Для этого сначала нам нужно встать на коврик, глубоко вдохнуть носом, а потом сделать длительный плавный выдох, сделав губки трубочкой. Вот так. И бабочка полетела! Ещё раз. (3-4 раза) До свиданья, бабочка!

Дети: прощаются с бабочкой.

Воспитатель, показывая пособие со стрекозой: Ребята, смотрите, на эту полянку прилетела стрекоза. Поиграем с ней.

Прилетела к нам вчера не оса, и не пчела.

Как горошины глаза.

А летит она вверх-вниз,

Взад-вперед,

Как настоящий самолет!

Пожжужали, полетали,

От усталости упали.

Воспитатель побуждает детей вернуться на свои коврики: Ребята, вспоминаем, что нам на полянке, нужно быть на ковриках, чтобы на раздавить маленьких насекомых.

Воспитатель: Ребята, посмотрим на стрекозу. Какие у стрекозы крылья (голова, глаза, лапки, хвост)? Да, у нее четыре прозрачных крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увёртливо, а ее удлинённое тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полёте. А усики у неё короткие, не такие длинные как у бабочки. Когда стрекза летит, на тарахтит как вертолёт. Вот так: т-т-т-т (дети повторяют). А какая стрекоза глазастая! Ее огромные глаза занимают почти всю поверхность головы и помогают крылатой красавице высматривать добычу. Стрекоза хочет нас научить зарядке для глаз, чтобы наши глазки были всегда здоровые и не уставали.

  1. Глазодвигательная гимнастика «Стрекоза» (с помощью пособия).

Вот такая стрекоза – как горошины глаза!

(Пальцами делаем очки)

Влево-вправо, назад-вперед,

(Глазами смотрим влево-вправо)

Ну совсем как вертолёт!

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко,

(Смотрим вверх)

мы летаем низко!

(Смотрим вниз)

Мы летаем далеко,

(Смотрим вперед)

Мы летаем близко!

(Смотрим вниз)

Молодцы! Спасибо тебе стрекоза. Вот мы и нашли дом для стрекозы. Отпускаем нашу. До, свиданья, не попадайся больше к пауку.

Дети: прощаются со стрекозой.

Воспитатель: А нам пора искать дом следующего насекомого. Наша стрекоза сказала, что нам в этом помогут волшебные колючие мячики (воспитатель предлагает взять каждому по одному массажному мячику из корзинки). 

  1. Массажные мячики

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладём,

Им ладошки разотрём.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Движения соответствуют тексту.

Покатим мячик по ковру вон к той травке, там живёт божья коровка (дети прокатывают мяч, идут за ним и кладут мячики в контейнер, предложенный воспитателем).

Воспитатель побуждает детей вернуться на свои коврики: Ребята, вспоминаем, что нам на полянке, нужно быть на ковриках, чтобы на раздавить маленьких насекомых.

Воспитатель, показывая картинку:

Божья коровка – полезные жучок,

В чёрных точках её пиджачок.

С тлёй расправляется быстро и ловко.

Лечит растения божья коровка.

 Хоть эти насекомые и маленькие, но «красненькая одёжка» с черными пятнышками хорошо видна, и сразу бросается в глаза. Божья коровка живёт в траве, умеет ловко ползать, может и летать, даже на большие расстояния. У неё есть маленькие крылышки. Она очень мирное существо не кусается, не царапается, не щиплется. Защищается только тем, что, будучи схвачена, выпускает жидкое «молочко», поэтому её, и называют коровкой. «Молочко» - едкая на вкус, и неприятно пахнущая жидкость, поэтому не стоит брать жучков в руки. А ещё она защищает растения от вредных насекомых, охотится на тлю.

Дети, как выглядит божья коровка?  Сколько у нее ног? (Много).  Как она передвигается? Кто скажет, на кого охотятся божьи коровки? (На тлю).  Где они живут? (на листве). А какую пользу приносят божьи коровки? (защищают растения).

3.6 Физминутка «Божья коровка и ветерок»

А сейчас я предлагаю вам улыбаться друг другу, дружно поиграть вместе, стать смелыми и ловкими божьими коровками. Поиграем в игру «Божьи коровки и ветер».

Светит солнышко, божьи коровки ползают по полянке.

