Проект по теме: "Море и морские тайны" Методическая разработка по окружающему миру (экология) (Для детей старшего дошкольного возраста)
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Серго Галина Анатольевна

Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по окружающему миру (экология)

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Проект по теме:

"Море и морские тайны"

                                                               Разработала и  провела:

                                                             Воспитатель первой

квалификационной категории

Г. А. СЕРГО

Проект: краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки реализации проекта:  1 месяц

Проблема проекта:

Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете: флоре и фауне морей и океанов. «Какие бывают обитатели моря» Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.

Цель проекта:

Расширить знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

Развивающие:

- Развивать умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Ожидаемый результат:

• Владеть понятиями «Морские животные»«Рыбы»«Моллюски»;

• Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде способах их передвижения, способах маскировки;

• Знать о взаимосвязи с другими обитателями;

• Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

• Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы);

• Работа с родителями: изготовление (книжки малышки) «Волшебный мир морей и океанов».

Актуальность проекта: Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Этапы проекта:

1этап – подготовительный

Разработка проекта.

Выявление проблемы.

Подбор методической литературы.

Создание соответствующей развивающей среды в группе;

Информирование и ознакомление родителей с темой проекта

2 этап – реализационный

Обновление и обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группе.

3 этап – итоговый

Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов, выставка детского творчества.

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Познание

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Море и его мир»;

Рассматривание видеороликов «Подводный мир.

Опытно-экспериментальная деятельность

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Разучивание стихов

В. Орлова «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог».

Просмотр мультфильмов

«Сказка о рыбаке и рыбке»«Русалочка».

Словесные игры

«Отгадай загадку»«Кто, что слышит?»«Назови одним словом».

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, краб, морской конёк.

Социализация

Дидактические игры«Русалочка»«Четвертый лишний»«Чей силуэт»«Собери Дельфина»«Укрась аквариум»«Угадай какой водоем».

Цель: Уточнить и закрепить знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

Настольно-печатные игры:

«Разрезные картинки»

Продуктивные виды деятельности:

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Лепка «Необыкновенные рыбки»

Рисование «Волшебный подводный мир»

Оригами «Морские рыбки»

Физическое развитие

Подвижные игры «Море волнуется»«Рыбки и камушки».

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

Взаимодействие с родителями

Подбор пазлов на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Домашнее задание для детей и родителей - составление книжки - малышки о морском обитателе с детскими рисунками.

Результат проекта:

Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений воспитанников о морских обитателя.

Воспитанники освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, об уникальности каждого вида.

Дети владеют понятием «морские животные»«рыбы» «моллюски».

Составляют описательный рассказ о морских обитателях.

Путём сравнение формируют выводы о том, что похожи все рыбы: местом обитания, наличием плавников, способом передвижения.

У воспитанников сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе, повысился уровень знаний о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

Цель: Формировать интерес и любовь к окружающему миру.

Задачи проекта:

1.Дать знания детям о морском мире.

2.Познакомить с морями и океанами.

3.Расширить знания детей о флоре и фауне морского мира.

4.Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.

5.Познакомить детей с историей  морского транспорта.

6.Воспитывать любовь к природе.  Умение видеть прекрасное.

7.  Учить  охранять  окружающую среду.

8.Познакомить с творчеством  художника Айвазовского.

9.Формировать у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий (участие в мастер-классах, оформлении  выставок по тематике).

  Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации,  фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги Энциклопедия «Мир дикой природы», художественные произведения и материалы.

 Участники проекта: воспитатель; дети старшей группы; родители воспитанников.

Гипотеза:

Много  вокруг нас  ещё  неизведанного и прекрасного. Хотелось бы  детей  познакомить  с  нашим  прекрасным миром, привить интерес к прекрасному. В ходе реализации проекта дети получат знания о морях  и океанах и морской фауне и флоре. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к морскому миру, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

 Ожидаемые результаты:

1.Дети знают,  и называть  морских млекопитающих и  рыб (флору и фауну).

