Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста.
Цель: развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.
Непосредственная близость к комнатным растениям, позволяет организовать в любое время:
Длительное наблюдение за растениями,
Организацию труда по уходу за комнатными растениями,
Систему знаний,
Опыты.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями и тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимопонимания с природой имеет решающее значение:
Дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями,
Спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать,
Видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
Этапы организации труда в природе:
Наблюдение – осмотр живых объектов, выявления их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
Трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;
Заключительное наблюдение позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:
Рассматривание внешних особенностей строения растений;
Наблюдения за способами их функционирования;
Знакомство с условиями внешней среды;
Выявления зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).
В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями. За такими малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными листьями, типичным стеблем, крупными, яркими цветками, например:
Хризантема,
Кливия,
Фикус,
Бальзамин,
Гортензия.
Труд детей в уголке природы:
Мытье широких листьев,
Полив.
Структура проведения наблюдений за природными объектами:
Собрать детей и сконцентрировать их внимание (например: «Послушаем, о чем говорят цветы»);
Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. Осторожное тактильное обследование объекта;
Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении, именно в конце наблюдения читаем стихи, загадываем загадки – и все это по поводу наблюдения.
Работа по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста проводится 1 раз в неделю в определенной последовательности:
В 1 неделю месяца проводится занятие по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;
Во 2 и 3 неделю проводятся наблюдения, опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;
4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста.
Цель: развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.
Непосредственная близость к комнатным растениям, позволяет организовать в любое время:
- Длительное наблюдение за растениями,
- Организацию труда по уходу за комнатными растениями,
- Систему знаний,
- Опыты.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями и тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимопонимания с природой имеет решающее значение:
- Дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями,
- Спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать,
- Видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
Этапы организации труда в природе:
- Наблюдение – осмотр живых объектов, выявления их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
- Трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;
- Заключительное наблюдение позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:
- Рассматривание внешних особенностей строения растений;
- Наблюдения за способами их функционирования;
- Знакомство с условиями внешней среды;
- Выявления зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).
В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями. За такими малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными листьями, типичным стеблем, крупными, яркими цветками, например:
- Хризантема,
- Кливия,
- Фикус,
- Бальзамин,
- Гортензия.
Труд детей в уголке природы:
- Мытье широких листьев,
- Полив.
Структура проведения наблюдений за природными объектами:
- Собрать детей и сконцентрировать их внимание (например: «Послушаем, о чем говорят цветы»);
- Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. Осторожное тактильное обследование объекта;
- Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении, именно в конце наблюдения читаем стихи, загадываем загадки – и все это по поводу наблюдения.
Работа по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста проводится 1 раз в неделю в определенной последовательности:
- В 1 неделю месяца проводится занятие по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;
- Во 2 и 3 неделю проводятся наблюдения, опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;
- 4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".
Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....
Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...
Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.
Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного ...
"Уход за растениями в уголке природы"
План - конспект. Тема "Уход за растениями в уголке природы" в старшей группе....
Проект по теме: "Море и морские тайны" Методическая разработка по окружающему миру (экология) (Для детей старшего дошкольного возраста)
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интерес...
Авторская методическая разработка "Познание окружающего мира с помощью нетрадиционной техники рисования, детьми младшего дошкольного возраста"
Цель: Создание условий для познания окружающего мира детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования.Задачи: Познакомить детей с различными техниками рисования;На...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...