 (дети встают на четвереньки и ползают по полу)

Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

 (дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками, если у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то можно поглаживанием помочь ребенку снять излишнее напряжение)

Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

(дети снова встают на четвереньки и ползают)

Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели и зажжужали.

(дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками)

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!

(дети бегут в объятия к воспитателю).

Замечательно! До свиданья божья коровка, берегись паука! Не попадайся в его липкие сети.

Дети: прощаются с божьей коровкой.

3.7 Су-джок (колечки)

Воспитатель (на ковре, где закончилась физминутка): Дети, у нас в корзинке кое-кто ещё остался. Спросим кто он?

Дети: Ты кто?

Воспитатель, приложив к уху картинку кузнечика: Это кузнечик. Он говорит, что нам надо спеть песенку и за ним сразу придут его друзья. А помогут нам в этом весёлые колечки-пружинки. Они лежат в коробке на столе (дети подходят к столу и берут колечки су-джок, садятся на заранее приготовленные стулья). 

Дети, чтобы позвать друзей кузнечика, нужно петь песенку и одевать-снимать колечко на каждый пальчик. Вот так. Запомнили? Хорошо. Тогда начинаем.

В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик
Совсем, как огуречик, зелененький он был.

Представьте себе, представьте себе
Совсем как огуречик.
Представьте себе, представьте себе
Зелененький он был.
Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку
Не трогал и козявку и с мухами дружил.

Представьте себе, представьте себе
Не трогал и козявку.
Представьте себе, представьте себе
И с мухами дружил.

Дети поют с воспитателем и выполняют движения.

А ещё кузнечики умеют «петь». Хотите узнать, как? Нам помогут наши колечки. Потрём колечко об колечко рядом с каждым ушком. Слышите треск? Молодцы! А сам кузнечик трёт одно крыло о другое и слышится стрекотание.

Кузнечики любят жить в зарослях травы. И прыгают с травки на травку. Во так: прыг-скок. (Воспитатель показывает рукой, дети повторяют). Они питаются соком растений, нектаром цветов, но могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой или мухой.  А уши у кузнечиков находятся на ногах.

Дети, где живут кузнечики? (в траве); какого они цвета? (зелёного); чем они питаются? (нектаром и другими насекомыми); Где у них находятся уши? (на ногах); И как они поют? (стрекочут).

Ребята, посмотрите, вот и друзья кузнечика пришли, забрать его домой. (Воспитатель показывает иллюстрацию с кузнечиками в траве). Попрощаемся с кузнечиками.

Дети: прощаются с кузнечиком.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Всех домой мы разнесли. Вот какие молодцы! Да ещё и помогли! Ребята, с какими насекомыми мы сегодня познакомились? (воспитатель показывает картинки этих насекомых)

Где живут насекомые? (в траве, на листьях, на полянке).

Как передвигаются насекомые? (летают, прыгают, ползают).

Какие звуки издают насекомые? (треск, жужжание)

Какую пользу приносят насекомые? (защищают растения, ими можно любоваться)

Можно ли трогать насекомых людям? (нет, они могут быть опасными и самих насекомых можно травмировать, причинить им вред).

А наши насекомые в долгу не остались. За помощь ребятам подарок передали, чтобы детки ещё больше узнали, как насекомые летают и ходят в траве и по листочкам. (Воспитатель показывает графомоторные дорожки с насекомыми). Но прежде нам нужно обуться и помыть ручки, а уже потом занимать места за столами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД воспитателя с детьми среднего возраста по реализации познавательно-речевого направления. Презентация "Такие разные насекомые"

Скоро лето, и нужно познакомить наших детей с различными насекомыми, которые могут встретиться им в природе: в лесу, в поле, на лугу. Детям необходимо знать о пользе насекомых, о том, что их нель...

Исследовательский проект летней оздоровительной работы в средней группе «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

Исследовательский  проект летней оздоровительной работы в средней группе «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»...

Паспорт проекта для 2 младшей группы "Такие разные насекомые"

Паспорт проекта содержит примерный перечень занятий с детьми 2 младшей группы по экологическому воспитанию....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Летнее развлечение «Такие разные насекомые!» для разновозрастной группы.

Развлечение по теме "Насекомые" для детей разновозрастной группы для расширения и закрепления знаний детей о жизни насекомых....