2.Знают различия пресноводных водоёмов от морских.

3.У детей сформирован интерес к окружающему миру. Чувство любви к природе. Желание  беречь и охранять её.

Формы и методы реализации проекта

Раздел программы

Виды детской деятельности

Познание  формирование  целостной  картины  мира        

1.Беседы:

О рыбах.

О морях и океанах

О подводном мире.

О морском транспорте

2.Экскурсии

Экскурсия в уголок  природы "Аквариумные рыбки"

3. Выставки

Создание  выставки "Море и морские тайны"

Оформление выставки  поделок и рисунков  детей.

Рассматривание  иллюстраций (энциклопедий  "Море  и его мир",  "Рыбы которые  светятся»)

Рассматривание видеороликов: "Морской мир". "Подводный мир", "Млекопитающие  в  зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи".  Мультфильмы:  "О  рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина; "Немо". Видеоролики: "Рыбка немо", "Рыбка зебра", "Рыбка – клоун" , Аквариум.

Слушание: "Звуки моря", " Звуки  дельфина"

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

Просмотр  слайдов "Море и его мир". "Подводный мир".

Рассматривание  картин:  И. К. Айвазовского

Игровая деятельность

1. Оформление игротеки дидактических игр:

"Пазлы"  на морскую тематику.

"Собери картинку" (разрезные картинки с изображением морских жителей).

"Чего не стало?".

2. Сюжетно – ролевые игры: "Морское путешествие".

3.Развлечение: "В поисках морских сокровищ"

4. Опыты и эксперименты: Вода, песок, камни.

5. Подвижные

"Рыбак и рыбки", "Море волнуется", "Водяной"

6. Оформление настенного игрового панно: "Морской мир"

Познавательно исследовательская        и

Продуктивная  деятельность

Конструирование

Художественное  творчество

1.Конструирование: из бумаги "Бинокль".

«Море  и корабли» (оригами)

2.Строительный материал: "Корабль из крупного  Лего - конструктора"

Рисование:

"...В третий раз он закинул невод..."

 "Море и корабли"

"Морской мир"

Лепка:

Мастер класс с родителями пластилинография.                  

"Морские млекопитающие в цирке" (из пластилина) с детьми.

"Мой любимый морской обитатель"

Аппликация

Коллективная работа  объёмная аппликация "Рыбки, которые светятся", "Подводный мир","Парусник в море"

(рисование с аппликацией)

Физическая культура

Подвижные игры

" Рыбак и рыбки", "Море волнуется", "Водяной"

Спортивный  досуг: "В поиске морских сокровищ"

Речевое развитие:

(художественная литература)

1. Чтение художественной литературы. "Акула"

2. Творческие рассказы:

"Как я отдыхал на море" (выборочно)

4. Вечер загадок, стихов о морском мире.

5. Заучивание стихов о  жителях  подводного мира.

6.КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ

"Сказы Матушки Земли"

Музыкальная деятельность        

Прослушивание  песен о море.

Взаимодействие с родителями

  1. Фотоальбомы "Как я отдыхал на море"
  2. Консультации для родителей: "Как заинтересовать детей  тайнами  необычного морского мира".
  3. Участие в выставках   поделок "Море и морские тайны" совместное творчество родителей и детей.
  4. Мастер класс с родителями пластилинография  «Подводный мир» (из пластилина).
  5. Анкета для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты НОД по валеологии, развитию речи. познанию окружающего мира, физкультуре для детей старшего дошкольного возраста

Учим детей узнавать , когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста "В морских глубинах"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Ознакомление с окружающим миром и природой детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широко использования её в воспитательно-образовательно...

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира + движение для детей старшего дошкольного возраста

Расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта; совершенствовать умения ориентироваться в пространстве и на плоскос...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»

В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...

Конспект ОД по окружающему миру «В мире материалов» для детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».Цели и задачи:Развивать навыки коллективной деяте...

Ознакомление с окружающим миром и природой детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широко использования её в воспитательно-образовательно...